Творческий и семейный тандем Александры Николаевны Пахмутовой и Николая Николаевича Добронравова подарил советской стране огромное количество любимых песен, ставших классикой эстрадной музыки. Авторы сотрудничали и дружили с музыкантами самой разной фактуры, писали песни для кинофильмов. Благодаря кино и состоялась встреча композитора Пахмутовой с Александром Борисовичем Градским. Выдающийся вокалист, яркий представитель «генетического этапа» отечественной рок-музыки, народный артист России исполнял как собственные произведения, так и песни других авторов. В его обширном репертуаре нашлось место и для песен знаменитого авторского тандема. В сегодняшней статье кратко поговорим о нескольких композициях, в которых «творческие миры» живых легенд советской и российской музыки пересеклись.
Краткая история песни «Как молоды мы были»
Самой известной песней Пахмутовой и Добронравова, исполненной Александром Градским, стал хит «Как молоды мы были». Именно эта композиция «познакомила и подружила» автора и исполнителя. На официальном сайте «Пахмутова в интернете» датой создания песни указывается 1976 год. Композиция писалась специально для фильма «Моя любовь на третьем курсе», который был выпущен в том же году. Картина режиссера Юрия Борецкого снималась по пьесе Михаила Шатрова.
Многие великие советское песни родом из кино, в культурной истории нашей страны были нередки случаи, когда песенное произведение становилось популярнее самого фильма, и это как раз один из них.
Киноленту вряд ли можно отнести к выдающимся и хорошо известным произведениям советской кинематографии.
«Она широко не шла на экранах, как-то я её плохо помню», - говорит о картине Александра Пахмутова, участвовавшая в ее создании в качестве композитора.
Песня «Как молоды мы были» писалась не для Градского. Композиция могла прозвучать в женском исполнении, в числе потенциальных вокалисток фигурировала Елена Камбурова.
Решающую роль в выборе исполнителя сыграл звукорежиссер фильма Виктор Бабушкин, хороший знакомый Александры Николаевны, который работал над музыкальным оформлением всех фильмов, где Пахмутова была композитором. Бабушкин и познакомил автора песни с Градским. Встреча состоялась на музыкальной студии «Мосфильма».
«Я его не знала, он был молодой, такой заносчивый, король рока», - вспоминает Пахмутова о первой встрече с музыкантом.
По словам Александры Пахмутовой песня ею писалась «без тесситурных излишеств», чтобы она могла звучать в актерском исполнении. К облику песни в том виде, в каком мы её любим и знаем, приложил руку Александр Градский.
«Я набрался нахальства и попросил у нее партитуру посмотреть», - вспоминал Градский.
Эта просьба удивила композитора, но она не отказала. Александру Борисовичу пришла в голову идея сделать кульминацию в третьем куплете. Диапазон песни расширился до трех октав, узнаваемая манера и прекрасное владение голосом придали элитарности произведению, оформив и усилив смысловой посыл текста Николая Николаевича Добронравова. «Как молоды мы были» прозвучала мощной, вокальной песней, по сей день отзывающейся в сердцах слушателей
Сойдя с киноэкрана, песня прочно закрепилась в репертуаре Градского, став одной из его визитных карточек. Часто пишут, что именно с этой песней Градский явился перед широкой аудиторией слушателей. Исполнитель представил её на «Песне года-1977». Согласно официальной информации Гостелерадиофонда запись с того эфира не сохранилась. Имеется более поздняя запись от 1979 года.
Примечательно, что композицию об ушедшей молодости от лица уже зрелого, пожившего человека, проникновенно спел музыкант, которому на момент первого исполнения было 26 лет. Градский признавался, что с годами он стал иначе относится к этой песне, постепенно переосмысливал текст, и, соответственно, исполнял по-другому.
«Сегодня я ее пою правильнее. А Аля мне всегда говорит: «Мне нравится смотреть, как ты её меняешь».
Изначально скептическое отношение признанного композитора к «молодому заносчивому рокеру» с годами переросло в дружбу. На первых порах Александре Николаевне неоднократно предлагали передать эту песню «более благонадежному» исполнителю, но композитор отвечала отказом.
Следом за Градским эту песню пели многие вокалисты и вокалистки. Из женских версий известны исполнения Тамары Гвердцители и Эдиты Пьехи.
Многие слушатели отмечают, как одну из лучших, версию Альберта Асадуллина.
Были и другие исполнения, но в общественном сознании нескольких поколений песня прочно ассоциируется именно с Градским. С этой песней образ музыканта воплощали в разных сезонах проекта «Точь в точь» Максим Галкин и Александр Панайотов.
Какие ещё песни А. Пахмутовой и Н. Добронравова известны в исполнении А. Градского?
Вспомним ещё 3 композиции.
«Яростный стройотряд»
Для фильма «Моя любовь на третьем курсе» Александрой Николаевной и Николаем Николаевичем было написано две песни. По изначальной задумке режиссера одна должна была быть «лирической, костровой», а вторая - «более жесткой» песней стройотрядовцев. «Костровую» Градский развернул совершенно в особой плоскости, песня «Яростный стройотряд» также прозвучала в этом кино в его исполнении.
