Найти тему
Русская Семёрка

Мужская и женская половины православного храма: откуда это взялось

Оглавление

В некоторых православных церквах до наших дней соблюдается традиция: мужчины во время молитвы стоят по правую сторону от алтаря, женщины – по левую. В Сербии до конца XIX века обе половины храма даже разделяли перегородкой. В Малороссии до того же времени женскую половину храма называли «бабинец».

Хоры в базиликах

А в древних русских храмах, построенных до XV века, устраивался как бы второй этаж – хоры. Точно такой же архитектурный элемент существовал и в греческих православных храмах. Оттуда он и пришёл на Русь. Для чего они делались?

Нужно сразу заметить, что устройство хоров не связано напрямую с христианством. Это элемент архитектуры древнеримских базилик. Базилики были общественным сооружением, куда древние римляне приходили для деловых и личных встреч, для совершения сделок, для оглашения публичных объявлений. Функционально базилика была сродни древнегреческой агоре. Только агора устраивалась под открытым небом, а римляне сделали такое публичное место крытым. Вероятно, из-за климата.

В базиликах всегда устраивался второй этаж – возможно, для экономии места, так как в древнем Риме жили очень скученно (шутка ли – миллион жителей?). Когда в IV веке началось массовое принятие римлянами христианства, то базилики стали обращать в церкви. По своим общественным функциям сооружения долго были схожими, ведь в церкви ходили не только на богослужения, но и для таких же встреч личного и общественного характера, что прежде в базилики. А потом, когда по типу базилик стали строить новые христианские храмы, туда же автоматически переместили и хоры. Так считает член Академии художеств Сергей Заграевский.

Но каким стало назначение хоров в церквах? Русский священник Игнатий Смолянин из свиты русского митрополита Пимена, ехавшего в конце XIV века в Константинополь за поставлением в сан, свидетельствовал в своих записях, что в храме святой Софии в Константинополе мужчины и женщины молились раздельно. Мужчины стояли внизу, а женщины – на хорах, за занавесками, откуда только и могли наблюдать церемонию священнодействия. В свою очередь, мужчины не могли видеть в храме женщин.

Таким образом, по крайней мере в Греции, хоры стали почти сразу использоваться как помещение для женщин. Историк церкви Евгений Голубинский установил, что хоры были исходно помещением не только для женщин, но и для оглашенных – которым не разрешалось принимать участия в церковных таинствах. На второе указывает одно из названий хоров – катехумений. А первое название хоров – гинекей – свидетельствует как раз о том, что хоры использовались как помещение для женщин.

Греческий обычай

Такое разделение возникло у греков, очевидно, под влиянием домашнего быта. Ещё в древней языческой Греции дом зажиточного грека делился на мужскую и женскую (гинекей) половины, как позднее у мусульман. Можно предполагать и влияние христианства на закрепление этой традиции в храмах. «Не погляди на женщину с вожделением», — заповедает христианство. И помещение женщин на хорах, за занавеской, отвечало этому правилу. «И никому из смертных нельзя было их видеть», — свидетельствовал Игнатий Смолянин о греческих женщинах в храме святой Софии.

Но раз появившись как элемент храмовой архитектуры, хоры стали использоваться и для другой сегрегации, не только половой, но и социальной. На хорах стояла высшая знать во время богослужений. По всей видимости, именно так хоры сразу стали использоваться на Руси, как считал академик Николай Брунов. В то же время практика помещения на хорах женщин была на Руси, во всяком случае, в XIV веке, неизвестна – то ли она уже забылась, то ли её вообще не было.

Разделение полов на молитве в храме без хоров

Но раздельное стояние мужчин и женщин на молитве сохранялось, как показывает практика, во многих местах православного мира очень долго. Вероятно, это произошло оттого, что само разделение было привычным, а вот хоры со временем перестали строить. Особенно в сельских храмах. Так было и в Греции, и в Сербии, и на Руси. В русских храмах хоры местами устраивались ещё до XVII века, но потом этот элемент архитектуры полностью исчез. А обычай раздельнополой молитвы, пришедший из Греции, ещё оставался.

Подведём итог. Раздельная молитва женщин и мужчин в православных храмах возникла не из-за наличия хоров в храмах. Это была народная греческая традиция, получившая дополнительный импульс в христианских заповедях. Хоры как традиционный архитектурный элемент базилик были использованы для осуществления половой сегрегации на богослужении. Но это было не единственным предназначением хоров, особенно за пределами Греции. Хоры могли использоваться также знатью для отделения себя на молитве от простонародья.

С другой стороны, не во всяком храме устраивались хоры. А раздельная молитва мужчин и женщин укоренилась во всех православных странах. Как было её обеспечить в храме без хоров? Так возник обычай делить храм на мужскую и женскую половины – перегородкой или хотя бы условно.

The post Мужская и женская половины православного храма: откуда это взялось appeared first on Русская семерка.