«Опустела без тебя земля», - эта строчка из знаменитой советской песни с музыкой Александры Пахмутовой теперь обрела новый трагичный контекст. Вечером 16 сентября страну облетела печальная новость. Ушел из жизни один из авторов стихов великого хита, супруг композитора Николай Николаевич Добронравов. Поэт, на чьих текстах выросло несколько поколений, творческий долгожитель, половинка авторского и семейного тандема. Ему было 94 года. И конечно же, первая строчка «Нежности» вспоминается сама собой, наперебой цитируется в воспоминаниях и некрологах. Свой материал памяти поэта я решил озаглавить другими его строками, которые хорошо характеризуют жизненный и творческий путь:
«И нету жизни без судьбы.
И без судьбы нет песни»,
- этими строками заканчивается не положенное на музыку стихотворение Николая Добронравова «Пластинка памяти моей». Его судьбой стали поэзия и Александра Николаевна Пахмутова, верная жена и талантливый композитор. На протяжении 67-ми лет они дарили свою нежность друг другу и миллионам советских и российских слушателей, выражая чувства, мысли, простые жизненные истины в стихах и мелодиях. О творчестве Пахмутовой и Добронравова, историях их главных песен я рассказывал во многих материалах своего канала. Сегодняшний материал в не привычном для канала формате – это дань уважения и памяти легендарному автору, мэтру советской песенной поэзии.
Больше, чем поэт
В соавторстве с супругой Николай Николаевич часто писал слова на уже готовые мелодии, делал подтекстовки, как он сам выражался. Согласно распространенному ныне мнению, именно это умение отличает «поэта-песенника», ныне всё чаще безлико именуемого «автором текстов», от просто поэта, который сочиняет стихи и публикуется в сборниках. Николай Николаевич определение «поэт-песенник» не любил, он считал, что можно быть либо поэтом, либо не поэтом. Он публиковал поэтические сборники, выпускал циклы стихотворений, но большая часть его произведений зазвучала под музыку его жены голосами ведущих отечественных исполнителей всех творческих поколений. Он начал свой путь в эпоху, когда массовая песня была важным элементом агитации и идеологии, вместе с супругой им часто доводилось писать по заказу, отражая повестку дня. А ушел поэт в век «звуков, а не слов», так характеризуют нынешний этап развития песенной культуры. Стало важнее «как петь, а не что петь», но как бы современные исполнители не съедали слова, изощряясь во всевозможных вокальных техниках и манерах, подлинная песенная поэзия – бессмертна, и песни Николая Николаевича будут петь ещё не одно десятилетие.
Он был поэтом-песенником в истинном, глубинном смысле этого слова. Стихи Добронравова – яркая иллюстрация известной истины: всё гениальное просто. Он писал без сложносочиненных конструкций, хитро выдуманных образов, затерянных в недрах образного ряда третьих и четвертых смыслов, но в то же время – образно, ярко, понятно и метко.
«Надо только выучиться ждать,
Надо быть спокойным и упрямым,
Чтоб порой от жизни получать
Радости скупые телеграммы»,
- это же, фактически, экзистенциальный девиз, жизненное кредо. Строки песни, написанной в 1971 году и впервые исполненной выдающейся Анной Герман, отражают в, том числе, и мировоззренческие установки современного мира, разве они могут устареть.
«Надежда», словно народная песня, передавалась и в уста, исполнялась артистами всех популярных жанров и творческих поколений от Льва Лещенко до панк-группы «Пионерлагерь Пыльная радуга».
Педагог, драматург, артист или поэт. Ранние годы и творческое становление Николая Добронравова
Николай Николаевич – урожденный ленинградец, он появился на свет на берегах Невы 14 ноября 1928 года в семье заводского инженера и домохозяйки. Отец будущего поэта происходил из священников, что в реалиях 20-х – 30-х сыграло трагическую роль в судьбе семьи. Родители Коли были репрессированы. Николай Добронравов-старший сгинул в лагерях. 9-летний сын последний раз видел его в день ареста в 1937 году. С матерью встретился спустя годы.
Коля воспитывался бабушкой, которая уделяла много внимания эстетическому развитию внука. Некоторое время провел в детском доме. В годы войны менял место жительства: школу заканчивал в подмосковной Малаховке, побывал в эвакуации в Горьком.
