Найти в Дзене

Сан Хуан - Лос Анджелес

Сан-Хуан - Панама – Тихий Океан

Начало смотри здесь

Пройдя в строю парада Парусов мимо старинной крепости столицы Пуэрто-Рико, «Паллада», проводив весь флот на север, отвалила на запад, нацелившись бушпритом на тот самый канал в центре американского континента, который ведет из Атлантического Океана в родной, ставший уже таким домашним, Великий Тихий Океан!

Оставив по левому борту гостеприимный остров Пуэрто-Рико, так и не убирая парусов после парада, «Паллада» проливом Мона ворвалась в то самое Карибское море, воспетое во множестве произведений и фильмов об ужасных, и не очень, пиратах. Путь в 990 морских миль курсом на правый бакштаг в полную парусину, занял около четырех суток и 18 июня 1992 года Паллада подошла к порту Колон, чтобы войти в Панамский канал.

Приняв лоцмана, заняв место в строю каравана, судно вошло в пункт приема швартовых концов, поданных с берегов канала. Приняв и закрепив два носовых и два кормовых стальных троса, береговые швартовые команды выровняли судно по середине канала и все четыре паровозика синхронно потянули нас вверх в первый шлюз. Расписывать в деталях прохождение канала, описанного во множестве источников, не будем, дабы не утомлять читателя.

Хочется отметить поразительное отличие этой водной артерии от Суэцкого канала. Четкость, синхронность и слаженность действий работников канала настолько разительно отличались от работы Суэца, что мы были просто восхищены их виртуозностью. И если следовать поговорке, что все познается в сравнении, то нам было с чем сравнить. Моряки, ходившие описываемыми каналами, меня поймут. А все потому, что Суэцкий канал «прихватизировали» арабы, воюющие до сих пор, а Панамским каналом управляли американцы (так не любимые в настоящее время). По берегам Суэцкого канала мы видели разбитые орудия, танки бронемашины, которые валялись там в изрядном количестве, а на берегах Панамского канала можно было увидеть порядок и различные красоты.

Пройдя вход в озеро Гатун "Паллада" вошла в озеро и, о радость – вода за бортом оказалась пресной. Тут же на палубу была подана забортная вода в неограниченном количестве и команда, и кадеты мылись и плескались вдоволь, кто сколько хотел, так как впереди был переход в две недели.

Пройдя по внутреннему озеру канала порядка 20 миль и вдоволь наполоскавшись в теплой озерной воде, "Паллада" вошла в канал выхода в Тихий и преодолев 3 шлюза на спуск, выкатилась в родной Океан. Сыграли парусный аврал, марсовЫе матросы и курсанты побежали на мачты отдавать паруса и корабль окутавшись во весь свой белоснежный наряд парусины, весело побежал на зюйд-вест (юго-запад) курсом на левый галфвинд (ветер дует перпендикулярно борту).

Здесь хочется немного остановиться на понятии «Парусный аврал! Свистать всех наверх…!» далее произносится причина аврала, в нашем случае: «Паруса поднимать, ставить!» По этой команде весь экипаж и кадеты разбегаются по своим мачтам и командиры мачт – вахтенные помощники капитана – докладывают на мостик: «Личный состав фок (грот, бизань) мачты в полном составе у мачты». Следует команда с мостика: «МарсовЫе, пошел наверх, прямые паруса отдавать!» Лихие марсовЫе «взлетают» на мачты, каждые на свой рей и разбегаются по рею по двое вправо и влево от мачты до нока рея (его оконечности). Возвращаясь к мачте, марсовЫе раздергивают сезни (кончики, которыми крепится прямой парус к рею) и парус вываливается с рея этакими «маркизами», после чего с мостика следует команда: «МарсовЫм - вниз!» В это время оставшиеся на палубе кадеты освобождают от сезней косые паруса, готовя их к подъему.

Отдача (также и укатка) прямых парусов. Фото из личного архива автора.
Отдача (также и укатка) прямых парусов. Фото из личного архива автора.

Вся дальнейшие работы по постановке, подъёму парусов производятся с верхней палубы. По команде с мостика: «Кливера, стакселя поднять!», боцманА мачт командуют: «Отдать нирал, пошел бом-брам-стаксель фал!» и большая часть состава кадетов ходом бегут с фалом (снасть, закрепленная за фаловый – верхний угол косого паруса). Остальные – 5 – 6 человек придерживают подветренный шкот, дабы сразу после подъема паруса, выбрать его до нужного положения, чтобы он заработал на тягу.

