Найти в Дзене

18+ | История о дедовщине и возмездии в Советской Армии.

Этот случай произошел в СССР,в 1987 году.Тогда,военнослужащий ленинградской военной части Артурас Сакалаускас расстрелял всех своих сослуживцев и проводника поезда спецвагона для конвоирования заключенных.

Почему и зачем он это сделал-разберемся ниже.

Артурас Сакалаускас во время принятия присяги вместе со своей матерью.
Артурас Сакалаускас во время принятия присяги вместе со своей матерью.

Артурас Сакалаускас родился в городе Вильнюс в 1968 году.Его отец Адольфас трудился токарем,а мать была замначальником отдела статуправления.Так же в семье был младший сын - Эдвард.

По воспоминаниям родственников, знакомых и друзей Артурас был спокойным и рассудительным человеком, но и храбрости ему было не занимать - Артурас часто разнимал драки и конфликты, стараясь принудить обе стороны к миру.

Летом 1986 года, получив диплом об окончании строительного техникума Артурас ушел проходить срочную службу в войсках Советской Армии.На службу он попал в часть внутренних войск МВД СССР под номером 6717, базировавшейся в Ленинграде.

В части Сакалаускас практически с первых дней столкнулся с дедовщиной - старослужащие издевались над новобранцами и Артурас не стал исключением.Солдата били, окунали головой в унитаз, запрещали ему спать ночью больше четырех часов, морили голодом, насыпая в еду песок.

Уже осенью 1986 года ему порвали ухо и разбили голову тяжелой связкой ключей. Устав от издевательств, Артурас написал рапорт о переводе в стройбат.Перевод был одобрен, но должен был состояться в конце февраля — начале марта 1987 года. В любом случае Артурасу ничего не оставалось, кроме как терпеть выходки «дедов». Не желая тревожить родителей и любимую девушку, в письмах он не сообщал им о травле. Но и отпор агрессорам дать не решался, о чем позже сильно пожалел.

«На свидании мы в СИЗО были. Полные глаза ужаса у Артураса. И он говорит — если бы я знал, что так произойдет, лучше бы я в роте тогда ударил табуреткой этого сержанта Слесарева» - Ольга, мама Артураса о свидании в СИЗО.

Между тем ,в части сложилась группа из шестерых солдат, которые травили именно Сакалаускаса. Особенно сильно Артураса ненавидел азербайджанец рядовой Маджунов.

Рядовой СА Маджунов
Рядовой СА Маджунов

В начале февраля 1987 года Сакалаускас попал в список группы сопровождения вагонзака со 150 арестантами из «Крестов», которых отправили в места лишения свободы на спецэшелоне №934 по маршруту Ленинград — Новосибирск. То, что двухнедельная поездка будет не из легких, солдат понял сразу — к нему в компанию начальство определило всех шестерых обидчиков.

По словам рядового Рожанскаса, земляка и сослуживца Сакалаускаса, Артурас готовился к самому худшему и называл отобранных в конвой сослуживцев «самыми большими гадами». На этом посту Артураса не меняли целые сутки, в течение которых повар Алишер Мансурманкулов приносил Сакалаускасу специально пересоленную пищу. В ответ на возмущение Артураса Мансурманкулов пообещал в следующий раз добавить в его еду песка.

На следующий день уставший и голодный Сакалаускас отправился к сослуживцам с просьбой поменять его на посту.Но солдаты лишь посмеялись над военнослужащим, избили его и отправили обратно. Артурас выдержал еще сутки, после чего уже не смог бороться со сном и уснул на расстеленной на полу шинели.

«Надо мной издевались все. Каждый в меру своих возможностей. За исключением проводника, который при этом присутствовал и хохотал как лошадь» - Артурас Сакалаускас во время допроса.

Напоследок,военнослужащие еще раз избили Артураса и, приказав ему впредь не терять бдительности, отправились обратно в купе. Наблюдавшие за дикой сценой арестанты рассказывали, что после этого Сакалаускас расплакался. Это вызвало жалость даже у матерых преступников, которые уговаривали солдата дать обидчикам достойный отпор.

В День Советской Армии и Военно-Морского Флота 23 февраля 1987 года, выполнив все поручения, Сакалаускас решил вздремнуть.Около 15:00 он был разбужен: открыв глаза, солдат увидел стоящих перед ним Маджунова и еще одного сослуживца - ефрейтора Сафарова.Приказав Артурасу следовать за ними, военнослужащие привели его в туалет, где принялись ругать за плохую уборку.Оправдания Сакалаускаса они не слушали и на одних оскорблениях и избиениях на этот раз решили не останавливаться - они принудили Сакалаускаса спустить брюки до колен, после чего Маджунов удушающим приемом стал удерживать Сакалаускаса в согнутом положении, предоставляя тем самым возможность осуществить анальный половой акт. Из-за нехватки воздуха Сакалаускас потерял сознание.От изнасилования Артураса спасло лишь то, что у Сафарова случилось преждевременное семяизвержение. После этого солдаты стали поджигать спички и подносить их к пяткам Сакалаускаса. А едва тот пришел в себя, обидчики заявили, что скоро Артураса изнасилуют все его сослуживцы, находящиеся в вагоне.

