В 2019 году Москва, Анкара и Баку подписали трехсторонний меморандум о сотрудничестве в области развития железнодорожных перевозок. Документ предусматривает в частности рассмотрение возможности реализации проекта по строительству железнодорожного пути с шириной колеи 1520 мм на участке Ахалкалаки (Грузия) – Карс (Турция) протяженностью 76 км.
Речь о том, чтобы усилить и развернуть товарооборот по линии Баку – Карс через Тбилиси. В этом, кроме России, Азербайджана и Грузии, заинтересованы расположенные неподалеку Казахстан, Узбекистан и даже страны ЕС. Баку удобен выходом к морю, что позволяет доставлять грузы из Азии в Европу с минимальными перегрузками.
Более того, в Турции недавно переизбран весьма харизматичный и прагматичный лидер, который, следуя заветам Ататюрка, блюдет в первую очередь экономические и политические интересы страны и людей. Также всемерно укрепляются азербайджано-турецкие связи, а Азербайджан традиционно находится в кругу геополитических интересов Турции. Посему нет сомнений в том, что проект будет реализован.
Электрифицированное (с двумя путями) железнодорожное сообщение БТК (Баку – Тбилиси – Карс) уже открыто (2017 г.) и признано важным магистральным направлением, чуть ли не «великим путем ЕС – Центральная Азия». Речь теперь о том, чтобы турецкий участок БТК протяженностью 76 км (из 826 км — общей) перевести на одну типично «русскую» колею 1520 мм для удобства использования подвижного состава и сокращения времени на переустановку колесных пар. Пока их заменяют на станции Ахалкалаки-Грузовая, ибо турецкая колея имеет ширину 1435 мм.
Вторая задача — реконструировать участок в Грузии на перегоне Ахалкалаки – Марабда (160 км); тогда можно будет говорить о большой транспортной скорости. Сроки реализации проекта стоимостью в сотни миллионов долларов в конкретике не обозначены и предполагают, что он будет занимать общественное мнение 7-10 лет.
Для Москвы проект интересен тем, что она, войдя в него в качестве партнера, будет получать экономические дивиденды. К тому же Россия исторически соперничает с Турцией за геополитическое влияние в регионе. Соответственно, новые железнодорожные пути могут рассматриваться не только с позиции грузооборота и экономическо-туристической выгоды, но и как средство доставки грузов различного назначения в регион ангажированных интересов.
Этот проект по-прежнему актуален, поскольку показывает перспективы и возможности развития региона, заинтересованность государств-соседей в грузообороте, включая транзитный. О развитии регионов косвенно свидетельствует динамика строительства железных дорог. К примеру, в начале XX в. в Российской империи ежегодный прирост железнодорожного сообщения (в км) был одним из показателей экономического развития государства.
А с экономическим развитием прямо связаны все другие, не менее важные перспективы влияния на внутреннем и внешних рынках, и даже в геополитике. Транспортное сообщение для любой страны или региона — инструмент развития. А как в конкретике будут им пользоваться в новых реалиях — это уже другой вопрос.
Андрей Кашкаров, журналист, военный эксперт, общественный деятель, специально для канала «Строительный мир»