Лейтенант Группы «А» Андрей Тарасенко погиб странной, если не сказать загадочной, смертью. Внезапно и нелепо, во время учений… Опытный офицер, участвовавший во Второй чеченской, пропал без вести во время опасной ночной тренировки под водой в сентябре 2012 года. Парню был 31 год, у него были планы на жизнь…
Андрей Тарасенко родился в посёлке Северный Белгородской области 4 июля 1981 года. Как и многие офицеры спецназа, он детства мечтал стать военным и готовил себя основательно. И тело, и разум. Получил два высших образования по специальностям «информатика» и «юриспруденция». Занимался боксом — достиг больших успехов в этом, когда служил в армии.
Затем четыре года по контракту отслужил в ВДВ. С 2000 по 2001 принимал участие в боевых действиях. Во время Второй чеченской кампании служил в Ханкале. За время службы был награжден медалями «За службу на Северном Кавказе», «За принуждение к миру», «Генерал Армии В. Ф. Маргелов».
А потом пришёл в «Альфу», пройдя все положенные тесты и испытания.
Подготовка офицеров «Альфы» – это регулярные, долгие и изнурительные тренировки на грани человеческих возможностей. Каким бы опытным ни был офицер, какой боевой опыт ни был бы до Группы «А», всё равно должен пройти специальную подготовку. Каждый в подразделении должен быть универсальным солдатом и уметь решать любые задачи. Две основных специализации – снайперы и боевые пловцы. Тарасенко выбрал морской путь…
На севере Приморска есть поселок Манола Выборгского района Ленинградской области. Тут лучшие пляжи. Залив окружён высокими корабельными соснами. По склонам к берегу спускаются живописные камни. Красота неописуемая.
Здесь в конце 1950-х проходили испытания первого в мире атомного ледокола «Ленин». Здесь же проходят тренировки по глубоководным погружениям офицеров «Альфы».
Балтика. Побережье у поселка Манола. 18 сентября 2012 года. Ночь. Учебная тренировка боевых пловцов. Акватория сложная: двойное дно, сильное течение, шторм.
Двенадцать офицеров подразделения погружаются под воду для выполнения тренировочных мероприятий. По их окончанию из воды вернулись… одиннадцать. Андрей Тарасенко, который ещё накануне не хотел погружаться, будто чувствовал беду, по невыясненным причинам не вернулся.
Его искали два месяца, даже сканировали дно, но всё тщетно. Поиски ни к чему не привели. Ни обнаружить тело офицера, ни установить точную причину его гибели не удалось. Сослуживцы считают, что он, скорее всего, потерял сознание под водой. Такое может случиться в случае неисправности снаряжения. А после, вероятно, был унесен сильным течением.
В новейшей истории России это единственный случай, когда на учениях спецподразделений такого уровня сотрудник пропал без вести.
Погибшим Андрея официально признали через год.
В посёлке Манола Ленинградской области, вблизи от места проведения учений, в память о пропавшем без вести офицере установлен памятный камень с мемориальной доской.
А в 2017 году на фасаде Школы №2 в посёлке Северный Белгородской области была открыта мемориальная доска её выпускнику – лейтенанту Управления «А» ЦСН ФСБ России Андрею Тарасенко.
…Жизнерадостный, целеустремленный, образованный, с жизненными планами. В январе он собирался сыграть свадьбу. Не дожил буквально четыре месяца…
Друзья Андрея из четвертого отдела Управления «А» посвятили ему стихи:
Погибают ребята не только в боях,
Погибают во время учений.
Но по-прежнему в жизни обходит их страх,
В этом правиле нет исключений.
Было время ночное, был ветер и шторм,
Но приказ - начинать тренировку.
Тарасенко Андрей – весел, смел и здоров,
Храбрый был Офицер, без рисовки.
Погружение быстро и споро прошло,
Но Андрей вдруг исчез, будто сгинул.
Без сознанья теченьем его унесло,
Он в ту ночь нас навеки покинул.
Было сильным теченье, и сложное дно,
Но Андрея мы долго искали.
Но, наверное, ночи известно одной,
Где Братишку мы потеряли.
Очень горько, обидно, он мог жить да жить…
И в тот год он задумал жениться…
Но судьба не дала домечтать, долюбить,
Его планам всем осуществиться.
Будто чувствовал что-то, в печальный тот день,
Говорят, не хотел погружаться.
Не пришлось одолеть ему эту ступень,
Выпал жребий в пучине остаться.
Очень трудно поверить, что друга уж нет,
На могиле цветы пламенеют…
Нашей п
амяти ясный и дружеский свет
Не позволит забыть нам Андрея.