Буду краток: сегодня у меня есть немного очень личного мнения о романе Майка Брукса «Лев. Сын Леса», который повествует о возвращении примарха Льва Эль’Джонсона в Империум.
Наверняка уже все видели спойлеры этой книги, ее уже растащили на цитаты — зачастую весьма любопытные, пора уложить в голове общую картину. Итак, первым делом мы видим зеленые леса, очень похожие на леса Калибана. И ужасных хищников, напоминающих Великих Зверей Калибана. И все это видит некто «он». Кто же это? Сам он толком не помнит, не знает, как сюда попал, воспоминания всплывают мало-помалу, по ходу дела. Брукс, конечно, не знает старую шутку из совфантастики: «Где я? К черту подробности, — на какой планете?», но в первых главах ее вспоминаешь постоянно.
(Вообще-то я не сторонник разжевывания несущественных деталей. То, как именно проснулся Лев, существенно, однако не в контексте сюжета книги, и Брукс не объясняет, почему он проснулся и как попал на другую планету, а не остался на Скале. Явно с ведома Смотрящих во Тьме, ибо Лев встречает вотчера. Однако если вам принципиально, чтобы это раскрыли, то не ждите).
По жанру у нас чистой воды космический фэнтези-боевик с перемещениями в пространстве и обязательными боевками: и с ужасными хищниками, и с хаоситами на земле, и с ними же в космическом пространстве. По сюжету Лев — новый герой и спаситель, классический архетип фэнтези-героя, который не успел очухаться, как вспомнил о своем предназначении и пошел спасать мир. Но во вселенной Вархаммера это, скажем так, сложно, особенно находясь в Империуме Нигилус. Попытаться спасти можно разве что мир, на котором находишься, под названием Камарт. Лев встречает на Камарте людей (в том числе ребенка по имени Биба), выясняет, что мир страдает не только от жутких животных-мутантов, но и от притеснений неких «Ублюдков», а до того находилась под протекторатом ордена Рубиновых Полумесяцев, которых давно не видели. И еще узнает, что у этих людей есть Защитник…
Повествование ведется от лица нескольких персонажей: собственно Льва, Темного Ангела из числа Падших Забриила и еще одного Падшего — члена варбанды хаоситов Скорбная Гвардия по имени Баэлор, слепо преданного командиру этой варбанды. Скорбная Гвардия — настоящее войско: большая, могущественная, кошмарная, имеет обширный флот, на Камарте оставила гарнизон, который к тому же занимается всякими изуверскими «научными» изысканиями, — словом, вполне достойные антагонисты для возвращенного примарха. Впрочем, мне кажется, у нас тот редкий случай, когда положительные герои интереснее отрицательных, хотя и довольно колоритных.
Тем временем Лев очень изменился. И не только физически, хотя его физическим изменениям посвящено немало эпизодов, как печальных, так и комических. Он начал задумываться, как же получилось, что его столько раз обводили вокруг пальца, что он доверился Пертурабо и проглядел измену Хоруса и Лоргара, пришел к пониманию, что нужно разговаривать с людьми и искать точки соприкосновения. Да, был бы Лев с самого начала таким… хотя в этом случае, вполне вероятно, не случилось бы ни раскола Калибана, ни многих бед в Империум Секундус. В правильности своей тактики во время Ереси и Осады Терры Лев тоже усомнился.
Забавно, как он думает о других примархах. Узнав о разделе легионов Астартес на ордена, Лев ругается на Жиллимана за то, что он «вечно недоволен работой других», позже признается себе, что скучает по Руссу, предполагает, что Фулгрим занимался бы искусством после ВКП, если бы не Ересь. Между прочим, видно, что в сороковнике образы примархов заметно уплощаются. Авторы забывают бэк, или это намеренно — показать, как примархи за тысячелетия угасают даже в воспоминаниях родного брата? Для Фулгрима, шахтера и промышленника, искусство так-то было хобби, Русс, поэт, объединивший Фенрис и перевоспитавший чрезмерно агрессивный легион, уж точно нашел бы себе занятие в мирном Империуме. А Жиллиман мечтал быть фермером…
Но это, конечно, не главное. Главное — как Лев сразу же приступает к делу, организуя активные действия сперва на Камарте, а затем и другом мире. Как меняются его взгляды и поведение, как приходит к нему осознание ошибок. Как он открывает в себе новые способности — увидите, способности у него очень необычные. Чувствует себя одиноким без других примархов. Чрезвычайно интересны его отношения с сыновьями. Как он называл их до Ереси, «маленькими братьями». Ведь он столкнется в основном с Падшими. А их переживания тоже очень любопытно раскрыты. Брукс сделал то, о чем я давно мечтала, — показал нормальных, честных, верных Империуму Падших. Хаоснувшихся предателей, конечно, тоже показал. Ведь были среди Падших и те, и другие, но до этой книги они почти всегда оказывались на неправой стороне.
Предупреждаю сразу. Начало… как говорил один занудный читатель, непродающее. Оно довольно-таки затянутое. Затянутые описания, многословные абзацы, словом, на любителя. К тому же поначалу Льву являются мистические знаки: вотчер, Король-Рыбак — Брукс окончательно закрепил за Львом роль Короля Артура сороковника. Но спустя пару глав Брукс раскачивается, и события идут вполне динамично.
В целом книга спорная, но интересная и заслуживающая прочтения.
Бонус: эх, каким он парнем был... Молодой и красивый Лев. Начало