Крошка-сын к отцу пришёл, и спросила кроха: «Папа, я хочу смартфон, разве это плохо?»
Каждый день мы наблюдаем как ещё совсем маленькие дети ловко используют гаджеты (кстати, вопрос воздействия гаджетов и технологий на детей и их развитие мы уже подробно рассматривали, если вы ещё не читали, статью вы найдёте здесь), и делают это они вполне осознано. Даже ещё не умея читать, они с лёгкостью находят нужные им приложения, игры и мультфильмы, часто без помощи взрослых.
Да, мы живем во времена, когда смартфоны давно перестали быть просто средством связи и превратились в многофункциональные устройства, которые охватывают практически все аспекты нашей повседневной жизни. Однако, когда дело касается детей и их первого собственного смартфона, у родителей возникают множество вопросов и сомнений. Ведь смартфон – это не игрушка, и важно определить правильный возраст, когда ребенок может воспользоваться им безопасно и с пользой для себя.
Дети мечтают о собственном "умном" устройстве, а родителей волнует, как найти оптимальный возраст для такого важного шага. Давайте разберемся в этой дилемме вместе.
Какой же оптимальный возраст для первого личного смартфона?
Вопрос о том, в каком возрасте следует покупать ребенку первый смартфон, является важным и требующим ответственного подхода и тщательно обдуманного и взвешенного решения. Обратимся к рекомендациям психологов и результатам соответствующих исследований, чтобы на него ответить.
Психологи подчеркивают, что нет универсального ответа, и решение должно зависеть от конкретных обстоятельств и индивидуальных особенностей ребенка, но все эксперты сходятся во мнении, что реальная потребность в смартфоне у детей возникает, только при достижении возраста, когда они могут самостоятельно проводить время без присмотра родителей, ходить в школу.
До этого момента смартфоны являются прихотью детей и желанием родителей во всем потакать своим чадам (хотя возможно и скрытым, неосознанным), либо попыткой реализовать свои детские неосуществленные амбиции через ребенка.
Таким образом, смартфон можно подарить ребенку не ранее семилетнего возраста. Так как дети начинают ходить в школу, и могут возникать ситуации при которых важно иметь средство связи, при этом использование смартфона вне подобных ситуаций должно быть сведено к минимуму.
Что говорят новейшие исследования?
Исследования показывают взаимосвязь возраста получения первого смартфона и психического благополучия в будущем (чем позже, тем лучше).
Мы проанализировали результаты исследования Age of First Smartphone/Tablet and Mental Wellbeing Outcomes (Возраст для первого смартфона/планшета и показатели ментального (психического) здоровья) , проведённого известной научной организацией Sapien Labs в мае 2023 года. Исследование проводилось в возрастной группе 18-24, так как последние годы стало очевидным, что молодые поколения сталкиваются с ухудшением психического благополучия, и этот тренд начался примерно в 2010-2014 годах. Одним из ключевых факторов, связанных с этой тенденцией, является массовое распространение смартфонов, которые внесли изменения в социальные и когнитивные привычки пользователей. Ученые выявили, что чем в более младшем возрасте дети получают личные смартфоны, тем более вероятно это может привести к серьезным психологическим проблемам во взрослом возрасте, и, наоборот, чем позже респонденты получали гаджеты в своём детстве, тем их психическое здоровье стабильнее и крепче на данный момент. Исследование также подчеркивает, что использование смартфонов в детстве оказывает кумулятивное воздействие на психическое благополучие взрослых, что особенно заметно у представительниц прекрасного пола, так как они больше подвержены влиянию «стандартов искусственной красоты», представленной в соцсетях и созданной через изменяющие внешность фильтры, фотошоп и т.п.
Исследование показало, что девочки, которые получили свой вожделенный подарок (смартфон) до достижения ими 10-летнего возраста, столкнулись с особыми негативными последствиями в своей уже взрослой жизни. Их показатели психического здоровья свидетельствуют о том, что они находятся в зоне риска серьезных психологических расстройств или уже столкнулись с ними.
Основные выводы исследования:
Один из ключевых результатов этого исследования заключается в том, что психическое благополучие улучшается с увеличением возраста приобретения первого смартфона. Этот тренд особенно заметен у женщин.
Таким образом, чем позже дети получают свой первый смартфон, тем выше шансы на психическое благополучие в будущем.
Показатели в сфере "Социального Самоощущения", свидетельствующие о способности лучше понимать себя и успешнее взаимодействовать с другими, также коррелируют (имеют прямую взаимосвязь) с возрастом, когда дети получают свои первые смартфоны. Опять же - чем позже, тем лучше показатели.
Исследование также выявило снижение проблем, связанных с суицидальными мыслями, агрессивностью, отчуждением и галлюцинациями с возрастом приобретения смартфона. Этот эффект особенно значим у женщин.
Эти результаты подчеркивают важность возраста получения первого смартфона для психического благополучия детей как молодых людей в будущем. Также следует отметить, что обнаруженные изменения в психическом благополучии не всегда соответствуют стандартным симптомам депрессии или тревожности. Эти изменения отражают отдельные симптомы, связанные с социальной адаптацией.
Более того, результаты исследования показывают, что влияние возраста получения первого смартфона остается стойким, даже если у молодых людей не было детских психологических травм. Это подчеркивает, что возраст приобретения смартфона играет роль в формировании психического здоровья, независимо от индивидуального опыта.
