Найти тему
Сквозь лорнет

Неожиданные параллели: Лариса Огудалова VS Мария Бертрам

Лариса и Мария
Лариса и Мария

На прошлой неделе, находясь в поездке, мне довелось вновь увидеть сцены из знаменитого "Жестокого романса" Эльдара Рязанова, которым развлекали пассажиров. Это напомнило мне, что не так давно в обсуждении этого фильма в ответ на мой комментарий о Ларисе Огудаловой, эту героиню Островского сравнили с Марианной Дэшвуд из романа "Разум и чувства" Джейн Остин.

-2

И вот увидев снова рязановскую экранизацию "Бесприданницы", я поняла, что мне хочется сравнить ее не с Марианной, а с другой остиновской героиней - Марией Бертрам из "Мэнсфилд-Парка".

Лариса Здесь и далее использованы кадры из фильма "Жестокий романс"
Лариса Здесь и далее использованы кадры из фильма "Жестокий романс"

Марианна Дэшвуд похожа на Ларису Огудалову только отсутствием приданного и некоторой излишней романтичностью, но ситуация у нее несколько другая, о чем я и писала в своем комментарии. Да, ее бросил молодой человек, в которого она была влюблена, ради богатой наследницы. Однако, он не пытался после этого воспользоваться ее чувствами в своих интересах. Кроме того, Марианна все время была окружена искренне любящими ее близкими и друзьями.

Марианна Дэшвуд. "Разум и чувства" 2008
Марианна Дэшвуд. "Разум и чувства" 2008

А вот Мария Бертрам, несмотря на отсутствие финансовых проблем, попала в ситуацию очень сходную с ситуацией Ларисы.

(Далее будут спойлеры для тех, кто не читал/смотрел "Мэнсфилд-Парк")

Итак, Мария Бертрам, старшая дочь баронета, который хоть и испытывает некоторые финансовые затруднения, из-за которых ему потребовалось отбыть из Англии и оставить на время семью, отнюдь не бедствует. Наличие отца и хорошее обеспечение главное отличие Марии от бесприданницы Ларисы.

А вот дальше начинаются параллели. Мария, как и Лариса, воспитана в твердой уверенности, что главная задача девушки удачно выйти замуж.

Мария Бертрам Здесь и далее кадры из сериала "Мэнсфилд-парк" 1983
Мария Бертрам Здесь и далее кадры из сериала "Мэнсфилд-парк" 1983

"Марии Бертрам шел уже двадцать первый год, и она начинала считать замужество своим долгом; а так как брак с мистером Рашуотом сулил ей радость большего дохода, чем у отца, а также, без сомненья, дом в Лондоне, что было сейчас главною целью, она опять же по чувству долга сочла своей прямой обязанностью, если удастся, выйти замуж за мистера Рашуота."

Главной наставницей Марии в этом вопросе, конечно, же является ее тетушка миссис Норрис, которая хлопочет не только из любви к племяннице, но и из чувства собственной значимости. В то время как леди Бертрам безмятежно восседает на диване в гостинной, окруженная вниманием услужливой племянницы, а сэр Томас считает достаточным со стороны отца обеспечить дочерям прекрасное образование и строго следить за внешней благопристойностью. Однако, строгие правила соблюдаемые в присутствии отца достаточно быстро отбрасываются после его отъезда и молодые леди начинают вести себя достаточно свободно.

Мария уверена, что внешняя привлекательность и всевозможные таланты - она прекрасно играет на фортепьяно и замечательно танцует - делает ее привлекательной и желанной невестой.

"Обе мисс Бертрам теперь прочно утвердились среди местных красавиц; а так как их красота и блестящее воспитание сочетались с присущей им от природы естественной непринужденностью и заботливо привитой любезностью и обходительностью, они заслужили благосклонность и восхищение местного общества. Тщеславие у них было такого превосходного свойства, что казалось, они полностью его лишены, и они нисколько не важничали; а похвалы, вызываемые таким поведением, сохраненные и пересказанные им тетушкой, укрепляли их веру в свою непогрешимость."

