Читаю вчера новости, вижу громкий заголовок, рассказывающий о том, как целая группа детского сада сибирского города страдает из-за девиантного поведения одного из воспитанников. То он ударит кого-то, то толкнёт так, что малыш весь в синяках и ссадинах, то выльет кому-нибудь на голову тарелку с супом.
Стали разбираться в причинах. Вызвали в сад маму. И выяснилось, что мальчик "добрый, хороший, но он не умеет говорить и вынужден общается таким образом."
Проблем в поведении ребёнка мама, по словам других родителей, не видит, отмахивается от настойчивых просьб показать мальчика специалистам: психиатрам, дефектологам. Считает, что у него нет никакой агрессии, он просто слишком подвижный и если кого-то смахнул, и ребёнок ударился, то тут уж не обессудьте - "это чистая случайность". И вообще все дети дерутся. В этом нет ничего страшного.
А мне так кажется, всё она видит, всё понимает. Но не хочет признаться другим: "Да есть проблемы." На мой взгляд, это какой-то защитный механизм.
Но уместно ли его включать, когда твой ребёнок находится в коллективе?
Честно ли это по отношению к другим людям? К детям, которые страдают, к их родителям? К воспитателям, которые отвечают за здоровье и жизнь доверенных им детей?
А если бы ситуация была бы обратной: тихий спокойный неговорящий мальчик весь в синяках и царапинах. Вот тогда бы у мамы была проблема: "Мой ребёнок с особенностями, а его обижают. Срочно примите меры."
А так нет. Обычный ребёнок. И точка. Просто молчит. Просто всем от него достаётся, потому что иначе он общаться не может, не умеет.
И естественно, мама пока не поведёт своего сына ни к какому психиатру.
А если и поведёт, то, скорее всего, не будет соблюдать предписания и откажется от ле4ения.
Имеет право? Да, имеет.
Хотя, вы знаете, сейчас во многих коррекционных детских садах и школах педагоги просто настоятельно требуют, чтобы родители очень серьёзно отнеслись к вопросу.
Иначе помочь сложному поведенческому ребёнку будет очень трудно.
Заставить, конечно, никто не может. Но если ситуация окончательно выйдет из под контроля, могут сообщить в опеку о том, что ребёнок нуждается не только в педагогической коррекции, а родители делают вид, что не слышат.
"А это, знаете ли, оставление в опасности" - так написал мне один комментатор под статьей, где я рассказывала, почему выбрасывала рецепты от психиатра, когда сыну было лет 10-12.
Снова вдаваться в подробности не буду. Скажу лишь, что была полная уверенность, что я поступаю правильно. Состояние моего ребёнка не требовало такого грубого вмешательства.
В школу он не ходил. Никому там не мешал. По программе успевал. Поэтому отложила решение вопроса до худших времён.
А вот всего, что описано выше, не понимаю.
Ну вот ты мать, ты решила, что твой сын или дочь будет ходить в школу.
Там начались проблемы. Не хочешь идти к врачу - забери своего ребёнка. Сиди с ним дома, чтобы он никого не толкал и никому не выливал суп на голову.
Или ты думаешь, что всё само собой рассосётся? Твой малыш повзрослеет и поумнеет. А если нет? А если случится что-то серьёзное. Суп, например, будет слишком горячим или угол острым?
Нет. Я такого не понимаю. А вы? Может, вы что-нибудь понимаете.