Найти тему

Про совесть. Есть ли она у сына?

Читатель задал вопрос: "Если ваш сын как-то неправильно себя ведёт, пытается он потом попросить прощения? Мой ещё маленький, начинает ластиться, говорит всякие приятные слова, делает всё, чтоб меня задобрить."

Расскажу, как раньше было. Серафим чудил, творил всякое. Я его наказывала, ставила в угол. Он, естественно, там стоял, потому что выхода не было.

Нет, выход, конечно, был. Он вполне мог выйти, но это добавляло минуты. Поэтому он стоял. И, видимо, очень сильно на меня злился.

И скорее всего, не осознавал, что он сделал не так, за что его наказали. Хотя я ему объясняла перед тем, как отправить в угол и даже давала время одуматься, пока считала до трёх.

Как я это поняла? Ну а как не понять, если человек, постояв пять минут носом к стенке, говорит тебе, как бы делая одолжение: "Ну ладно, извини."

А потом идёт и продолжает делать всё то же самое. И опять оказывается в углу буквально через полчаса.

О каком раскаянии тут может идти речь? Велась дрессировка. Именно так закреплялось в сознании, что истерики и валяние по полу запрещено, что нужно учиться решать все вопросы словами. Нельзя отправлять в свободный полёт никакие предметы, когда злишься, нельзя рвать книги...

Это уже потом, годам к девяти, сын стал кое-что понимать, и в его сознании появились зачатки совести.

Помните тот случай, когда мы были с ним в школе на продлёнке. И в портфеле не оказалось линейки. Сын её то ли сломал и выбросил, то ли оставил где-то.

И попросить у кого-нибудь, чтобы аккуратно подчеркнуть подлежащие и сказуемые, не было никакой возможности.

Учительница запретила ему говорить. Просто безвыходная ситуация для мальчика с аутизмом.

Сын пытался показать знаками, но услышал в ответ: "Хватит паясничать. Сиди тихо"

А потом учительница подошла и увидела, как он подчёркивает, и раскричалась.

Кричала она очень громко....И Серафим опять испугался. И тоже начал кричать, раскидал учебники и тетради, перевернул парту.

А заодно и меня, когда я пыталась вмешаться и успокоить.

фото автора
фото автора

Ну так вот. Лежала я, значит, на полу. А он бегал рядом и причитал: "Бедный мой поросёночек. Что я наделал! Только не умирай, пожалуйста. Я больше не буду тебя обижать."

Даже поплакал и по руке долго гладил. И спрашивал, не больно ли мне. И дома всячески обо мне заботился. То чаю принесёт, то конфету.

Вот, наверное, с того момента и будем считать, что появилась совесть.

Что у нас сейчас? Сын в полной мере осознает всё, что делает. Всякий раз пытается остановиться на том этапе, когда сознание ещё берёт верх над эмоциями. И у него это неплохо получается. 2-3 минуты, и полностью успокаивается.

Уже больше года не было никаких крупных происшествий: не билась посуда, не летали по квартире другие тяжелые предметы. Никто не лупил себя по лицу, не прокусывались руки. Не было никаких мелтдаунов.

Но чашку с водой на меня вылил. Прощение попросил. Сказал: "Извини меня, погорячился."

Но обычно в таких ситуациях слов не использует. Старается как-то загладить свою вину делами. Пойдёт посуду за мной помоет после завтрака, постель пораньше расстелет, пораньше ляжет. Не донимает меня бесконечными вопросами и повторением одного и того же.

Просто тихо сидит рядом, мурлычет, как котик, и трётся головой о плечо. В глаза заглядывает. А взгляд такой грустно-виноватый.

Кстати, сейчас, уже с год, наверное, размышляет сын над своим поведением в подростковом возрасте. Говорит: "Старый я, сами понимаете, кто. На что я свои молодые годы потратил? Свои 16, 17 и 18 лет. На истерики. Как мне сейчас стыдно за это! Надо было жить и радоваться жизни. Я сам не жил и другим не давал. Ну как так можно?"

"Старость" она такая :) Начинаешь вспоминать всё, что было, переосмысливать события.

И в этом плане мне сын нравится. Если есть критика к своему прошлому поведению, то значит, оно уже никогда не повторится.

Я на это надеюсь. И пусть так будет.

А ваши дети понимают, что были неправы, умеют просить прощения? Как они это делают?