Найти в Дзене

Как собирались разгромить армию Гудериана под Тулой

Когда-то я писал про битву за город с очень звучным именем Сталиногорск (ныне Новомосковск), который в отличие от более известного Сталинграда, находится не на Волге, а на Дону (сам удивился, но это так). В отличие от города на Волге, этот город имени Сталина немцы взяли. Теперь же пришло время написать про операцию, в ходе которой этот город освободили — Тульской наступательной.

Напомню, что к началу декабря на южном фланге битвы за Москву сложилась следующая ситуация. 2-я танковая армия Гудериана так и не смогла взять Тулу, хотя город находился в полуокружении. Наступление южнее Тулы привело к захвату Сталиногорска, Венева, Михайлова, но прорваться на Каширу немцы не смогли. Хотя 25-го ноября разведывательные подразделения немцев даже появились у Каширы, но им пришлось отступать. Силы немецких войск после двух месяцев наступления были истощены до предела, два десятка исправных танков в дивизии — это был предел возможностей, но и таким количеством не каждое соединение могло похвастать. К Кашире подошёл 1-й гвардейский кавалерийский корпус и 112-я танковая дивизия, под ударом которых немцы начали отступать.

Глубокий прорыв немцев на Каширу привёл к образованию весьма протяжённого выступа, что приводило к угрозе окружения. Поскольку наступательный потенциал иссяк, войска надо было уводить. Что Гудериан и стал делать. 6-го декабря было принято решение наступление прекратить и отвести далеко вырвавшиеся войска 2-й танковой армии на линию: верхнее течение реки Дон, река Шат, река Упа.

Советское командование, вполне ожидаемо решило использовать выгодное для нас положение на фронте. Шансы окружить и разгромить немецкую группировку северо-восточнее Тулы были весьма велики. Пока группа генерала Белова подгоняла отступавших немцев, с фланга должна была ударить 50-я армия, чтобы закрыть немцам пути отступления на запад.

Но основную роль должна была сыграть только что сформированная 10-я армия. Она должна была нанести удар по немецкому флангу в направлении Михайлово, Сталиногорск.

В составе 10-й армии было семь свежих стрелковых (322-я, 323-я, 324-я, 325-я, 326-я, 328-я и 330-я) и две кавалерийских (57-я и 75-я) дивизии. Все стрелковые дивизии полностью укомплектованы (свыше 10 тысяч человек) личным составом. Формировались они из призывников в центральной России и Поволжье, личный состав до 35 лет, так что хотя бы русский язык все знали. Но все без боевого опыта, кроме того не хватало вооружения (миномётов и противотанковых орудий) и транспорта. Обе кавалерийские дивизии прибыли на фронт без вооружения и сёдел. Их вооружили не полностью лишь к 15-му декабря.

Из приданной армии артиллерии был только 10-й гв. миномётный дивизион. В составе армии действовал 51-й отдельный танковый батальон — это батальон телемеханических танков. Телетанки в боях не принимали участия, их отправили в Рязань, а танки управления использовали как линейные. Всего их было 10-12 машин. Армии также передали все войска на рязанском направлении — 239-ю стрелковую и 41-ю кавалерийскую дивизии, Рязанский рабочий полк, курсантов Владимирского пехотного училища, части НКВД и разные рабочие отряды. Все эти войска, кроме кавдивизии, находились в армейском резерве. Командовал армией генерал-лейтенант Ф.В.Голиков (бывший начальник ГРУ).

В составе 1-го гвардейского кавалерийского корпуса генерал-лейтенанта П.А.Белова 1-я и 2-я гвардейские кавалерийские дивизии, 96-й отдельный кавалерийский полк, 15-й гв. миномётный дивизион. В 1-й дивизии было 7428 человек, во 2-й — 5783. Корпусу приданы 173-я стрелковая дивизия и 9-я танковая бригада, в которой к началу наступления (вместе с приданными 35-м и 127-м танковыми батальонами) было 25 исправных танков (в том числе 3-4 КВ). На 10-е декабря в ней было 2 КВ, 4 Т-34 и 4 Т-40.

Корпус также в ходе боёв получал пополнение:

Донесение о прибывшем пополнении в 1 гв. кк
Донесение о прибывшем пополнении в 1 гв. кк

В составе 50-й армии генерал-лейтенанта И.В. Болдина было семь стрелковых, танковая и кавалерийская дивизии, три танковых бригады, всего от 73 до 48 танков по разным документам. Войска армии были сильно потрёпаны в предыдущих боях, лишь одна (320-я) дивизия была свежая, полного состава.

В составе 49-й армии было пять стрелковых дивизий, из которых две свежие — пополненная 5-я гвардейская и не бывавшая в боях 238-я. Но она в ходе операции получить четыре стрелковых бригады.

Положение войск к началу наступления.
Положение войск к началу наступления.
Состав войск 50-й и 49-й армии на 1-е декабря.
Состав войск 50-й и 49-й армии на 1-е декабря.

Какие войска нам противостояли:

Немецкая карта на 5-6-е декабря.
Немецкая карта на 5-6-е декабря.

В полосе наступления всей 10-й армии расположена только 10-я моторизованная дивизия, части которой разбросаны на огромном пространстве и о какой-то подготовленной обороне речи не шло.

Во втором эшелоне 25-я моторизованная дивизия, но одна её боевая группа находится западнее Венёва. В районе Сталиногорска 112-я пехотная дивизия, которая понесла в предыдущих боях очень большие потери.

На Каширском направлении отходят под натиском группы Белова 17-я танковая, 29-я моторизованная и 167-я пехотные дивизии.

Восточнее Тулы — 3-я и 4-я танковые дивизии и полк «Великая Германия».

Юго-западнее Тулы — 296-я пехотная дивизия, северо-западнее — 31-я и 131-я пехотные дивизии.

Это всё были войска 2-й танковой армии, на участке 49-й армии расположены дивизии 4-й армии: 52-я, 137-я, 260-я и 268-я пехотные.

Все немецкие дивизии были изрядно потрёпаны, в них не оставалось и половины боевого состава. В 167-й пехотной, 10-й и 29-й моторизованной дивизиях и полку «Великая Германия» в ротах оставалось в среднем по 30 человек, в остальных немногим больше. Танковые дивизии имели в ходе операции до 20-30 исправных танков.

Таков расклад сил был к началу нашего наступления. Всё склонялось к тому, чтобы в районе города имени Сталина устроить немцам показательный разгром. Такой же, какой их ждёт у другого города имени того же вождя через год.

Рекомендую также мою статью, тоже про битву за Москву:

Загадки битвы за Москву: бои под Юхновым