Казалось бы, для фотографа со стажем размышления по поводу отношения к его профессии остаются далеко в прошлом.
Вместе с опытом приходит уверенность, вырабатывается не только иммунитет к критике, резким высказываниям, но и к чужому мнению относительно профессии в целом.
Но если задаться целью и провести социологический опрос, то мне почему-то кажется, что мнения разделятся примерно 50/50. Для одной части опрошенных фотограф является профессионалом своего дела, человеком творческим, самостоятельным, имеющим опыт и навыки, которыми обладают лишь люди этой профессии. Для другой части фотограф - это обслуживающий персонал, а часто просто «обслуга».
Для меня это очевидно, потому что я сама являюсь фотографом и так или иначе встречаю мнения и те, и другие.
Когда работала на свадьбах, особенно в начале карьеры, то иногда приходилось работать стиснув зубы. Не так уж часто, но было. Особенно, когда хватаешь все заказы подряд и стараешься сделать свой рабочий график насыщенным.
Со временем я начала потихоньку фильтровать заказы, научилась разбираться в людях «на входе». Но всё это конечно же не сразу.
Помню, как на одной из свадеб, уже под конец моего съемочного дня, меня терроризировал нетрезвый папа невесты со своими нетрезвыми друзьями: «слыш, а ты вот ща присела и фоткаешь…а вот лечь можешь? Сними давай нам шедевр лежа» Или вот это вот: «а вы чего тут сидите? Вы же фотографировать должны! Мы вам деньги платим!»…да столько всего было, что хватит не на одну статью.
Вернемся к теме. Обслуга. Но лучше всё-таки обслуживающий персонал.
Вот стоит актер на театральной сцене и обслуживает целый зал зрителей. И в этот момент он артист. Но приезжает он же вести мероприятие на какой нибудь корпоратив и тут же становится обслугой. Но не для всех. Для кого-то он остался артистом. А для кого-то клоун, который приехал развлекать.
В профессии дело? Конечно же нет. Дело в людях, которые воспринимают эту профессию по-разному.
Так вот с фотографами абсолютно такая же история. Для кого-то я готова служить, потому что это моя работа и я горжусь своей профессией. А для кого-то я всего-лишь подтверждение их собственной значимости. Придуманной, основанной не на собственных достижениях, а на количестве людей во-круг, которые их обслуживают.
Вообще, обслуживающий персонал это практически мы все. Сфера услуг огромная. Любая профессия так или иначе предполагает взаимодействие с людьми и взаимовыгодный интерес. Кому-то услуга, кому-то деньги.
Фотограф, который строит свою карьеру на пафосе - плохой фотограф. А вот фотограф, который нашел правильную середину, который понимает, что клиенту необходимо не только получить хорошие фотографии, но и создать определенную комфортную атмосферу - хороший фотограф.
И вот тут фотографу важно понимать, что хороший результат - это совокупность многих факторов, а не только качественные фотографии «на выходе». Это и комфортная атмосфера, доверительные отношения, участие и помощь в подготовке к съемке. В конце концов обязанность настроить своего клиента на ту волну, в которой будет комфортно находиться всем, а не только одной стороне.
И всё это - обслуживание.
Которое иногда предполагает не только сфотографировать, но и кофе предложить, и вещи помочь развесить и отпарить, да и просто сказать человеку что-то приятное, может быть даже лестное, просто ради того, чтобы расположить к себе и к совместной работе.
Я могла бы сюда накидать не один десяток скринов с комментариями под некоторыми моими статьями. Все они, если кратко, примерно такого содержания: «Ха, фотограф? Да ты обслуга, тебе бабки платят, вот и отрабатывай» или «Да тебя бы в шахту или в горячую точку, а ты тут ноешь про свою тяжелую работу» и тд.
Вот мне тут хочется ответить всем и сразу.
Дело не в нас - фотографах. Дело не в профессии, дело в отношении к нам. Да даже не к нам, а в целом к людям, к обществу. Если делить всех на обслугу и необслугу, то во втором столбике не останется практически никого. Все мы в той или иной степени служим. И такие комментаторы скорее всего тоже попадут в раздел «обслуга», хотя сами этого, может, и не поймут:) Но вот жить таким людям крайне тяжело, на мой скромный взгляд. Когда все во-круг вам что-то должны, то вы теоретически просто обязаны ежедневно страдать и мучаться от того, что общество вас неудовлетворяет качеством своих услуг.
И напротив, фотографы, не считающие себя обязанными людям страдают не меньше. Я звезда! Я должен только на кнопку «шедевр» жать и никто не смеет мне мешать своими требованиями, просьбами помочь, объяснить, адаптироваться перед камерой…
Вот поэтому таких «недовольных» так просто вычислить среди толпы. Именно они так часто пытаются поставить всех на свои места. А по факту - расставляют на эти места только себя и себеподобных:)
Работать ли фотографу с такими клиентами ? Я бы не советовала.
Работать ли клиенту с такими фотографами - не стоит, ведь творчество должно приносить удовольствие. А фотосессии это совместное творчество, и никак иначе.
Так что я с удовольствием продолжу обслуживать моих дорогих клиентов и с не меньшим удовольствием почитаю ваши комментарии:)