С детства Николай воспылал страстью к литературе и поэзии, классическую пьесу Александра Грибоедова «Горе от ума» мальчик знал наизусть. Уже в школьные годы начал сочинять стихи. Во время войны, благодаря эпизоду, произошедшему в госпитале во время посещения раненых бойцов, подросток осознал органику союза текста и музыки. Ребята читали солдатам стихи, один из них взял баян и запел, и Николай почувствовал, насколько прекрасно сочетаются текст и мелодия, тогда ещё даже не предполагая, что это чувство станет лейтмотивом его судьбы.
Юный Николай испытывал интерес к трем сферам: поэзия, педагогика и актерское мастерство. Когда пришло время получать профессию, выбор золотого медалиста Николая Добронравова стоял между ними. Определиться Николай Николаевич так и не смог. Он получил два образование: актерское, в школе-студии Немировича-Данченко, и учительское, в столичном Педагогическом институте. А делом его жизни оказалась третья и главная страсть – поэзия.
Николая Добронравова – актера помнят немногие, ему довелось служить в театре и сыграть несколько эпизодических ролей в кино. В театральном ВУЗе судьба свела Добронравова с Сергеем Гребенниковым. Они стали друзьями и постоянными соавторами, стихи для песен начали сочинять на пару. Слова целой вереницы хитов композитора Пахмутовой написаны поэтическим тандемом
Вместе друзья попробовали себя и в нише драматургии, учитель по образованию Добронравов в соавторстве с Гребенниковым сочинил пьесу «Загорается маяк», ориентированную на средний школьный возраст. Спектакль шел на сцене Московского ТЮЗа и пользовался успехом. Они же написали либретто к опере Василия Дехтерева «Иван Шадрин». Дело было в начале 60-х. К тому времени в жизни Добронравова уже появился главный человек, спутница и соавтор.
Алечка и Колечка.
1956 – знаковый, переломный год в судьбе Николая Добронравова. Однажды начинающего, но уже заметного поэта пригласили в детскую редакцию Всесоюзного радио, где познакомили с композитором. Это была женщина, а точнее молодая девушка, по имени Саша, или Аля, как её всю жизнь будет называть поэт. Она была всего на год младше, и к своим 27 годам уже зарекомендовала себя как автор песен. Поэту и композитору предложили поработать вместе, попробовать написать песню. Редактору, который организовал эту встречу, Пахмутова и Добронравов будут благодарны всю жизнь.
Любовь приплыла к ним на «Лодочке моторной», так называлась первая совместная песня Пахмутовой и Добронравова. Работа сблизила молодых людей, в тот же год они связали свои судьбы и более не расставались почти 7 десятилетий. Для ближнего окружения и друг для друга они оставались «Алечкой и Колечкой», пронеся нежное трепетное чувство через всю жизнь.
Есть расхожая фраза, восходящая к христианскому свадебному обряду – «Пока смерть не разлучит нас». История Пахмутовой и Добронравова – её буквальное воплощение. О невосполнимой потере Александра Николаевна узнала лишь спустя 12 часов после ухода супруга. Николая Николаевича не стало в 8 вечера, заботясь о состоянии 93-летней вдовы, окружающие оставили новость до утра. По данным СМИ, композитор приняла известие стойко. В последнее время Николай Николаевич сильно болел, жена не отходила от него. Когда человеку 94 года, приходит понимание, что рано или поздно это произойдет, но подготовиться к такой новости невозможно. Мысли и чувства близких творческой четы, звезд российской сцены и миллионов простых российских зрителей и слушателей сейчас с Александрой Николаевной.
Творческая пара не оставила наследников, семья была бездетной, но и сказать, что у них нет детей - язык не повернется, ведь их – несколько сотен. Эти дети – потрясающие песни, рожденные в любви и гармоничном творческом союзе.
«Ты - моя мелодия». Грани творческого наследия и некоторые известные песни Николая Добронравова и Александры Пахмутовой
- Лейся, наша песенка,
Песенка задорная,
Ты, волна упорная,
Смелых не пугай!
Лодка наша, лодочка,
Лодочка моторная,
Мы на ней объедем весь родимый край, – эти строки из «Лодочки моторной» 1956 года, написанные Добронравовым при участии Гребенникова на музыку Александры Пахмутовой, станут в каком-то смысле пророческими. «Песенки» семейного тандема польются нескончаемым потоком, а сами они «объедут весь край родной», побывав в разных уголках огромной советской страны, вместо сувениров супруги привозили песни.