Сменив грязную одежду, Артурас сжег испачканные спермой Сафарова кальсоны в печке, затем двинулся по вагону. Проходя мимо купе ,Артурас заметил, что прапорщик крепко заснул, забыв перед этим закрыть металлический ящик с оружием. Достав два пистолета Макарова и патроны к ним, Сакалаускас отправился в туалет, где зарядил оружие.После он прошёл к открытым дверям купе для личного состава. Остановившись в дверном проёме и держа два пистолета в руках, Сакалаускас начал стрелять и стрелял до тех пор, пока у него не закончились патроны. Гатауллин, получивший три пули в голову, умер сразу. После этого Сакалаускас, бросив один из разряженных пистолетов на пол, вернулся в купе начальника караула, взял там из ящика третий табельный пистолет, перезарядил оставшийся у него пистолет и вновь направился к купе личного состава. Те, кто ещё были живы, закрыли и заблокировали дверь, тогда Сакалаускас произвёл несколько выстрелов сквозь неё, а также вверх. Выстрелы вверх достигли цели — пули пробили потолок и попали в находившихся в багажном отделении Нечаева и Семёнова.Нечаев, получивший три пули в голову, умер сразу, а Семёнов, получивший одну пулю в затылок и две в грудь, спустя некоторое время. После этого Сакалаускас открыл дверь и продолжил стрельбу. В это время раненый прапорщик Пилипенко, придя в сознание, поднялся и вышел из купе. Сакалаускас повернулся, увидел его и несколько раз в него выстрелил, ранив. Пилипенко развернулся и побежал в направлении помещения кухни,Сакалаускас ещё несколько раз выстрелил ему вдогонку, но и эти выстрелы не стали для Пилипенко смертельными - упав, он заполз в помещение кухни. Когда патроны опять кончились, Сакалаускас бросил пистолеты на пол, зашёл в купе Пилипенко и, взяв ещё два пистолета, вновь зашёл в купе личного состава и добил тех, кто был ещё жив. Пилипенко он добивать не стал, и тот от потери крови вскоре скончался сам.

Всего Сакалаускас сделал сорок шесть выстрелов, тридцать три из которых достигли цели, а восемнадцать стали непосредственной причиной смерти его сослуживцев.

Кадр:Фильм «Караул»
Кадр:Фильм «Караул»

Сняв с руки мертвого проводника часы, Сакалаускас забросал тела погибших матрасами и переоделся в запасную форму прапорщика, взял его деньги и документы и сложил в сумку пять пистолетов ПМ с оставшимися магазинами.

Дождавшись остановки поезда в 16:35  около 300 километров от Ленинграда,Сакалаускас вышел из вагона и направился в населенный пункт Бабаево. В населенном пункте под видом отставшего от поезда прапорщика Сакалаускас попросился на постой в один из домов. Между тем в районе часа ночи поезд прибыл на конечную станцию. Вскоре после обнаружения тел сотрудниками станции на место прибыли сотрудники следственного отдела военной прокуратуры. Узнав о инциденте, некоторые из старослужащих сначала захотели устроить на Артураса охоту, но их пыл охладила информация о том, что солдат хорошо вооружен.

«Со мной случилось несчастье, которое перечеркнуло всю мою жизнь, но я не виновен, нет! Эти длинные полгода во мне накапливалась боль от издевательства и страдания. Я не помню, как взял оружие, как открыл огонь по ним. Теперь я прячусь и знаю, что меня ищут» - из письма Артураса своей матери, написанного во время скитаний.

Во время розыска солдат ночевал в заброшенных церквях, подвалах и подъездах.О Сакалаускасе сообщали все СМИ, включая телевидение и ленинградскую радиостанцию. А городские доски объявлений и столбы были обклеены ориентировками на солдата.И ,в конце концов, он был опознан одним из пассажиров автобуса 47, где ехал Артурас.

При задержании солдат не оказал сопротивления и добровольно сдался.К моменту задержания следователи опросили заключённых, этапированных на том злосчастном поезде, и знали обо все подробностях произошедшего. Узнав все нюансы преступления, жители Вильнюса устроили митинг и собирали подписи в поддержку солдата. По мнению организаторов, Артурас «был вынужден браться за оружие, чтобы защитить свою человеческую честь во время службы в рядах Советской армии».

Сакалаускасу грозила смертная казнь — по итогам проведенной в мае экспертизы в Московском институте судебной психиатрии имени Сербского он был признан вменяемым. В конце июня следствие было завершено, дело передали в суд, но переводить Артураса из Москвы обратно в Ленинград не спешили — в «Матросской Тишине» он по непонятным причинам провел больше трех месяцев. Видя разительную перемену в состоянии подзащитного после «Матросской Тишины», адвокаты заподозрили неладное. Они попытались доказать, что в Москве Сакалаускаса накачивали психотропными веществами, которые довели солдата до помешательства. Впрочем, успехом эти попытки не увенчались. В 1990 году Артураса отправили на лечение в одну из литовских психбольниц. Его мать и отец от переживаний за сына получили серьезные проблемы со здоровьем и стали инвалидами II группы.

Между тем, находясь в лечебнице, Сакалаускас рассказывал окружающим, что стал подопытным кроликом — массовое убийство, по его убеждению, было постановкой инопланетян или сотрудников КГБ, которые таким образом готовили его в разведчики.Иными словами - сошел с ума.Сакалаускас провел в психбольнице пять лет, в 1995 году был выпущен на свободу и до сих пор жив. Он ведет замкнутый образ жизни, отказывается общаться с журналистами и продолжает считать себя участником таинственного эксперимента.

Это история о том, как молодой и неконфликтный литовец сошел с ума, оказавшись не готовым к суровым реалиям службы в Советской Армии. Пусть история Артураса станет уроком и напоминанием о том, к чему может привести дедовщина и неуставные отношения в армии.Когда люди уподобляются животным, забывая о сострадании и человечности, то всегда есть вероятность, что их жертва станет убийцей, как Артурас Сакалаускас

Наш Telegram - CENTURY HISTORY

CENTURY HISTORY