Найти тему
ТыжИсторик

Красота по-советски

Автор Elci.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Друзья, согласитесь, мы все же отвыкли жить в мире тотального дефицита, многие, например я, даже по магазинам ленятся ходить, а заказывают все необходимое он-лайн. А буквально каких то 40-30 лет назад вопросы гигиены и ухода за собой решались куда сложнее и причудливее. Думаю, нам, избалованным жителям 21 века все же есть чему поучится у наших прекрасных и находчивых бабушек и мам, а также дедов и пап, живших в условиях тотального дефицита всего!

В молодом советском государстве борьба за чистоту стала национальной идеей. Поначалу гигиенический ликбез среди населения проводили из-за волны эпидемий — в первую очередь холеры и сыпного тифа, — возникшей в годы Гражданской войны. Борьба с тифом шла особенно тяжело: заболевание переносили вши, досаждавшие горожанам, жителям деревень и солдатам на передовой. Катастрофические масштабы «вшивой» эпидемии признал даже Ленин, который на VII Всероссийском съезде Советов в 1919 году заявил:

Или вши победят социализм, или социализм победит вшей!

Для победы над кусачими насекомыми государство призывало граждан как можно чаще мыть руки. Мыться целиком советовали минимум два раза в месяц. При этом мыло было в большом дефиците.

Плакат 20-х годов.Фото из открытых источников
Плакат 20-х годов.Фото из открытых источников

В решении «мыльной» проблемы помогли две косметические фабрики, построенные ещё до революции: «А. Ралле и Ко», открытая в 1843 году московским купцом Альфонсом Ролле, и «Брокар и Ко», основанная Генрихом Брокаром в 1864 году. При большевиках предприятия были национализированы, получив новые названия — «Государственный мыловаренный завод № 4» и «Замоскворецкий парфюмерно-мыловаренный комбинат № 5».

Первое время фабрики выпускали только мыло. Несмотря на большие объёмы производства, его катастрофически не хватало на фронте и в быту. В деревнях для мытья рук селяне часто использовали глину или песок. В городе ситуация обстояла не лучше. Известен анекдот того времени, где сосед в коммунальной квартире подглядывает за девушкой в ванной лишь для того, чтобы узнать, не его ли мылом та моется. Кроме того, в переполненных коммуналках люди часто селились даже в ванные комнаты — в итоге большинство квартирантов лишались возможности освежиться.

Не хватало и городских бань. В книге «Мужчина и женщина. Тело, мода, культура» историк Наталья Лебина рассказывает: в популярной литературе 1920‑х часто встречались статьи в духе «Как быть чистым без бани». Профессор Василий Кашкадамов со страниц журнала «Гигиена и здоровье рабочей семьи» за 1923 год предлагал как можно чаще менять бельё, чтобы добиться такого эффекта.

Плакат 20-х годов.Фото из открытых источников
Плакат 20-х годов.Фото из открытых источников

В период НЭПа косметические производства расширили ассортимент. В продаже появились зубные щётки, зубной порошок и даже зубная паста. Порошок брали чаще — баночка «Особого» стоила на порядок дешевле немецкого «Хлородонта». Ушли в прошлое безликие названия косметических производств: бывшая фабрика Ралле теперь называлась «Свобода», а производство Брокара стало «Новой зарёй».

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Культуру чистоты внедряли через пропаганду гигиены и санитарное просвещение. Появилось много плакатов, посвящённых уходу за телом. Изображения улыбающихся рабочих сопровождались бойкими стихами:

Культурная привычка,
приобрети её —
Ходи еженедельно в баню
и меняй бельё».
«Зубы
чисть дважды,
каждое утро
и вечер каждый.
(С) Владимир Маяковский

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Чистке зубов в санитарно-просветительской работе уделяли особое внимание. В книге «За нового человека» (1928) Михаил Рафаил заявляет, что зубная щётка нужна каждому рабочему, так как этот предмет

в условиях пролетарской диктатуры — один из элементов культуры.

Правильно ею пользоваться учили средства печати. Так, в «Смене» (№ 19, 1924) вышла большая статья «Чистишь ли ты зубы?», где подробно разбиралась техника ухода за полостью рта.