Так в 1962 году Пахмутова и Добронравов с другом семьи Гребенниковым отправились в поездку, которую условно окрестили «В Сибирь, за песнями». Результатом стал цикл «Таежные звезды», ознаменованный хитом «Главное, ребята, сердцем не стареть», песня попала в репертуар певца и актера Льва Барашкова, в дальнейшем перепевалась другими артистами.
Фрагмент композиции распевает в бане пьяная компания друзей Жени Лукашина в эпизоде фильма «Ирония судьбы или с легким паром».
Песни Пахмутовой и Добронравова, вдохновленные разными городами, становились их песенными символами.
Две песни о Белоруссии стали «негласными гимнами» сначала союзной республики, а потом и соседнего дружественного государства. В 1974 году творческая чета приехала отдыхать в Беловежскую пущу по приглашению директора заповедника. Впечатление воплотились в одноименном хите. Песня зазвучала во всеуслышание в 1966-1967 годах, первой его исполнила Бэла Руденко.
Став лауреатом фестиваля «Песня-77» «Беловежская пуща» явилась слушателям мальчишеским голосом Виталия Николаева, солиста Большого детского хора под управлением Виктора Попова.
Кому же петь песню о Белорусском символе, как не «Песнярам». «Беловежская пуща» вошла в репертуар, солировал Валерий Дайнеко.
Примерно в тот же период голосом «Песняра» Леонида Борткевича под музыку Пахмутовой зазвучали добронравовские строки «Молодость моя Белоруссия». Коллектив представил композицию на фестивале «Песня-76».
Поэта и композитора вдохновляли небо и космос, в кругу их общения было немало прославленных покорителей неба, летчиков, космонавтов. На эту тему они создали целый пласт произведений.
Конец 1965-го года. На концерте в Колонном зале Дома Союзов певица Майя Кристалинская готовится представить новую песню. Исполнительница волнуется, как песню примет публика. И переживания были не напрасны. Со сцены Майя Владимировна уходила под стук собственных каблуков. Зал песню не оценил, а ведь это была её будущая «визитная карточка» - «Нежность». Николай Николаевич вспоминал, как после того выступления к нему подошел известный композитор Аркадий Островский и сказал что-то вроде: «Кому нужен твой Экзюпери».
Упоминание французского писателя и летчика, воевавшего во второй мировой, действительно, вызвало скепсис и критику у многих. Его предлагали заменить, но Николай Николаевич отстоял имя француза. Не сдалась после неудачи и Кристалинская, продолжая включать песню во все свои концерты.
Широкой узнаваемости «Нежности» поспособствовали две Татьяны – Лиознова и Доронина, режиссер и главная актриса фильма «Три тополя на Плющихе», где композиция проникновенно звучит из уст Доронинской героини.
Летчики песней прониклись. Александра Николаевна вспоминала, что получила благодарность за эту песню от Владимира Комарова, переданную ей перед полетом, из которого летчик не вернулся.
«Нежность» называл своей любимой песней Юрий Гагарин. После 1968, с гибелью первого космонавта земли, строки хита обрели мемориальное звучание. Пахмутова и Добронравов были знакомы с Юрием Алексеевичем с 1964 года и дружны с ним. Памяти первопроходца космоса они посвятили песенный цикл и стихотворный сборник «Созвездие Гагарина», создававшийся в 1968-1971 гг. «Знаете, каким он парнем был» рассказывал Николай Николаевич в самой узнаваемой композиции цикла, запел ее Юрий Гуляев.
Мелодии Пахмутовой и стихи Добронравова сопровождали важные спортивные события, они побывали на нескольких олимпиадах, отметившись хитами. В 1968 супружеская пара в компании певца Льва Барашкова оказалась за океаном, на Олимпийских играх в далекой Мексике. Репертуар исполнителя пополнился композицией «Звезды Мехико», рожденной в дни соревнований.
К мюнхенским играм 1972 года родилась песня «Герои спорта», впервые зазвучавшая голосом Муслима Магомаева. Спеть эту песню Магомаеву предложила Пахмутова. Муслим Магометович отнекивался, сватая «спортивный хит» Эдуарду Хилю, но Александра Николаевна его уговорила.