Сестры Бертрам: Джулия и Мария
Сестры Бертрам: Джулия и Мария

И хотя Мария выглядит менее романтичной особой, чем Лариса, хочу заметить, что Ларису мы встречаем уже влюбленной в Сергей Сергеевича, а вот знакомство с Марией мы начинаем, когда она еще не встретила мистера Генри Кроуфорда и ее чувства еще спят.

Кроуфорд и Паратов
Кроуфорд и Паратов

Но даже если Лариса и представляется более романтичной натурой, отчасти благодаря чтению романо услужливо доставляемых другом детства Васей, то воспитание она получила уж точно не слишком романтичное. Харита Игнатьевна дама весьма практичная и деловая. Финансовые вопросы волнуют ее явно гораздо сильнее нежных чувств, и судьба старших сестер Ларисы очень красноречиво говорит о том, к чему мать готовила дочерей. И если бы не ухаживание Паратова, который покорил сердце Ларисы, она тоже могла бы согласиться на предложение выгодной партии, так и не испытав нежных чувств, как и Мария на предложение мистера Рашуота.

Лариса с матерью
Лариса с матерью

И в этом еще одно сходство положения Ларисы и Марии. Они выбрали себе в женихи людей, которых презирают. И мистер Рашуот и господин Карандышев не отличаются большим умом. При этом каждый из них считает себя весьма достойной личностью: Рашуот гордится своим состоянием, а Карандышев своей честностью. И окружение Марии, иногда тайно, иногда явно, насмехается над мистером Рашуотом, так же как и окружение Ларисы над Карандышевым. Даже благовоспитанных брат Марии Эдмунд говорит, что ему "стыдно быть Рашуоту за брата".

Карандышев и Рашуот
Карандышев и Рашуот

Мария Бертрам, в отличие от Ларисы, дает свое согласие на брак с Рашуотом еще не будучи знакомой с покорителем ее сердца. И приехавший погостить к соседям Бертрамов Генри Кроуфорд начинает флирт с обеими сестрами Бертрам одновременно уже в то время когда Мария помолвлена. Однако, ее надежды на брак с Кроуфордом не кажутся такими уж необоснованными. Во-первых, молодая леди могла в любой момент расторгнуть помолвку. Во-вторых, у Марии были дополнительные основания не считать эту помолвку окончательной, ведь по традиции последнее решение оставалось за отцом невесты. А сэр Томас находился далеко от дома, и хотя дал предварительное одобрение в письме, все же просил дождаться его приезда. Таким образом, Мария всегда могла отказаться от предполагаемого союза, ставшего ей нежеланным, сославшись на волю отца. И все неприятности такого отказа взял бы на себя сэр Томас, что, кстати, он и предложил сделать вернувшись и познакомившись с женихом дочери.

Мария с Кроуфордом и Лариса с Паратовым
Мария с Кроуфордом и Лариса с Паратовым

Однако, это предложение оказалось слишком запоздалым. Мистер Генри Кроуфорд, после всех ухаживаний, после всех намеков на чувства, которые позволили Марии считать юношу влюбленным, отбыл, не переговорив с ней наедине и без какого-либо намека на возможное возвращение. Мария отказалась разорвать помолвку с женихом. И этот отказ был продиктован чувствами, сродни тем, которые испытывала Лариса, принимая предложение Карандышева. Мария, также как и Лариса, потеряла надежду на брак с любимым человеком, также как Лариса она не хочет возвращаться к прежнему образу жизни в родительском доме. Мария боится скуки и не хочет обсуждений со стороны соседей. Лариса бежит от людской молвы и опустевшего, после истории с проворовавшихся кассиром, дома. Конечно, положение Ларисы выглядит более тяжёлым, а причины, породившие эти чувства более весомыми, чем у внешне благополучной Марии. Но ведь Островский писал трагедию, а Джейн Остин социально-бытовой роман. Основа же у поступков обеих молодых дам одна - разбитые мечты и безнадёжность.