После подъема «косяков», как ласково называли их «ллойдовские» матросы, корабль получает парусный ход и надоевшие всем парусникам дизеля замолкают! В наступившей тишине ставятся прямые паруса, начиная с нижних. «Нижний фор-марсель – ставить!» звучит команда с мостика и боцманА мачт, надрывая «луженые» глотки, командуют: «гИтовы, гОрдени – отдать, шкоты выбирать!» и парус опускается с рея вниз и, настроенный на текущий ветер, начинает добавлять ход кораблю. Таким же образом ставятся все 14 прямых парусов и после всех – трисельная бизань, которую ещё называют «второй руль!»

Здесь необходимо пояснить разницу между командами: «Парус поднять» и «Парус ставить». Так вот – прямые паруса – СТАВЯТ, а косые – ПОДНИМАЮТ!

Пройдя около 100 миль, вновь сыграли парусный аврал, скрутили поворот оверштаг – перетянули брасами реи с парусами с правого борта на левый - и поменяв галс на правый, проследовали курсом на норд-вест (северо-запад) вдоль побережья Мексики и далее вдоль Калифорнийского полуострова к полюбившемуся в прошлом году всем морякам «Паллады» Сан-Франциско.

Путь почти в 3 000 морских миль занял около двух недель и 3 июля вечером «Паллада» ошвартовалась на 147м причале в порту Лос-Анджелеса, не дойдя каких-нибудь 300 миль до Фриско (так сами американцы называют Сан-Франциско). Проснувшись утром 4 июля, мы поняли почему капитан принял решение встать в этом порту. В этот день совпали два праздника: День независимости США и день рождения нашего корабля - третья годовщина, как на «Палладе» в 1989 м году взвился государственный флаг, тогда еще СССР.

Третья годовщина "Паллады" - 147 причал Лос Анджелеса. Фото из личного архива автора.
Третья годовщина "Паллады" - 147 причал Лос Анджелеса. Фото из личного архива автора.

День рождения на судне отметили праздничным обедом, а вечером в кают-кампании капитан собрал весь экипаж за торжественным ужином. Первый тост был, конечно же за «Палладу», а второй тост капитан Арсентьев всегда традиционно произносил «За тех, кто любит наш корабль!»

Арсентьев Юрий Анатольевич был первым капитаном корабля и любил его как родного. И людей, любивших корабль так же, он очень уважал и всячески приветствовал. Доходило до того, что командующий Тихоокеанским флотом, собрав командиров кораблей на великий «хурал», повел их на «Палладу» со словами: «Пойдемте, товарищи командиры на экскурсию, я покажу вам как надо содержать корабли!» И это на судно, принадлежавшее рыбакам!

День независимости США как-то потускнел и не потому, что мы не любили американцев – в те времена они нас просто обожали, а по той простой причине, что встали мы на один из самых дальних портовых пирсов, так как он был бесплатный. И вот почему. Бухгалтерская машина Дальрыбы – в то время нашего судовладельца – работала еще по советским нормативам и деньги для судовых нужд (в том числе и на зарплату экипажа и кадетов) были переведены в банк Нью-Йорка еще до распоряжения генерального директора о смене маршрута. И за 2 – 3 недели финансисты судовладельца так и не поторопились перевести их в Лос-Анджелес.

А чтобы дойти до проходной порта и обнаружить первый ларек с биром, нам предстояло идти минут 40! Жарко же, холодненького-то хочется. Причем мы обнаружили интересную, забавную вещь: одна банка пива стоила один доллар, в упаковке из шести банок – 83 цента за банку, а упаковка из двенадцати баночек оценивала банку уже за 67 центов! То есть, чем больше покупаешь, тем дешевле обходится штука товара! Вот бы нашим торгашам так научиться торговать!?

На следующий день нас ждал сюрприз: автобус в Голливуд – «Универсал студио» - это такой «город в городе», наверняка известный всем своими кинофильмами.

Продолжение смотри здесь

Ваш яхтенный капитан Леонид Сегаль. Благодарю за подписку. Здесь дальше будет много парусных интересных историй.