Найти тему

Неудобные дети

Источник unsplash.com
Источник unsplash.com

На днях у меня состоялся разговор с педагогом. Это учитель, с которым мы сотрудничаем уже несколько лет. Она прошла несколько моих курсов для педагогов. По кооперативному обучению. По качественной обратной связи. Сейчас она участвует в моём проекте по формированию культуры вопросов. В общем, вместе формируем у детей критически важные для жизни навыки. Она и раньше не была среднестатистическим учителем. Всегда в поиске, всегда больше, шире, глубже и креативнее, чем учебник, КИМ, ФГОС и любые другие рамки и стандарты. Про неё на канале есть одна из тех историй, после которых вы пишете: «Какое счастье, что есть такие педагоги», «Не всё потеряно», «С такими учителями есть надежда». Я лишь немного помогла с научной базой, фундаментальной наукой и рабочими техниками.

Работает она в массовой государственной школе. Более того, в той самой школе, где мой сын пережил травлю длиной в 2 года. В той самой школе, про культуру которой я писала тут и тут. Достаточно сказать, что в этой школе эту учительницу считают оппозиционером. Часто задаёт неудобные вопросы руководству, не следует тупым инструкциям (когда задача ставится в формате «иди туда не знаю куда и копай от сих до сих, выполняя функции расклеивателя объявлений, расчётчика площади проживания семей, срочного участия в миллионе конкурсов с фото-отчётами министерству), возит детей по экскурсиям и базам отдыха примерно раз в пять больше и чаще, чем другие. В общем, во многом ведёт себя иначе, чем коллеги, это многих раздражает.

Я уже рассказывала, что когда сына травили, я периодически ходила к директору образовательного комплекса по поводу перевода сына, и как-то он сказал очень ёмкую фразу: «Рейтинги мне делает старшая школа и олимпиадники. А началка - серпентарий, я туда особо не лезу». В общем, думаю, этого достаточно, чтобы понять, какая в школе корпоративная культура. Добавлю лишь, если у вас возник вопрос, как же школа остаётся рейтинговой и откуда олимпиадники, если в началке всё так, отвечу. Это совсем даже не благодаря культуре школы. В среднюю школу сюда набирают лучших из всех подряд школ. И кстати, отзывы, когда пришел ребёнок с горящими глазами, а попав в эту «крутую» школу, растратил всю мотивацию, нередки. Кажется, там выживают самые-самые достигаторы, которым культура и среда безразлична, главное – результат. Таких детей в природе немного, но для обеспечения школе рейтинга достаточно.

Источник pixaboy.com
Источник pixaboy.com

Всё это я рассказала, чтобы обозначить общий контекст, в котором состоялся разговор. Учитель и до меня была классной. Больше скажу, именно к ней я перевела сына после травли, как только директор согласовал перевод. И у нас было два года счастья. Мне уже тогда нравилось, как она работает. А пару лет назад мы стали сотрудничать уже не в формате родитель - учитель, а в формате наставник - учитель. Чтобы вместе сделать её уроки ещё круче. Страшно сказать, но что правда, то правда - я стала наставником для любимого учителя моего сына. Я её обучала, мы разбирали видео её уроков, я ходила на уроки, а затем мы вместе их анализировали, совершенствовали. Что-то шло со скрипом, что-то получалось сразу. Но вот в конце прошлого года она призналась, что всё стало прорастать и давать плоды. Те, кто с трудом формулировали мысли, заговорили. Те, кто стеснялись, стали более уверены в себе. У детей появилось мнение. Те, кто трудно идёт по программе (ОВЗ, логопедические трудности), подтянулись. Дети перестали бояться ошибаться.

А потом она рассказывала потрясающие истории о том, как в класс попадал новенький. И как дети сами ему говорили: «Не бойся говорить. Мы тебе поможем. Тут можно ошибаться». Это было до слёз. Это ровно те эффекты, которых мы добивались. И вот пару дней назад получила от неё следующее:

«Спасибо вам огромное. Это действительно совсем иной взгляд на образовательный процесс. Дети буквально за год стали другими. Жалею, что не с 1 класса всё это с ними начала. Но теперь у меня сомнения. Поначалу коллеги и администрация ходили на уроки и отмечали: «Надо же, какая осознанность. Дети умеют мыслить. Дети развёрнуто высказываются. Ого! А какие сильные вопросы они задают. А как они умеют рефлексировать. А что это ты с ними такое делаешь? А почему в группах сидят? А почему ходят по классу? Как интересно!» А сейчас мне говорят иначе. Мои дети же попадают и к другим учителям, английский, физкультура, музыка. Психолог вот недавно у них серию уроков вела. Знаете, что они всё чаще говорят? «Ты заигралась. Всё это прекрасно, но они задают вопросы. Запросто мне, учителю, могут сказать: «А вы не обозначили цель!» Могут спросить: «А рефлексировать не будем?» Может, они мне расскажут, как урок вести? Мнение высказывают по каждому поводу. Не слишком ли они себе позволяют? С ними, конечно, интересно. Но это лишнее». В общем, я стала понимать, что мои дети стали неудобны для системы. Я не знаю, что мне делать. Через год пятый класс. А там в этом конвейере совсем никому не понравятся дети со своим мнением и с вопросами.

И вот я теперь думаю, не сделала ли я для них хуже? И как мне их готовить за этот год к средней школе? Учить мимикрировать? Уже начала учить их считывать настроение учителей и лишний раз подстроиться. Но 4-й класс, они пока не очень это умеют. Да и пубертат начался.

Ещё думаю про следующий мой класс. Если я, конечно, останусь в этой школе, то вследующем году новые первоклашки. Я на распутье. Начинать ли мне сразу учить их думать, говорить, критически мыслить. Или готовить к шаблону, к тому чтобы на них не жаловались».

Источник unsplash.com
Источник unsplash.com

Я, конечно же, сказала, что теперь, когда она увидела, как там «на светлой стороне», ей сложно будет готовить к шаблону. Когда ты знаешь, что можешь показать ребёнку разные мнения, что можешь научить задаваться вопросами, что можешь развить в них навыки исследования, аргументации, продуктивной деятельности, а не только репродуктивной, уже не получится иначе. И ещё я (не в первый раз уже) сказала о том, что надо искать своих. Искать школу, где директор думает также и коллектив подбирает соответствующий. Искать единомышленников. Благо, в Москве огромный выбор.

А сама я тоже задумалась после этого разговора. А нужны ли действительно системе образования (да и в целом стране) думающие, критически мыслящие, задающие вопросы? К сожалению, это неединичный случай. Это ведь был не первый подобный разговор с неравнодушным педагогом. Периодически слышу такое. Когда не вся школа в едином порыве решает менять подходы к образовательному процессу. Когда это единичный учитель, который решил уйти от шаблона, решил прицельно развивать в детях навыки, а не только «запихивать знания», такие учителя неминуемо потом возвращаются ко мне через время с двумя выводами: 1) в школе у меня нет единомышленников, никто не понимает, зачем я это делаю, 2) мои ученики стали неудобными.

А как у вас? Вы совпадаете со своей школой? Или тоже оппозиционер? Если совпадаете, вам повезло, тогда следующий вопрос не для вас. Если вы со своей школой не совпадаете и даёте детям не только предметные знания, если учите их критически мыслить, задаваться вопросами, иметь мнение, становятся ли ваши ученики неудобными?

Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.

Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.