("Замкнутый круг", Full Circle, 2023, США; мини-сериал)
Не все теле- и кинопроекты разностороннего, как додекаэдр, Стивена Содерберга, одинаково удачны и интересны. И половину его творчества лично я не смог оценить, даже закусив от зубовного скрежета боксерскую капу. Однако, когда Стивен "окучивает" криминально-драматические сюжеты (трилогия про Оушена с корешами, оскароносный "Траффик", "Удача Логана", "Без резких движений" и др.), это уже совсем другой разговор! Это, как говорится, надо брать без лишних вопросов, поскольку данную "фишку" Содерберг и рубит, и любит на протяжении всей своей 35-летней карьеры.
А вот, похоже, что с "Замкнутым кругом" Содерберг решил побить рекорд по запутанности и "кручёности" собственных криминальных сюжетов. Даже выбранный им формат 6-эпизодного мини-сериала как бы намекает: и рад был бы Стивен уложить свою новую историю про уголовников в стандартные 2 часа, да не получилось. Так что не обессудьте, а выделяйте теперь себе в 2,5 раза больше времени на кинодосуг... Если, конечно, имя этого оригинального режиссера и сам-себе-оператора вам о чем-нибудь говорит, и у вас есть позитивный опыт общения с его творчеством.
Уже после знакомства с первым эпизодом "Замкнутого круга" становится очевидно: хронометраж обычного фильма от такого нагромождения сюжетных линий, персонажей и событий точно расползся бы по швам. Но это не упрек авторам сериала, а лишь констатация свершившегося факта. Потому что к финалу эпизода №6 всё в их сюжете устаканится, и его непростая мозаика полностью сложится. Не то, чтобы в вах-какую крышесносную историю, но, как и в случае с "Удачей Логана", или ""Без резких движений", перед нами вновь тот самый четкий и правильный Содерберг-криминалист, к которому лично я не имею ни малейших претензий.
Наверное, шахматная доска двух гроссмейстеров в разгар партии выглядит проще, чем расстановка персонажей в завязке "Замкнутого круга".
Главным корнем зла и толкачом лавины событий здесь служит мафия из маленькой страны Гайаны. Той самой, что в Южной Америке зажата между Атлантикой, Венесуэлой, Бразилией и Суринамом. И, видимо, так тесно напирают на нее соседи, что одну из гайанских банд выдавило однажды аж в Нью-Йорк. Где эта кланово-семейная группировка со своим главарем, тетушкой Махабир, и прописалась, сразу начав терки-разборки с Триадами и прочими конкурентами за урожайные нью-йоркские "раЁны".
Одно лишь не давало покоя тетушке Махабир: ее семья была проклята. И не просто кем-то спьяну на словах, а по всем правилам не то вуду, не то еще какой гайанской магии.
А поскольку тетушка была суеверна, как распоследняя дикарка, все свои неудачи в жизни и бизнесе она списывала на свое же проклятие. А уж когда дела у её банды и вовсе пошли наперекосяк, она задалась целью во чтобы то ни стало снять с семьи эти магические кандалы. Тоже по всем ритуальным правилам. Для чего требовалось выполнить все условия того человека, который проклятие наложил, благо, он был всё еще жив и оперативно доставлен к Махабир из Гайаны.
Впрочем, я, кажется, чуток забежал вперед, но это не спойлер, и конкретно на этих деталях никакой интриги не завязано. Наоборот, зная о них, вам будет проще продираться сквозь дебри сюжета на раннем его этапе.
Из Гайаны прибыли и два чернокожих пацанчика, Хавьер и Луис - какие-то дальние родственники тетушки. Которых тотчас зачислили в банду и отправили "мокрушничать", причем по-жесткому. И которым тоже предстояло участвовать в грядущем ритуале снятия проклятия, а именно: похитить сына одних богатеньких горожан. Ведь так велел "проклинатель", выдвинувший помимо этого еще целый список требований, а также расписавший по пунктам весь нужный ритуал.
И это я описал завязку всего двух сюжетных линий из как минимум полудюжины таковых.
Затем без пробуксовки, уже во второй трети 1-го эпизода, и развернётся всё самое интересное, поэтому нет смысла его рассекречивать. Можно лишь упомянуть, что главным девизом всех линий данной истории служит хрестоматийное "Да что же вдруг могло пойти не так?!". Потому как именно на этом тут и строятся почти все "нежданчики". И редко какое развитие событий идёт по замыслу их инициаторов. Причем одна их ошибка влечёт за собой другую, та - следующую, и так далее, порождая классический "эффект домино". А заодно и "эффект бумеранга", ведь по лбу, - и в буквальном, и в фигуральном смысле слова, - получат все участники этого грандиозного бедлама.
***
В общем, небольшой, но хорошо запутанный сюжетными перипетиями сериал, где практически каждая вторая сцена ошарашивает и героев, и зрителей каким-нибудь сюрпризом.
Единственное, к чему надо быть готовым, если вы плоховато знаете Содерберга - к его своеобразному, немного архаичному стилю изложения своих историй. Которые пусть и современны, но иногда выглядят так, будто их сняли еще в конце 20-го века (примерно, как у Дэвида Кроненберга). К чему, разумеется, привыкаешь, но если вы избалованы драйвово-клиповой стилистикой многих нынешних сериалов, "картинка" Стивена может вызвать у вас поначалу легкий дискомфорт.
Хотя это уже так, мелочи. А в сухом остатке перед нами не выдающаяся, но все равно крепкая мини-сериальная работа на тему "больших криминальных заморочек", способная скрасить досуг всем любителям такого рода триллеров.
Трейлер фильма: