Найти в Дзене

Ночные колокольчики. Геннадий Снегирев и Евгения Чарушина-Капустина. Рассказы о природе

Снегирев, Бианки, Сладков, Сахарнов, Скребицкий - авторы, чья поэзия в прозе с самых ранних лет небольшими абзацами на страницах книг и учебников знакомит нас с природой родных мест. Они, изъездившие страну вдоль и поперек, рассказали о ней детям. О ее лесах и горах, степях и пустынях, о тундре и тайге, о морях и реках. Рассказали так просто, так доверительно, что до сих пор я, взрослый человек, читая, снова попадаю под обаяние поэтических строк этих рассказов.

Я очень любила читать детям Снегирева. Мы читали тонкие книжки и голубой толстенький сборничек со страшненькой пестрой обложкой,

под которой все было очень достойно - белый, хоть и тонкий офсет, крупный шрифт, черно-белые иллюстрации Никиты Чарушина. И много-много небольших рассказов.

Конечно, к этим так любимым рассказам хотелось необыкновенных иллюстраций!

-3

Поэтому у меня появился сначала сборник с чудеснейшими прозрачными рисунками Николая Устинова на мелованной бумаге,

а затем "Первое солнышко" с очень детскими милыми зверюшками Татьяны Капустиной.

Сборники эти дублировались и пересекались, но меня устраивало все. Мы читали то один, то другой, то третий, то снова возвращались к тонким книжкам.

-6

Нисколько не надоедало!

Я посматривала на двухтомник с Митуричем, но не брала, хватало имеющегося, куда ж еще дублировать! Но появилась в обзоре новинок темно-синяя обложка с рогатым оленем и таким нежным названием - Ночные колокольчики.

-7

Ничего нового не было в содержании.

Но развороты с заголовками разделов, так похожие на развороты Никиты Чарушина в книге Сладкова "С севера на юг"... Но та же самая прозрачность и детальность вместе с туманной зыбкостью фона - фамильная черта художников семьи Чарушиных....

-8
-9

но имя иллюстратора - представителя уже четвертого поколения этой семьи...

-10

И оно пришло - Время Колокольчиков! Подаренное мне "Детским Временем".

Новая книжка так пришлась мне по сердцу, так дополнила новыми красками и образами давно знакомые рассказы, что я уже их не представляю без этих заново перечитываемых разворотов.

-11
-12

Вот наш любимый рассказ "Верблюжья варежка" с мохнатым двугорбым верблюдом и мальчишкой с ножницами в руках на рисунке! Полторы страницы текста, две иллюстрации - всего три страницы, а как нам их не хватало когда-то!

-13
-14

И до чего же хороши верблюды в пустыне!

-15

Глядя на них, даже вспомнилась страничка Льва Гумилева, где он утверждал, что в арабской поэзии 27 стихотворных размеров, потому что у верблюда 27 аллюров )

-16

Цветные рисунки с пингвинами и полярниками теперь будут рядом с черно-белыми рисунками Мая Митурича в старенькой книжке с пожелтевшими страницами. Про пингвинов всегда читали-перечитывали многократно, пингвинье чтение накатывало и возвращалось волнами вместе с играми и мультфильмами.

Я листаю книгу, в которой каждый разворот - праздник цвета, где легко льются строки, оставаясь в памяти ковром опавших листьев сплетением прозвучавших слов. Прекрасный язык! Это обязательно надо читать детям. Это очень просто и поэтично. Это короткие рассказы, и поэтому чтение легко можно прервать в любой момент без ущерба для смысла и содержания прочитанного. И когда-нибудь по случаю вернуться.

Мне так нравится узнавать короткие заметки, сравнивать иллюстрации этой книги с другими.

Евгения Чарушина-Капустина:

-19

Это Татьяна Капустина:

-20

А это Вера Горячева:

Все чудесны! Всё люблю!

И очень признательна автору за его такую спокойную, такую душевную и познавательную прозу.

Размещу здесь сведения о нем, найденные в интернете. Для любителей робинзонад здесь есть любопытные строки:

Геннадий Яковлевич Снегирёв -

писатель, классик детской литературы, автор 150 книг, изданных пятидесятимиллионным тиражом - в Советском Союзе и в России, в Японии и во Франции и т.д.
-22
Родился 20 марта 1933 г. - в Москве.
Отец его погиб в сталинских лагерях, мама работала библиотекарем. Мальчик с детства узнал, что такое нужда и голод. После начальной школы учился в ремесленном училище, но закончить не пришлось: надо было зарабатывать на жизнь. В тринадцать лет будущий писатель начинает работать учеником на кафедре ихтиологии Московского университета. Потом решил пойти в ледовое плаванье и направился с ихтиологическим отрядом на экспедиционном судне «Витязь» зимой 1951/52 г. из Владивостока к берегам Чукотки.
В 1964 г. вместе с профессором Лебедевым отбыл в необыкновенную экспедицию - на спасательной шлюпке, без мотора, под парусом, без запаса продуктов, имея при себе лишь соль, сахар, спиннинг для ловли рыбы и карабин для охоты. Экспериментаторы не только выживали, но и изучали экологические изменения Якутской тайги и реки Лены. Об этом путешествии была позже написана книга «На холодной реке».
Потом было еще много путешествий и было немало профессий - но ни одна из них не стала делом жизни. Делом жизни стали книги, которые родились из устных рассказов своим друзьям и товарищам. Знакомая - поэтесса Вероника Тушнова - отнесла рассказы на радио. Там их сразу же взяли и пустили в эфир. А в это же время редакторы из Детгиза искали новых интересных писателей, им на радио и посоветовали обратить внимание на Г.Снегирева.
в 1954 г. Вышла Первая его книга - «Обитаемый остров» - о животном мире Тихого океана С тех пор было написано немало книг в разных жанрах.
-23

Всем хороших книг!

А вы любите читать книги о природе? Слушают и читают ли их ваши дети сегодня?