Найти в Дзене

Самый северный порт России глазами автомобилистов

Оглавление

Путь по зимникам, замёрзшее топливо, гаишник из бурана и жареный омуль

Поселок Тикси на берегу моря Лаптевых продолжает манить туристов со всего мира. GoArctic писал об экспедиции 2016. Пять лет спустя ее ошибки учел барнаульский путешественник - Дмитрий Юрочкин.

В экспедиции 2021 года помимо россиян приняли участие трое граждан Беларуси и один бельгиец. Всего восемь человек на двух внедорожниках Toyota Land Cruiser. Группе предстояло осилить 2208 километров пути, в том числе полторы тысячи – по зимникам. Интервью с руководителем экспедиции, профессиональным гидом Дмитрием Юрочкиным, использованное при написании этого материала, знакомит нас с новыми деталями жизни людей за полярным кругом.

Якутск – Батагай

Село Тополиное примечательно тем, что здесь заканчивается асфальт и начинается зимник. В селе живут эвены-оленеводы, но мясо вопреки этому факту все равно в два раза дороже, чем на Чукотке.

«Всё потому, – объясняет мой собеседник, – что на Чукотке есть список продуктов с дотацией от государства». Здесь и далее на маршруте в магазинах было много просрочки, что связано с особенностями северной логистики. Часть товаров идет до потребителя два года: в первый год их везут морем, второй – по реке.

На следующий день на участке зимника с опасными наледями группа остановилась на пригорке понаблюдать за движением грузовиков.

«Две фуры прошли, – вспоминает Юрочкин, – а третья, хоть и неглубоко, но провалилась. Потом мы ее встретили в одной колонне с большегрузом, который вез в Батагай кабриолет «Лексус». Оказалось, что в поселке уже есть один суперкар, – «Шевроле Камаро», – и кто-то из местных приобрел «японца» ради возможности конкурировать. Где там, в принципе, можно ездить на таких тачках, мы не поняли».

15 марта у группы случился двойной праздник. Во-первых, они пересекли северный полярный круг. Во-вторых, у одного из участников экспедиции – день рождения. После трех ночевок в палатке при температуре минус 35 ребята заселились в гостиницу «Кисиляхи» в селе Томтор. Теплый номер с душем и туалетом на контрасте воспринимался как оазис среди заснеженной тундры. Эта и другие теплые ночевки группы были проявлением заботы местной администрации. К ней нужно было только своевременно обратиться.

В поселке Батагай, куда экспедиция прибыла на следующий день, находится самый крупный в мире термокарстовый провал. После его посещения ребята в сопровождении корреспондента газеты «Вести Верхоянья» и по совместительству блогера отправились в город Верхоянск в 70 километрах к западу от Батагая. Город считается неофициальным полюсом холода.

Там же, в Верхоянске, искупались в проруби на реке Яна. Правда, в этот день полюс холода не оправдал своего названия – температура воздуха была всего минус 22. Из проруби качает воду местная водовозка, а чтобы прорубь не замерзала, поставлена палатка с печкой. В палатке дежурят две женщины. Тут же ловят рыбу и продают ее желающим. Участники экспедиции купили чира и соленую ряпушку.

Рынок в Якутске - рыбное изобилие.
Рынок в Якутске - рыбное изобилие.

Батагай – Найба

18 марта, при съезде с реки Яна, появился первый указатель на Тикси. До него было 453 километра.

«По дороге видели заброшенные рудные поселки, – вспоминает Юрочкин, – Северный и Кулар. Ближе к выезду на реку Омолой в одной из проток встретили местных на снегоходе, выпиливающих из наледи «Урал», провалившийся в ноябре, чуть дальше от него стоял трактор К-700 («кальмар») с такой же судьбой. На обратной дороге их уже не было».

В районе 18 часов экспедиция доехала до села Хайыр, где глава администрации заселил участников в местный клуб – теплый, уютный, но с туалетом на улице. Температура, между тем, ночью опустилась до минус 39. Утром, окрыленная словами главы о хорошей дороге в сторону моря Лаптевых, группа стала планировать ужин в ресторане «Тикси». Это, значит, за день ей предстояло осилить 320 километров.

Первые 60 километров были хорошими, но начала поддувать небольшая поземка, и чем ближе экспедиция подъезжала к устью реки Омолой, тем чаще стали попадаться надувы. Скорость передвижения упала. «При приближении к морю Лаптевых, – продолжает свой рассказ Юрочкин, – видимость была 3-5 метров! Понимая, что в Тикси мы уже не попадем, осмотрели несколько заброшенных изб. Все они оказались непригодны для ночевки. Ближе к 8 вечера на пересечении нескольких заметенных колей поставили палатки, быстро поужинали на ветру и легли спать».

Днем 20 марта после разведки участники экспедиции продолжили движение. Цель – добраться до Найбы, ближайшего к Тикси села, до которого меньше ста километров. Однако движение по льду моря Лаптевых с огромными надувами снега было очень медленным.

«Тропим, копаем, дергаем, натаптываем, объезжаем по визуально плотным участкам», – описывает будни этого дня мой собеседник. За 5 часов группа преодолела всего 13 километров.

На льду моря Лаптевых
На льду моря Лаптевых

А еще через час группа выехала на отлично прочищенный зимник. Объяснение этому простое – ветер дует неравномерно, непроходимые участки чередуются с отличной дорогой, а дорожники разных улусов не успевают одновременно выходить на точку стыковки зимника из-за огромных расстояний. К вечеру ребята добрались до Найбы, где их ждали сразу два подарка – теплая квартира в частном доме от администрации и северное сияние.

У самых "морских ворот"
У самых "морских ворот"

Найба – Тикси

От Найбы до Тикси около 125 километров. Менее чем за 80 километров до цели стало замерзать топливо в машинах.

«В баках помимо ДТ «Арктика» была залита и «Зима», – объясняет Юрочкин. – Одну машину мы реанимировали, как следует продув топливную систему. Второй машине это не особо помогло, и она вскоре опять заглохла». При сильной метели ребята прицепили вторую машину к первой и продолжили движение. За восемь километров до цели экспедиция свернула в бухту Тикси, откуда по спутниковому телефону были вызваны булунские дорожники.

На удивление дорожники приехали через полтора часа после звонка, что по местным меркам быстро. «Кальмар» пробил джипам дорогу, а на затяжном подъеме перед въездом в Тикси и вовсе взял машины на буксир.

«И тут из бурана выходит гаишник, – почти как в анекдоте продолжает свое повествование Юрочкин, – и останавливает всех сразу. Договорились, что документы проверять не будет, бежать здесь некуда. Но он все-таки сопроводил нашу кавалькаду до здания администрации».

Несмотря на наличие заброшенных домов, Тикси произвел на путешественников благоприятное впечатление. В поселке можно и новинки кино на большом экране посмотреть, и сувениров прикупить, и отведать свежей выпечки. Цены, конечно, кусаются, но все же они существенно ниже чукотских. Почти полным составом группа посетила музей Усть-Ленского заповедника, руководимого Александром Гуковым. В экспозиции – различные окаменелости, шерсть и бивень мамонта, фотографии и личные вещи первых поселенцев…

За вечерним ужином, украшением которого был жареный омуль с картошкой, участники экспедиции разложили на столе карту.

«Пришло понимание того, какой же все-таки грандиозный путь мы проделали», – резюмирует Юрочкин. Пожив в Тикси пару дней, трое участников экспедиции улетели домой на самолете. Еще пятеро, пока погода позволяла, продолжили путешествие по морю Лаптевых, но в обратном направлении. Их приключения – это уже совсем другая история...