А с Хилем ассоциируется другой хит о спорте, ставший гимном советского хоккея, хотя первенство в исполнении песни «Трус не играет в хоккей» принадлежит другому популярному в 60-70-х певцу – Вадиму Мулерману. Песня датирована 1968 годом.
К «родной» Олимпиаде-80 творческий тандем Пахмутовой и Добронравова создал целую вереницу песен: «Темп», «Богатырская наша сила», «Мне с детства снималась высота», но одна стоит особняком. На закрытии игр весь стадион «Лужники» и вся страна у телевизора плакала, провожая улетающего в небо «Ласкового мишку» под голоса Льва Лещенко и Татьяны Анциферовой, исполнявших «До свидания, Москва».
Во все времена были люди, считавшие, что писать песни под заказ – дело неблагодарное. Однако всё зависит от того, кто и как выполняет задачу. Пахмутова и Добронравов – канонический пример, иллюстрирующий, что и под заказ, и на злобу дня, и в угоду требованиям времени можно написать великий хит. Супруги создавали «чисто советские» по содержанию, настроению и образам песни. Таковых в каждую эпоху пишется «пачками», и большинство из них оказываются проходными и дежурными, но Пахмутова и Добронравов – особый случай, их творения, неся позитив, живую эмоцию и свет, запечатлелись в веках.
Они воспевали «любовь, комсомол и весну», молодого Ленина и «юный Октябрь впереди».
«И вновь продолжается бой», - молодежный гимн своего времени, посвящение «вождю мирового пролетариата». Песня написана в 1974 году и впервые исполненна на закрытии съезда ВЛКСМ, на «Песне-75» её пел Лев Лещенко.
Прошли десятилетия, и сердцу не менее тревожно, и бой всё продолжается и продолжается. Песня привлекала внимание полярно разных по эстетике исполнителей вплоть до «лидера русского рок-андеграунда» Егора Летова и немецкого металлиста Тиля Линдеманна.
Имея в кругу общения выдающихся деятелей из разных сфер культуры и общественной жизни, работая с главными голосами советской эстрады, Пахмутова и Добронравов порой доверяли свои хиты начинающим и даже неформатным артистам, критикуемым официальным дискурсом. Таковым в середине 70-х был Александр Градский, начавший путь в «Скоморохах» и являвшийся кумиром «пионеров русского рока». Одной из главных в его репертуаре стал хит тандема Пахмутова-Добронравов. Песню «Как молоды мы были» супруги написали для фильма «Моя любовь на третьем курсе» 1975 года. Картину уже мало кто помнит, сама Александра Николаевна, трудившаяся в картине композитором, призналась, что он не остался у неё в памяти.
При работе над фильмом состоялось знакомство Пахмутовой и Добронравова с Градским, его голосом зазвучали песни.
Хит «Как молоды мы были» не хотели давать в эфир, требуя заменить исполнителя, но творческий дуэт был непоколебим, в решении, что петь её должен Александр Борисович. С иронией Николай Николаевич вспоминал, как песню отказались поставить по радио, аргументируя тем, что у Градского волосы длинные. «А что, по радио прическу видно», - недоумевал автор стихов. И подобных случаев в карьере «признанных» авторов было достаточно много.
Градского называют одним из лучших исполнителей песни «Нам не жить друг без друга».
Сегодня эти строки вспоминаются с особым трагизмом. Песня, созданная в 1974 году для фильма «Закрытие сезона», как будто передает отношения авторов, она пронизана чувством глубокой привязанности на фоне суеты и бренных забот этого мира. Песня входила в репертуар Льва Лещенко и Муслима Магомаева.
Пронеся своё творчество через несколько эпох, став глашатаями своего времени, флагманами советской песни они никогда не состояли в партии, честно, искренне и талантливо делали своё дело, с головой отдаваясь творчеству и друг другу, и не могли иначе.
«Я не могу иначе», - стихами Николая Добронравова запела в 1982 году Валентина Толкунова. Трогательная, преисполненная нежностью композиция впервые прозвучала на «Голубом огоньке», став одним из ярчайших хитов певицы.