Были и те, кто считал заботу о здоровье уделом мещан и буржуев. В одном из выпусков «Смены» (№ 7, 1927) был напечатан рассказ «Зубная щётка младшего брата», где щётка стала причиной конфликта:

…Илюшка обтирался губкой, намоченной в холодной воде, а со столика ехидно улыбалась новенькая зубная щётка.
— Что за мелкобуржуазные… фокусы! А ещё пионер. Моя смена. Разнежился. Тьфу!
— Смена должна быть здоровой…
— Дурак, для здоровья нельзя продавать своё достоинство. У меня самого туберкулёз. <…> Ты ещё маникюр себе сделай...

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Несмотря на то что у правил личной гигиены находились противники, щёток на всех не хватало. Историк Илья Сидорчук описал реальную ситуацию, живописующую условия быта 20-х, когда молодые люди из московского общежития делили зубную щётку на 11 человек. О нехватке предметов гигиены говорит и рекомендация из книги «Как пионеру помочь оздоровлению деревни» (1928) Склярчика. При отсутствии зубного порошка или щётки автор советует

натереть палец мылом и чистить пальцем или натолочь мелко мелу или берёзового угля, мокрым пальцем набрать этого порошка и чистить им зубы.

В 20‑е годы духи, пудра и помада считались особо идейными гражданами и гражданками молодого государства элементами буржуазного или нэпманского быта. Однако фабрики всё равно выпускали декоративную косметику, несмотря на общественное порицание «подмалёванной красоты». За загадочной аббревиатурой ТЭЖЭ — Трест «Жиркость», — появившейся на этикетках косметики «Новая заря», скрывались душистые мыла в красивых обёртках, изящные флаконы духов и воздушная пудра.

О поцелуях с напудренной дамочкой с пренебрежением пишет некий доктор Эльбе в книге «Красота женщины и быт» (1927).

Реклама фабрики ТЭЖЭ. Фото из открытых источников
Реклама фабрики ТЭЖЭ. Фото из открытых источников
Ощущение сала на губах от помады припудривается „матовым цветом“ от щёк, и к тестообразному вкусу разжёванного цветного карандаша присоединяется непреодолимое желание… выплюнуть поцелуй.

«Чистота — лучшая красота» — гласил советский лозунг. Накрашенное лицо считали признаком мещанства, буржуазности и, как ни странно, неряшливости. Тот же доктор Эльбе рассказывает:

Приходит [к врачу] женщина за лечебным советом. Волосы у ней завиты, губы напомажены, сама она напудрена, платок духами надушен, но как начнёт она раздеваться, да как потянет от неё тяжёлым запахом потного, немытого тела. <…> Врач по своим соображениям просит её раздеть ботинки и чулки. Тут-то и сказывается подготовка: грудь вымыта, а ноги грязные… И встаёт вопрос: не потому ли многие прыскаются духами, чтобы легче отшибить неприятный запах?

Разворот журнала "Домашняя портниха", 1929 г. Фото из открытых источников
Разворот журнала "Домашняя портниха", 1929 г. Фото из открытых источников

В налёте пудры на женском лице видели признак легкомыслия и необразованности. Так, в книге Рафаила «За нового человека» (1928) комсомолки жалуются на напудренных товарок:

В 36‑й ячейке есть группа девчат, которые обильно употребляют продукцию ТЭЖЭ. <…> Девчата, употребляющие краску и украшения, самые отсталые в нашей ячейке. Ничем они не интересуются, кроме танцев и разговоров о „нём“, стараются всеми правдами и неправдами сбежать с собраний, не желают работать .

В то же время в статье «Бунт комсомолок», опубликованной в «Смене» (№ 3, 1927), сознательные барышни сетуют, что распущенность «намазанных» девиц поощряется вниманием мужчин:

Посмотрите, на ком больше всего женятся, с кем больше всего проводит досуг комсомолец и что обиднее всего, активист: с накрашенными девчатами, зачастую чуждыми его взглядам на жизнь

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Косметика и парфюмерия пользовались большим спросом. В советских газетах 20‑х годов мелькала реклама косметики «Имша» и средства «Адон» для уничтожения угрей. Но не все могли позволить себе фабричные средства. Находчивые девушки применяли зубной порошок вместо пудры — он приятно охлаждал кожу и подсушивал воспаления. В одном из номеров «Смены» (№ 16, 1925) читателям, которые не могли позволить себе «Адон», предлагали

выдавливать сальные пробки и обмывать лицо горячей водой с ихтиоловым или серным мылом.

