Найти тему
6000 миль до Голливуда

Кто ты, Шурик? Неожиданно крепкий триллер.

("Кентавр", 2023, Россия)

Глядя на послужной список режиссера Кирилла Кемница, нельзя удержать собственную бровь от удивленного изгиба. Дескать, как это так: 14 лет снимать ни то, ни сё (единственная его заметная работа, это трэшанина "Zомби каникулы" с рейтингом на Кинопоиске 1,5 балла), а тут вдруг хоп! - и выдать триллер мирового Б-уровня? Вполне добротный, мрачно-жесткий и заслуживший свой текущий "кинопоисковый" рейтинг 7,6.
В чем же тайна сей внезапной магии "золушкиного" типа?..

А скажите, всезнающие люди: почему актер Борисов в свои 30 лет продолжает в титрах фильмов упорно называть себя Юрой, а не Юрием?
А скажите, всезнающие люди: почему актер Борисов в свои 30 лет продолжает в титрах фильмов упорно называть себя Юрой, а не Юрием?

А нет здесь, похоже, никакой магии. Она рассеивается, стоит лишь взглянуть на имя главпродюсера "Кентавра". Которое так удачно совпадает с именем Ильи Найшуллера, создателя столь заметных боевиков, как "Хардкор" и "Никто", пары российских сериалов и ряда видеоклипов. Да и ныне, сказывают, он не скучает, а снимает для Amazon боевик "Heads of State", причем не абы с кем, а с самими Джоном Синой и Идрисом Эльбой.

Короче говоря, моральная, техническая и финансовая поддержка у Кемница была авторитетная. С такой нифига не забалуешь и не снимешь очередную плинтусятину. Вот и пришлось Кириллу сидеть в режиссерском кресле не полусонно-расслабленно, а крепко сжав творческие полушария и сосредоточившись на работе.

Читывал я тут в Интернете, как некоторые сравнивают "Кентавра" аж с "Таксистом" Скорсезе и "Драйвером" Рефна. Правда, уточняют при этом, что лента Кемница схожа с ними лишь в визуально-художественной плане, не более.

И хоть даже это поверхностное сравнение с классикой (ну тогда можно упомянуть до кучи и "Соучастника" Манна, жалко что ли?) для "Кентавра" уже жирный комплимент, согласиться с таким заявлением отчасти можно. Ибо как автопрогулка по ночной промозглой Москве двух загадочных "одиночеств", - таксиста Саши и его пассажирки Лизы (Ю. Борисов и А. Талызина), - картина и вправду смотрится довольно атмосферно. А с учетом того, что в эту густую нуарность вписан любопытный сюжет со слоеной интригой и изюминками психологизма, можно сказать, что 110 миллионов рублей бюджета были потрачены не напрасно... По крайней мере если верить официальной бухгалтерской отчетности и по-найшуллерски ударной (читай - явно не дешевой) развязке фильма.

Истинный джентльмен, это... ...предложить даме кофе после того, как она вылакала из горла целую бутылку шампанского.
Истинный джентльмен, это... ...предложить даме кофе после того, как она вылакала из горла целую бутылку шампанского.

Итак, после краткого пролога в духе "Кажись, какой-то маньяк тащит куда-то, кажись, мертвое тело", нам сообщают, что жил да был да работал в Москве очень странный таксист Саша. Потому что вкалывал он исключительно по ночам, и с клиентами разговаривал как-то подозрительно. Не про политику и козни мировой закулисы, а вдумчиво, словно психоаналитик, чем иногда их даже пугал. Но саечки за испуг Шурик им не ставил, за что они, благодарные, ставили ему в "приложении" лайки и не давали помереть с голоду.
А еще жила да была в Москве взрослая девочка Лиза. И тоже не бездельница, а честная труженица эскорт-услуг. Была ли она подобно Саше странной? Ну это как посмотреть. На первый взгляд вроде бы нет. А то, что она вела себя раскованно даже с незнакомыми таксистами, так то ж издержки её общительной профессии. Как и ночные поездки на такси не в булочную, а сплошь по клиентам.

Правда, когда этой ночью Лиза села в такси к Саше, их разговор поначалу не заладился. Поскольку сашин любительский психоанализ профессионального кредо Лизы оказался не шибко лицеприятен, отчего она малость обиделась. Зато потом, открыв для себя Сашу с неожиданной стороны, не только резко подобрела, но и усовестилась своей раздражительности. И в качестве извинений решила нанять его для поездок по Москве на целую ночь.
А Саше-то чего терять - чай не пролетариат, цепей не носит?
И поехали они с Лизой по ночным улицам, да проспектам столичным. Сначала по адресам, а затем просто кататься, под беседу задушевную, да под музычку попсовую из лизиного смартфона певучего; сашина радиоволна с любимым джазом Лизе не понравилась.

Ну и, конечно, попутно их покатушкам вокруг них будут твориться события, обязанные вызывать у зрителей чувство глубокого саспенс-переживания. Ведь не зря же в прологе нам показали некую маниакальную движуху, а Сашу наградили странностями, явно не присущими среднестатистическому городскому таксисту. Как говорится, ночами слушает он джаз - на чёрт-те что, небось, горазд, а Лизу, блин, словно бы и не учили в ее эскорт-фирме, как надо вести себя по ночам с незнакомыми мужиками не VIP-, а эконом-класса.

"Да, все равно, автобусы не ходют, метро закрыто, в такси не содют..." © Высоцкий
"Да, все равно, автобусы не ходют, метро закрыто, в такси не содют..." © Высоцкий

***

В общем, ясен "Кентавр", что момент истины наступит, когда Кирилл Кемниц снимет нечто столь же качественное без огневой поддержки Ильи Найшуллера - тогда-то и выяснится, пошло ему впрок их сотрудничество, или нет. Однако если эти двое продолжат работать на пару - что ж, никаких возражений. Наоборот, было бы интересно посмотреть, на что они способны еще, а если и сценарист Михаил Зубко вновь к ним присоединится, так и вовсе отлично.
Ну а пока имеем, пожалуй, один из любопытнейших российских триллеров текущей осени, сработанный по всем канонам жанра и рекомендуемый всем любителям популярной триллеристики, скорее, американского, чем европейского образца.

Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):