17 сентября в Торонто закончился 48-й Международный кинофестиваль, где состоялась премьера биографической драмы Эллен Курас под названием «Ли». Каким получился фильм, рассказывающий об американском фотографе Ли Миллер, рядовым зрителям судить еще рано, а вот узнать историю его главной героини — совсем нет. По такому случаю собрали для вас подборку фактов о знаменитой корреспондентке, которая украшала обложку «Vogue» и использовала вместо студии ванную Гитлера.
1
Элизабет Миллер родилась весной 1907 года в нью-йоркском округе Датчесс в семье инженера и экспериментатора, который и привил ей любовь к фотографии. Детство будущей журналистки было омрачено трагедией: в семь лет она подверглась сексуальному насилию со стороны «друга семьи» и заразилась тяжелым венерическим заболеванием, после чего долго лечилась в больнице города Покипси (в том числе и у психиатра, к которому ее водили родители).
Но на этом ужасы не закончились. Отец, в свободное от работы время увлекавшийся новым видом искусства, нередко снимал дочь на стереоскопическую камеру, и в этом не было бы ничего сомнительного, если бы не один факт: на фотосессиях она представала обнаженной. Его первой композицией стала интерпретация картины «Сентябрьское утро» художника Поля Шабаса, на которой была изображена купающаяся девушка. Чтобы достичь максимальной схожести с произведением французского мастера, мистер Миллер заставил маленькую Ли позировать на фоне зимнего Покипси в одних тапочках. Подобные опыты продолжались более 10 лет, пока девушка окончательно не сепарировалась, но травмирующие воспоминания остались с ней на всю жизнь.
2
В 1929 году Миллер, на тот момент уже получившая известность на родине как успешная модель, переехала в Париж — закономерное решение для любого творческого человека начала XX-го века. Столица Франции представляла собой настоящую цитадель талантливых художников и писателей, которые вряд ли могли найти для себя развлечения интереснее, чем беседы друг с другом в артистических кафе или долгие прогулки по узким городским улочкам (это вам подтвердит любое издание «Праздника, который всегда с тобой» Хемингуэя). Там начинающая модель стала ассистенткой Мана Рэя — фотографа и кинорежиссера, снимавшего для таких модных журналов, как Vanity Fair и Vogue и Vanity Fair, и безнадежно влюбившегося в свою юную музу. У него Ли научилась всем тонкостям работы по другую сторону объектива, после чего благополучно вернулась в Америку и вышла замуж за египетского бизнесмена, оставив Рэя с разбитым сердцем.
3
В Париже Ли примкнула к сюрреалистическому движению и даже сыграла в авангардной киноленте поэта и драматурга Жана Кокто, которая получила название «Кровь поэта». Скорее всего, примерно тогда же она познакомилась и с Пабло Пикассо, хотя близко общаться они начали гораздо позднее — во время одной из поездок на юг Франции в 1937 году. Между двумя семьями завязалась глубокая дружба (Миллер, оставившая своего первого супруга, тогда была замужем за художником Роландом Пенроузом, а Пикассо встречался сначала с Дорой Маар, а затем с Франсуазой Жило), и они часто проводили вместе отпуск. Это отразилось и на творчестве самой Ли: за 40 лет она сделала почти тысячу фотографий знаменитого основоположника кубизма.
4
Во время Второй мировой войны Миллер стала военным корреспондентом Vogue. Редактор британской версии журнала Одри Уитерс поручила недавно получившей аккредитацию Ли не самое сложное задание — снять серию фотографий о работе медсестер в полевых госпиталях. Но этого для амбициозного фотографа было недостаточно: она написала целый репортаж, где честно рассказала о жизни солдатов в лазаретах после того, как они побывали на линии фронта. Статья вышла в печать осенью 1944 года и фактически дала Миллер карт-бланш на выбор тем для съемок, многие из которых впоследствии вошли в альбом «Война Ли Миллер», собранный ее сыном Энтони.
5
Миллер была одним из первых фотографов, которые оказались в концентрационных лагерях, освобожденных от нацистов — включая Бухенвальд и Дахау. Но ее самой сенсационной работой стали снимки 1945 года, сделанные в пустой квартире Гитлера в Мюнхене за несколько часов до его самоубийства. Культовый кадр, на котором раздетая Ли сидит в ванной низвергнутого фюрера, а внизу стоят ее армейские ботинки, испачканные концлагерной землей, сделал журналист Дэвид Шерман. Фото было опубликовано в британском Vogue месяцем позднее, дополнив статью с говорящим названием «Гитлериана».
6
Хотя одаренность и мастерство Ли в фотографии никогда не подвергались сомнению, такого нельзя было сказать о ее писательских навыках. Каждое слово давалось ей с неописуемым трудом, облегчить который мог только бокал коньяка, а сама она нелестно называла сочинительство «ритуалом бичевания пишущей машинки». И так считала не только Миллер: ее уже известный нам коллега Шерман сравнивал присутствие во время творческого процесса корреспондентки с «медленной прокруткой его мозга через мясорубку».
7
Война не прошла для Ли бесследно: по возвращении домой у нее начался посттравматический синдром, от которого фотограф искала спасение в алкоголе. Редакции Vogue, который вновь стал классическим модным журналом, больше не были нужны военные репортажи, кажущиеся теперь на глянцевых страницах совсем неуместными. Помогло вернуться к нормальной жизни Миллер только новое (и крайне неожиданное) увлечение. В 1957 году муж записал ее на кулинарные курсы в парижской школе Le Cordon Bleu, а несколько лет спустя она подружилась с Беттиной Макналти — редактором одного из американских журналов. Вместе они устраивали званые ужины для настоящих гурманов и придумывали собственные уникальные рецепты (увлечение сюрреализмом не оставило Ли и тогда).
А вы слышали про работы Ли Миллер? Что думаете о ее фотографиях, сделанных в квартире Гитлера? Делитесь мнением в комментариях!