Найти тему
Oleg Kaczmarski

Black Sabbath 1987 The Eternal Idol

Для того чтобы определиться с этим и последующими альбомами Саббат, нужно учитывать по отдельности всё происходящее внутри и снаружи, то есть состояние организма – это раз, фон – это два, и собственно результат – саму музыку – это три.

Так вот, если брать первое, то организм оказался в полном развале, в разобранном виде, по сути, в состоянии клинической смерти. И это вполне закономерное явление для любого живого организма. Участники первоначального состава постепенно выдыхались и отпадали в связи с тем, что не имели ни сил, ни представления о том, что делать дальше. Кстати, последующая после ухода из группы сольная карьера Оззи – это результат усилий не столько его самого, как его супруги и менеджера Шерон и задействованных музыкантов.

И от организма остался один Айомми. Но он-то и есть первооснова, стержень BS. Потому проект и остался на плаву – несмотря ни на что. К организму в спешном порядке пришивали ноги, руки и прочие члены.

Второе – это временной эон – 80-е, уже 2-я половина. Классический хард-рок существует, но уже никак не на переднем плане. Из стариков это Deep Purple после воссоединения, а также UFO, Grand Funk, Nazareth, Whitesnake… Их навскидку не особо много и вспомнишь, в отличие от металла.

Да, на авансцене того периода именно металл, который к тому времени окреп и уже начал расслаиваться на различные дочерние направления – софт, трэш, спид, блэк. И вот тут напротив – обилие названий – всех и не перечислишь: AC/DC, Judas Priest, Motorhead, Iron Maiden, Def Leppard, Scorpions, Accept, Twisted Sister, Bon Jovi, Motley Crue, Poison, Manowar, Metallica, Exodus, Venom, Sodom, Megadeth, Celtic Frost, Merciful Fate… сюда же относятся Ozzy Osbourne и Dio. Короче говоря, имя им легион.

И вот на этом фоне The Eternal Idol. Что же он представляет? Начнём с того, что этот альбом надо иметь с бонусным диском, то есть с сессиями Рэя Гиллена, только тогда он раскрывается во всей полноте.

В целом это добротный хард-н-хеви. Рэй Гиллен – эффектный фронтмен; молодой, красивый, голосистый – просто идеальный. Но не срослось – почему? Не поверил в перспективу Саббат, позарился на более, как думалось, перспективное – на Badlands. И прогадал. Потому что, несмотря на отсутствие коммерческого успеха, BS всё равно в истории – и там бы остался и Гиллен. А так – кто помнит Badlands?

Другое дело – Тони Мартин. Его теперь знают все, какое бы ни было отношение к поздним альбомам Саббат. Хотя по сравнению с красавчиком Рэем он как ободранный кот. По возрасту на 2 года старше, по вокальным данным – хоть и на уровне, но тоже уступает своему предшественнику.

Но вернёмся к альбому. Итак, добротный хард-н-хеви. Особенно хороши заглавная Eternal Idol, а также The Shining, Hard Life To Love, Nightmare. Да, можно сказать, что всё стандартно, что нет какой-то особой яркости, своей фишки. Но с другой стороны лично для меня именно это звучание в кайф само по себе. Голос Рэя Гиллена витает сверху, уводя в 70-е. Ведь это Rainbow времен On Stage – ностальгия! А начало Nightmare – явно Ковердейловское. Голос Мартина более приземленный, более тусклый, и уже нет того выхода в 70-е.

Что и объясняет почему этот альбом близок мне, а не более молодым, выросшим на металле. И вполне понятно почему он не оказался в топе. Да, раскрутка никакая, но главная причина в другом. В том, что Тони Айомми просто не мог изменить свою сущность, свой возраст – и стать каким-нибудь очередным Ван Халеном или Рэнди Роудсом. Потому что он – человек 70-х…

…и его музыка близка именно 70-никам. Музыка цельная, архитектурно структурированная, в чём её коренное отличие от рыхлых «сольников» Оззи, в которых нет именно стержня, чёткой структуры, определяемой в Саббат гитарой Тони.