("Кентавр", 2023, Россия)
Глядя на послужной список режиссера Кирилла Кемница, нельзя удержать собственную бровь от удивленного изгиба. Дескать, как это так: 14 лет снимать ни то, ни сё (единственная его заметная работа, это трэшанина "Zомби каникулы" с рейтингом на Кинопоиске 1,5 балла), а тут вдруг хоп! - и выдать триллер мирового Б-уровня? Вполне добротный, мрачно-жесткий и заслуживший свой текущий "кинопоисковый" рейтинг 7,6.
В чем же тайна сей внезапной магии "золушкиного" типа?..
А нет здесь, похоже, никакой магии. Она рассеивается, стоит лишь взглянуть на имя главпродюсера "Кентавра". Которое так удачно совпадает с именем Ильи Найшуллера, создателя столь заметных боевиков, как "Хардкор" и "Никто", пары российских сериалов и ряда видеоклипов. Да и ныне, сказывают, он не скучает, а снимает для Amazon боевик "Heads of State", причем не абы с кем, а с самими Джоном Синой и Идрисом Эльбой.
Короче говоря, моральная, техническая и финансовая поддержка у Кемница была авторитетная. С такой нифига не забалуешь и не снимешь очередную плинтусятину. Вот и пришлось Кириллу сидеть в режиссерском кресле не полусонно-расслабленно, а крепко сжав творческие полушария и сосредоточившись на работе.
Читывал я тут в Интернете, как некоторые сравнивают "Кентавра" аж с "Таксистом" Скорсезе и "Драйвером" Рефна. Правда, уточняют при этом, что лента Кемница схожа с ними лишь в визуально-художественной плане, не более.
И хоть даже это поверхностное сравнение с классикой (ну тогда можно упомянуть до кучи и "Соучастника" Манна, жалко что ли?) для "Кентавра" уже жирный комплимент, согласиться с таким заявлением отчасти можно. Ибо как автопрогулка по ночной промозглой Москве двух загадочных "одиночеств", - таксиста Саши и его пассажирки Лизы (Ю. Борисов и А. Талызина), - картина и вправду смотрится довольно атмосферно. А с учетом того, что в эту густую нуарность вписан любопытный сюжет со слоеной интригой и изюминками психологизма, можно сказать, что 110 миллионов рублей бюджета были потрачены не напрасно... По крайней мере если верить официальной бухгалтерской отчетности и по-найшуллерски ударной (читай - явно не дешевой) развязке фильма.
Итак, после краткого пролога в духе "Кажись, какой-то маньяк тащит куда-то, кажись, мертвое тело", нам сообщают, что жил да был да работал в Москве очень странный таксист Саша. Потому что вкалывал он исключительно по ночам, и с клиентами разговаривал как-то подозрительно. Не про политику и козни мировой закулисы, а вдумчиво, словно психоаналитик, чем иногда их даже пугал. Но саечки за испуг Шурик им не ставил, за что они, благодарные, ставили ему в "приложении" лайки и не давали помереть с голоду.
А еще жила да была в Москве взрослая девочка Лиза. И тоже не бездельница, а честная труженица эскорт-услуг. Была ли она подобно Саше странной? Ну это как посмотреть. На первый взгляд вроде бы нет. А то, что она вела себя раскованно даже с незнакомыми таксистами, так то ж издержки её общительной профессии. Как и ночные поездки на такси не в булочную, а сплошь по клиентам.
Правда, когда этой ночью Лиза села в такси к Саше, их разговор поначалу не заладился. Поскольку сашин любительский психоанализ профессионального кредо Лизы оказался не шибко лицеприятен, отчего она малость обиделась. Зато потом, открыв для себя Сашу с неожиданной стороны, не только резко подобрела, но и усовестилась своей раздражительности. И в качестве извинений решила нанять его для поездок по Москве на целую ночь.
А Саше-то чего терять - чай не пролетариат, цепей не носит?
И поехали они с Лизой по ночным улицам, да проспектам столичным. Сначала по адресам, а затем просто кататься, под беседу задушевную, да под музычку попсовую из лизиного смартфона певучего; сашина радиоволна с любимым джазом Лизе не понравилась.
Ну и, конечно, попутно их покатушкам вокруг них будут твориться события, обязанные вызывать у зрителей чувство глубокого саспенс-переживания. Ведь не зря же в прологе нам показали некую маниакальную движуху, а Сашу наградили странностями, явно не присущими среднестатистическому городскому таксисту. Как говорится, ночами слушает он джаз - на чёрт-те что, небось, горазд, а Лизу, блин, словно бы и не учили в ее эскорт-фирме, как надо вести себя по ночам с незнакомыми мужиками не VIP-, а эконом-класса.
***
В общем, ясен "Кентавр", что момент истины наступит, когда Кирилл Кемниц снимет нечто столь же качественное без огневой поддержки Ильи Найшуллера - тогда-то и выяснится, пошло ему впрок их сотрудничество, или нет. Однако если эти двое продолжат работать на пару - что ж, никаких возражений. Наоборот, было бы интересно посмотреть, на что они способны еще, а если и сценарист Михаил Зубко вновь к ним присоединится, так и вовсе отлично.
Ну а пока имеем, пожалуй, один из любопытнейших российских триллеров текущей осени, сработанный по всем канонам жанра и рекомендуемый всем любителям популярной триллеристики, скорее, американского, чем европейского образца.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):