Тем же средством мыли и волосы — шампуней в стране ещё не было.

«Смена» рекомендует интересный способ борьбы с облысением — больше отдыхать. По мнению авторов,

облысение является результатом как мозговой работы, так и неправильного образа жизни, недостаточного сна. При умственной работе сосуды мозга расширяются и отнимают значительную часть крови от кожи головы.

Совет пригодится и сейчас — стресс действительно может привести к потере волос. Стоит упомянуть ещё одну гигиеническую рекомендацию, её многие вспомнят по плакату «Позаботилась ли ты о грудях?». Женщин призывали регулярно обмывать грудь холодной водой, «закаляя соски». Такое закаливание не давало появиться трещинам на сосках при кормлении и, как следствие, уберегало от мастита — воспаления молочных желёз. Вопросы женского здоровья часто освещали в прессе 20–30‑х годов, но информацию подавали скупо, сухим медицинским языком. За дополнительными сведениями советовали идти к врачу.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В 30‑х годах производство косметики и парфюмерии заметно расширилось. Этому значительно помогла супруга Вячеслава Молотова Полина Жемчужина. Она считала, что женщина должна следить за собой, в том числе за лицом, телом, волосами и ногтями. Как руководитель ТЭЖЭ с 1932 по 1936 год, Жемчужина старалась сделать декоративную косметику доступной для всех. Несколько лет фабрика работала в убыток, зато пудры и помады теперь могли позволить себе даже небогатые девушки. Из народного фольклора:

На глазах ТЭЖЭ,
На щеках ТЭЖЭ,
На губах ТЭЖЭ,
А целовать где же?

Полина Жемчужина (Молотова). Фото из открытых источников
Полина Жемчужина (Молотова). Фото из открытых источников

«Работница» и другие советские журналы для женщин начали писать о значимости косметики в повседневной жизни. Наталья Лебина приводит в пример выдержку из статьи «Культура и красота», опубликованной «Работнице» (№ 7, 1936). Там рассказывалось об открытии в здании гостиницы «Москва» образцового парфюмерного магазина, при котором работал косметический кабинет. Одной из популярнейших процедур стал маникюр с массажем рук. Лак для ногтей в то время уже был — в 30‑х его начала выпускать фабрика «Северное сияние».

Ведущий специалист кабинета, эмигрантка из Австрии, заявила корреспонденту «Работницы»:

Мне пришлось многому удивляться — оказывается, есть женщины, которые считают постыдным ухаживать за своим лицом и телом… А затем подчеркнула: Всё, чем располагает культура, должно стать достоянием масс.

Вопреки благородному призыву косметолога, услуги таких кабинетов оставались доступны только узкому слою советской элиты.

Реклама магазина ТЭЖЭ. Фото из открытых источников
Реклама магазина ТЭЖЭ. Фото из открытых источников

30‑е годы в СССР можно назвать «самым ароматным» десятилетием. Особое внимание уделяли производству эфиромасличных культур. В начале 30‑х в некоторых учебных заведениях даже появилась новая специальность — «Эфирные масла». В Москве, Ленинграде, Калуге открылись заводы по производству синтетических душистых веществ. К 1936 году по выпуску парфюмерии Советский Союз обогнал даже Францию, уступив только Великобритании и США. С 1925 по 1940 год появились новые советские духи и одеколоны: «Шипр», «Белая Ночь», «Ленинград», «Юбилей», «Эллада», «Ориган» и, конечно же, «Красная Москва».

Реклама духов "Красная Москва". Фото из открытых источников
Реклама духов "Красная Москва". Фото из открытых источников

Несмотря на разнообразный ассортимент, качество отечественной парфюмерии устраивало не всех. Из фельетона Николая Смирнова-Сокольского "Разговор человека с собакой"

Духи хорошо пахнуть обязаны. Нельзя, чтобы духи такие были, как моя жена в ТЭЖЭ покупает. Универсальные. Ими и душится, ими и клопов травит.

Продолжение следует...

Автору и кошке Матрешке на винтаж

https://yoomoney.ru/bill/pay/9eJKYgFfto4.221222

Рекомендуем, если ищете, что почитать:

-14

Каналы, на которые стоит подписаться!

Научно-популярные каналы на Дзене: путеводитель.

И конечно, же читайте замечательный блог Фантагиро Бурерождённой

СССР
2461 интересуется