У женщин, которые не сталкивались с детскими травмами, уровень психического благополучия выше, но наблюдается стабильная тенденция его улучшения с возрастом приобретения первого смартфона. Это касается не только общего психического благополучия, но и таких проблем, как суицидальные мысли, агрессивность, ощущение отрыва от реальности и зависимости.
Таким образом, данное исследование подчеркивает важность рассмотрения возраста приобретения смартфона как фактора, влияющего на психическое здоровье и социальную адаптацию. Ученые также задаются вопросом о будущем общества, учитывая эти тенденции и предостерегают от излишнего пренебрежения влиянием технологий на наше психическое благополучие.
Что нужно учитывать при принятии решения о личном смартфоне для ребёнка?
Специалисты обозначают некоторые ключевые факторы, которые родители должны учитывать:
Возраст и зрелость ребёнка:
Важно оценить, насколько ребенок готов к ответственности, которую несет владение смартфоном. Это включает в себя умение управлять временем, соблюдать правила, понимать последствия своих действий, а также ответственность за ценную вещь, ее сохранность и аккуратное обращение с ней. Возраст и зрелость могут варьировать, но обычно рекомендуется начинать полноценно пользоваться смартфоном с 12-14 лет.
Цель использования:
Что будет основной целью смартфона? Связь с родителями, обучение, общение с друзьями, развлечение или комбинация этих целевых факторов. Определите, какие функции и приложения важны.
Образовательные ресурсы:
Смартфон может быть использован в образовательных целях, так как предоставляет возможность доступа к образовательным приложениям, ресурсам и информации, которые могут помочь вашему ребёнку в учебе.
Ограничения и контроль:
Используйте родительский контроль, чтобы ограничить доступ к определённым сайтам и приложениям. Убедитесь, что ребенок будет использовать смартфон безопасно и продуктивно. Для более четкого контроля над использованием гаджета, полезно включить работу с ним в определенное время в расписании дня ребенка. Это создает стабильность, помогает избежать постоянного волнения со стороны ребёнка, и позволяет ему четко знать, что время на смартфон у него всегда есть.
Соблюдение правил:
Обозначьте правила пользования смартфоном, которые будут определять, каким образом он будет использоваться и какие ограничения будут установлены, чтобы ребёнок понимал, что допустимо, а что запрещено, и какие последствия будут за нарушение этих правил. При этом важная роль родителей заключается не в том, чтобы только устанавливать ограничения, максимально препятствуя использованию гаджета ребёнком, основной же целью должно быть создание такой активной, насыщенной и наполненной разнообразными событиями и мероприятиями реальной жизни, чтобы у ребёнка не возникало ни времени, ни сильного желания проводить часы со смартфоном в виртуальной реальности.
Обучение онлайн-безопасности:
Обучите ребёнка онлайн-безопасности, чтобы он знал, как избегать опасных ситуаций и общаться в интернете безопасно.
Разумное экранное время:
Просматривайте статистику использования экрана на смартфоне вашего ребёнка за каждые сутки. Обучите ребенка контролировать и анализировать свое собственное время, проведенное перед экраном. Очень часто дети сами удивляются, увидев большие числа в статистике экранного времени, что мотивирует их к его уменьшению. При необходимости установите ограничение экранного времени, чтобы предотвратить чрезмерное использование смартфона.
Поддержка и сопровождение:
Будьте готовы предоставлять ребёнку помощь и сопровождение в использовании смартфона, особенно в начале.
Пример родителей:
Покажите свой собственный пример пользования смартфоном, чтобы у ребёнка перед глазами была только верная картина об использовании гаджета.
Выбор модели смартфона:
Рассмотрите модели, которые предлагают функции родительского контроля и образовательные приложения.
Бюджет:
Определите бюджет на смартфон, который можете себе позволить.
Эксперты не рекомендуют покупать дорогой смартфон в качестве первого по нескольким причинам:
- Опасность утери или повреждения: Дети, особенно младшего возраста, не всегда осторожны в отношении своих вещей. Смартфоны могут быть легко потеряны, украдены или повреждены. Покупка дорогой модели может сопровождаться высокими расходами на ремонт или замену.
- Особенности использования: Дети могут не использовать все функции дорогостоящего смартфона в полной мере. Они могут ограничиваться базовыми функциями, такими как звонки и отправка сообщений, в то время как дополнительные возможности могут оставаться неиспользованными.
- Неразумное потребление времени: Дорогие смартфоны с большими и яркими экранами могут способствовать увлечению играми и просмотру видео в ущерб времени, которое следовало бы уделять образовательным или более полезным активностям.
- Риск потери фокуса на учёбе: Слишком много возможностей для развлечения на смартфоне может отвлекать ребёнка от учёбы и образовательных задач.
- Социальные и психологические аспекты: Обладание дорогими смартфонами в столь юном возрасте среди детей может привести к таким социальным и психологическим аспектам, как сравнение с окружающими и давление на ребёнка из-за наличия или отсутствия конкретной модели.
Вместо дорогого смартфона многие эксперты рекомендуют начать с более доступных моделей или даже специальных смартфонов для детей, которые обычно имеют ограниченный функционал и функции родительского контроля. Это может помочь детям освоить технологии и ответственное использование смартфона, не сталкиваясь с высокими затратами и рисками.
Заключение
Исследования показывают, что раннее введение смартфона может повлиять на социальное и психологическое развитие детей. Поэтому родители должны внимательно рассмотреть все аспекты и индивидуальные особенности ребёнка, прежде чем принимать окончательное решение.