В творческом наследии Пахмутовой и Добронравова немало «чисто советских» по тематике и эстетике песен. Песни стройотрядов - это целый пласт советского песенного наследия, композиция заслуженных авторов закономерно пополнила ряды, став одним из самых известных гимнов.
Казалось бы, подобные композиции совсем не для таких исполнителей, как Александр Градский.
«В фильме "Моя любовь на третьем курсе" за всю мою жизнь была записана один раз песня, которую можно назвать, скажем, такой глупо патриотической. "Яростный стройотряд". Ни одного слова про комсомол там нет, про партию, естественно, нет. Это песня о ребятах, которые едут в стройотряд зарабатывать деньги», - рассказывал Александр Градский в эфире радиостанции «Эхо Москвы».
Исполнение Градского придало произведению особого колорита, он спел её с надрывом, бойко.
Песня прижилась на эстраде, звучала в исполнении советских вокально-инструментальных ансамблей «Надежда» и «Самоцветы».
Её пели исполнители разных поколений, с разной музыкальной эстетикой. От Льва Лещенко и Игоря Демарина до Наташи Королевой.
«Мне с детства снилась высота»
В 1980-1981 гг. по заказу Международного Олимпийского комитета снимался фильм «О, спорт, ты мир!» Картина в художественно-документальном жанре рассказывала о прошедших в Москве играх, в качестве музыкального сопровождения использовались песни авторов главной «прощальной» песни Олимпиады – А. Пахмутовой и Н. Добронравова, которые до этого уже исполнялись на эстраде. Композицию «Мне с детства снилась высота» в киноленте спел Александр Градский в сопровождении инструментального ансамбля. Песня «числится» в его официальном репертуаре.
Датой написания значится 1979 год. В этом же году звучала на советском телевидении в исполнении Сергея Беликова.
«Нам не жить друг без друга»
Эта песня известна, прежде всего, в исполнении Магомаева, а не Градского – захотят возразить некоторые читатели. Действительно, именно версия Муслима Магометовича в глазах многих слушателей считается канонической. В советское время «четкой привязки» песни к репертуару конкретного артиста не существовало, одно и то же произведение могли исполнять многие. Написанную ещё в 1974 году песню «Нам не жить друг без друга» кто только ни пел. Исполнение Градского стало одним из заметных. На сайте посвященном Александру Борисовичу его вариант характеризуют как «самый оригинальный и сложный, сделанный в традициях рок-баллады». Эта песня также звучала в фильме «О, спорт, ты мир!», там она была представлена именно голосом Градского. В его исполнении композиция вышла на пластинке пахмутовских песен «Сердце человека» 1983 года. Звучала в телевизионном эфире в программе "Страницы жизни" в 1984.
Александр Борисович пел её не только на русском, но и на английском. Инициатором перевода добронравовского текста на язык международного общения стал он сам, обратившись с этой просьбой к известной рок-поэтессе Маргарите Пушкиной.
«Не помню точно для чего, но Александру вдруг потребовалась англоязычная версия текста. А если ему что-то требуется — можно в лепешку расшибиться, но сделать быстро. Точного перевода не получилось, вышла фантазия. Градский говорил, что Николай Добронравов ничего против не имел, только удивился немного. Вот, собственно, и всё!» – вспоминает Маргарита Анатольевна.
К сожалению, на тех ресурсах, материалы которых можно без проблем вставлять в публикации Дзена, английской версии Градского я не обнаружил, но её можно легко найти в сети на различных сервисах по прослушиванию онлайн-музыки.
Пел Градский и другие произведения Пахмутовой и Добронравова, в том числе и легендарные, широко известные композиции. Неоднократно в его исполнении звучала «Мелодия», прочно ассоциирующаяся с образом и голосом Муслима Магомаева. На то, что эта песня «принадлежит» Магомаеву, указывал и сам Александр Борисович. Эта великая песня достойна отдельного большого разговора, который запланирован в дальнейшем. Подробно останавливаться на ней в рамках заявленной темы не вижу смысла, поэтому просто поставлю вариант исполнения песни Градским, представленный на творческом вечере А. Н. Пахмутовой в 1999 году.
В финале остается поблагодарить за творчество всех трех героев сегодняшней статьи. Авторский дуэт и семейная пара Александра Николаевна и Николай Николаевич в этом году отмечают 65-летие совместной жизни. К их великим песням, как и к музыкальному наследию Александра Борисовича Градского я ещё неоднократно обращусь в следующих статьях.
Представленные в статье цитаты А.Н. Пахмутовой приведены по фрагменту интервью, опубликованному журналистом Евгением Давыдовым, А. Б. Градского – по материалам сайтов Gradsky .com и SongStory .
Статья имеет ознакомительный характер, представлена в развлекательных целях и не претендует на истину последней инстанции.
Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад Вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте хорошие песни и помните, что все разговоры о музыке всегда субъективны.