Олицетворением глубокого любовного чувства, вдохновения и преданности стала их «Мелодия», символ любви сразу двух знаменитых пар – авторов, Пахмутовой и Добронравова, и исполнителя Муслима Магомаева и Тамары Синявской, ей певец посвятил композицию, написанную специально для него. По некоторым данным, таким образом Александра Николаевна выполнила обещание, которое дала Магомаеву, когда просила спеть «Героев спорта». Николай Николаевич называл «Мелодию» самой сложной «подтекстовкой» в своей карьере. Сначала родилась музыка с нестандартным ритмическим рисунком, написать на неё текст – задача нетривиальная. И, тем не менее, стихи получились искренними, глубокими и вдохновенными. Поэт и композитор не посвящали эту песню друг другу, но слыша слова «Ты – моя мелодия, Я твой преданный Орфей» ассоциация рождается сама собой.
«Самое главное сказку не спугнуть». Песни с музыкой других композиторов
В истории песенной культуры и в памяти слушателей Пахмутова и Добронравов неотделимы друг от друга, но каждый из них в творческой деятельности работал и с другими авторами.
У Николая Николаевича узнаваемых песен не с музыкой его супруги не так много. Пожалуй, самая известная – «Маленький принц» композитора Михаила Таривердиева. Снова Экзюпери, за которого поэт «боролся» в тексте «Нежности».
Центральный образ произведения знаменитого француза воплотился в добрых, легких по настроению, красивых стихах. Призывая «сказку не спугнуть», Николай Николаевич транслирует вечные истины, к которым взывает и оригинал. Настроение сказки Экзюпери передано очень тонко. Создавалась песня для фильма «Пассажир с Экватора» 1971 года. Наиболее известная исполнительская версия – Елены Камбуровой. С ней же часто соотносят и звучание песни в картине. Однако в титрах певица не указана, иногда в источниках фигурирует информация, что за кадром «Пассажира» песню поёт Татьяна Покрасс.
В соавторстве с Микаэлом Таривердиевым Добронравов написал несколько прекрасных песен. Например, в репертуар трио «Меридиан», с которым работал композитор, входила песня «Предчувствие любви» на стихи Добронравова.
Строки Николая Николаевича звучали из уст певца и композитора Евгения Мартынова в песне «Трава-лебеда» на его же авторскую музыку
Исполнитель хитов «Моя мелодия», «Герои спорта», «Нам не жить друг без друга» Муслим Магомаев соавторствовал с Добронравовым, как композитор, сочинив «Элегию».
В наследии Добронравова есть произведения, созданные с Эдуардом Колмановским, Поладом «Бюль Бюль оглы» Мамедовым, Арно Бабаджаняном и другими известными композиторами.
Эпилог
Пахмутова и Добронравов долгие годы казались «неувядающей парой», сохраняя творческую активность вплоть до недавнего времени.
В 90-х, когда ведущие советские композиторы переживали не лучшие времена, при жизни став героями «музыкального прошлого», над страной зазвучал «Русский вальс» Пахмутовой и Добронравова. С этой песней в 1994 году заявил о себе широкой публике Юлиан, молодой исполнитель тесно сотрудничал с авторами, в изменившихся реалиях представляя публике новые творения легенд.
Супруги продолжали сочинять и в XXI веке, по возможности активно участвуя в культурной жизни страны.
Как бы не менялась музыка, вкусы и пристрастия аудитории, есть культурные константы, и дуэт Пахмутова-Добронравов уже при жизни стал такой константой. Они были мостом, соединявшим эклектичную, яркую, но противоречивую современность с образами из прошлого. Теперь одна из опор этого моста рухнула, и планета во вселенной российской эстрадной музыки и песенной культуры безвозвратно опустела. Николай Добронравов ушел, но его песни живут и будут жить.
Вечная память Николаю Николаевичу! Здоровья и сил Александре Николаевне!
Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад Вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте хорошие песни и помните, что разговоры о музыке всегда субъективны.
Подробнее о песнях на стихи Николая Добронравова в других материалах канала "Журнал МУЗилка":
Цикл "История великой песни": "Надежда - мой компас земной", "Ты - моя мелодия", "Нежность".
"Главное ребята сердцем не стареть". Советский певец Лев Барашков
7 песен о спорте Александры Пахмутовой и Николая Добронравова
8 песен о космосе и Гагарине - Знаете, каким он парнем был.
Три хита из репертуара Николая Гнатюка - "Птица счастья"
Три "Маленьких принца" в российской песенной культуре - "Маленький принц" (муз. М. Таривердиева).