Мария и Лариса с женихами
Мария и Лариса с женихами

Ещё одно сходство - одиночество героинь. Ни одна из них не имеет друга или советника. Хариту Игнатьевну не слишком волнуют переживания дочери. А Мария, хотя и имеет большую семью, не имеет возможности не с кем поделиться. Младшая сестра, также как и она влюбленная в Генри Кроуфорда, радуется, что он не достался Марии. Леди Бертрам, пребывающая в состоянии полнейшего спокойствия и равнодушия, вряд ли вызывает желание поделиться. Миссис Норрис в восторге от предстоящего брака Марии и считает его своей заслугой. О чувствах любимой племянницы она и не подозревает, так как склонна видеть только то, что ей хочется. Строгого отца Мария побаивается, к тому же она привыкла прятать от него свои истинные чувства. С братьями и кузиной близости тоже нет.

Тетушка Норрис и Мария
Тетушка Норрис и Мария

Далее следуют оглашение помолвки у Ларисы и бракосочетание Марии и попытки примериться с действительность. Мария пытается найти счастье в светской жизни, а Лариса в роле невесты. И тут на пути обеих дам снова возникают властители их сердец. Один отсутствовал год, успел разориться, посвататься к "золотым проискам" и получить согласие. Другой отсутствовал полгода, и сделал предложение девушке, самой привлекательной чертой которой, стало не богатство, а недоступность. Его обаяние и привычные приёмы обольщения не сработали и "охотничий инстинкт" заставил выделить эту девушку из многих других, ценить её и желать на ней жениться.

Генри сделал предложение менее красивой и совсем не богатой кузине Марии, но получил отказ. Фанни Прайс и Генри Кроуфорд
Генри сделал предложение менее красивой и совсем не богатой кузине Марии, но получил отказ. Фанни Прайс и Генри Кроуфорд

Но всё это не помешало ни Паратову, ни Генри Кроуфорда начать новое наступление на наших героинь. Паратову было неприятно видеть, что Лариса выходит замуж за другого, а Кроуфорда возмутило показное равнодушие к нему Марии. И они оба желали прежнего к себе отношения со стороны дам. Разница лишь в том, что Лариса не знала о помолвке Сергей Сергеевича, а вот Мария знала всё. Да и как иначе, если девушкой, которой Кроуфорд сделал предложение была её кузина. Та самая, которая была в их семье на самом последнем месте и которую Мария не считала своей ровней. Хотя надо признать, что Генри Кроуфорд, в отличие от Паратова, помолвлен не был. Бедная скромница кузина осмелилась отказать состоятельному жениху. Но сама то Мария была замужем.

Возвращение блудных возлюбленных
Возвращение блудных возлюбленных

Тем не менее обольстительные речи любимых, собственные не остывшие чувства и презрение у Марии к мужу, а в случае Ларисы к жениху, заставили молодых дам пожертвовать своей честью. Лариса убежала со званого предсвадебного обеда, чем нанесла обиду тщеславному Карандышеву и была отвергнута человеком, ради которого она это сделала, и позже поплатилась за это жизнью. Мария сбежала из дома мужа, дав ему повод для развода, опозорила свое имя и тоже была отвергнута человеком, ради которого разрушила брак. Её расплатой стала уединенная жизнь вдали от родных и привычного общества, в компании тётки, с которой у неё сложились не самые лучшие отношения.

Дамы не смогли устоять
Дамы не смогли устоять

Героев этих двух произведений разделяет более полувека, тысячи километров, возраст и социальное положение. Но мужчины идут одним и тем же путём: сначала увлекают женщину, выказывая ей расположение, потом оставляют без каких-либо объяснений, потом возвращаются и снова приступают к обольщению, уже точно зная, что эта женщина им не нужна. Что ими движет? Тщеславие? Азарт? Желание видеть всех женщин у своих ног?

А дамы, которых эти джентльмены уже однажды оставили с разбитыми мечтами. Почему они так легко снова поверили словам? Я понимаю, что ни Карандышев, ни Рашуот не относятся к числу мужчин, которые могли бы вытеснить из сердца дам их прежние увлечения и они по прежнему любят, бросивших их мужчин. Но доверие! Неужели оно осталось таким же сильным? Неужели не возникает сомнений в льстивых словах?

Мне гораздо ближе позиция пушкинской Татьяны, которая подозревает Онегина в попытке извлечь "соблазнительную честь" из романа с замужней дамой. Но может я не права, и предательство не уменьшает доверия в глазах любящего? Как думаете?