Найти тему

Город белых ночей - не место для мечтателей

Петербург самый красивый город России? Пока сам не увидишь, остаётся верить на слово расхожему мнению. Но лучше один раз увидеть, чем много раз услышать и посмотреть чужие красивые фото. Не единожды убеждалась в своей жизни, что интуиция меня никогда не подводит. И в этот раз она тоже тихонечко нашёптывала на ушко - тебе не понравится, ты же не любишь крупные города, какими бы красивыми они не были. Но там же, говорят, неповторимая атмосфера интеллигентных читателей и почитателей много чего - спорю я с ней... Ну как хочешь, потом не говори, что я тебя не предупреждала - завершила она и умолкла. Ладно, думаю - в конце концов там жил и творил Достоевский, которого я глубоко уважаю, хоть и побаиваюсь, и можно сходить к нему в гости. Да и пушкинская квартира рядом.

Ну хорошо, коль собралась в гости к гению, написавшему "Идиота" и "Братьев Карамазовых", нужно же тогда и дорогой заполнить монотонное постукивание рельсов его творением, дабы пропитаться настроением Петербурга. Мне посоветовали из раннего "Белые ночи"- сентиментальный роман мечтателя о любви. И так, у меня на коленях непрерывный и невероятно красивый поток мыслей чужой души, текст такой плотный, будто забыли сделать пробелы между словами. И как принято у Фёдора Михалыча, проходим по длинному коридору, заходим в самую глубину лабиринта, находим потайную дверцу, открываем её, оказываясь в самой сердцевине волшебного мира чужой души, и вот здесь то мы и будем слушать чужую исповедь, виновато озираясь с чувством неуверенности от того, как же ты был допущен в такие тайные места.

Помните фильм "Привидение", где герой Патрика Суэйзи вселялся в чужое тело, чтобы дотронуться до любимой, а при появлении постороннего его оттуда резко выталкивало? Я хорошо почувствовала, что он мог испытывать в те минуты, ибо, чтобы общаться с Достоевским, мне нужно было слиться с текстом, потерявшись в действительности, а она постоянно выталкивала меня из книги. Непрекращающийся "интеллектуальный" и очень "увлекательный" разговор моих соседей по вагону, двух молодых людей "любимым" для меня современным выговором со всеми бытовыми подробностями чужой жизни настойчиво жужжал мне в уши. В дорогу нужно брать аудиокниги, хоть я их и не люблю, но иного выхода нет. Текст Достоевского и этот текст в поезде - как два антагониста начали будоражить мои нервы. Я всегда скромно молчу и терплю невоспитанных людей, стараясь отойти подальше, но здесь, увы, идти было некуда... Спокойно, спокойно - говорила я себе, у тебя же в руках Достоевский, а он был человеколюбцем и терпеливым праведником. Ну был бы хоть любимый Лев Николаич со мной, он хотя бы вдохновил меня на прочтение морали двум невоспитанным существам непонятной наружности. Но он, увы, остался дома на полках, а в сумке только Пушкин, которого доставать вообще опасно - стихи смешны и неуместны в данной ситуации, да и не до них мне, а другой вариант - дуэль, что тоже не вариант. Когда градус моего кипения достиг высшей точки, Достоевский был закрыт, а я попросила молодых людей прибавить громкость их беседы, потому как  плохо слышно все подробности их увлекательного рассказа. Моё "остроумие" возымело мимолётный эффект тишины, на который я рассчитывала, но потом всё вернулось на круги своя. И, лишь после того, как молодая энергия полностью иссякла, я смогла таки дочитать повесть, благо она короткая. А в это время моя интуиция, тихо посмеиваясь надо мной, брякнула мне - ну что, видишь, всё не заладилось с самого начала, и все твои сантименты вместе с Достоевским оскверняются неотвратимой действительностью реальной жизни...

И так, роман, ранний и сантиментальный, что более чем правда. Поначалу я даже не очень узнавала почерк Достоевского, уж слишком сладким и восторженным мне он показался, но когда в главном герое мне стала мерещиться тень князя Мышкина с его душевными излияниями первому встречному человеку, то всё встало на свои места.  «Я не умею молчать, когда сердце во мне говорит» - в этом вся суть сердечного и искреннего мечтателя, затерявшегося в закоулках мрачного Петербурга, который ведёт свою выдуманную жизнь. "Мечтатель — если нужно его подробное определение — не человек, а, знаете, какое-то существо среднего рода. Селится он большею частию где-нибудь в неприступном углу, как будто таится в нем даже от дневного света, и уж если заберется к себе, то так и прирастет к своему углу, как улитка, или, по крайней мере, он очень похож в этом отношении на то занимательное животное, которое и животное и дом вместе, которое называется черепахой." Такую исповедь о себе начинает он девушке, встретившейся ему в петербуржской ночи. Молодой человек в пылу отчаяния невольно спасает девушку от хулигана и почти сразу влюбляется в неё.

-2

А Настенька... Ну, обычная, земная со своей тяжёлой уже долей и трагедией жизни людей бедных. А в голове и сердце обычные мечты нормальной девушки, жаждущей жизни, любви и счастья. Сердце её уже тронуто этим прекрасным чувством, но счастье всё не приходит, потому что, как и у меня в поезде - желание не совпадает с жестокой реальностью, в которой её возлюбленный тоже не богат, а потому и существуют препятствия, и бесконечно длится отсрочка воссоединения любящих сердец.

-3

Ждёт - пождёт любимого, а его всё нет и нет, ни весточки, ни его самого, а от этого любовь всё сильнее и сильнее, увы, как и тоска... И вот рядом собеседник, чуткая душа, которому можно об этом рассказать и немного облегчить свои страдания, тем более, что он тоже открыл свою душу. Много слов было сказано среди заветных ночей, только мечтатель любил её, а она свою "пропажу". Опять эти пресловутые, вечно преследующие превратности любви...

"Я мечтатель; у меня так мало действительной жизни, что я такие минуты, как эту, как теперь, считаю так редко, что не могу не повторять этих минут в мечтаньях. Я промечтаю об вас целую ночь, целую неделю, весь год. Я непременно приду сюда завтра, именно сюда, на это же место, именно в этот час, и буду счастлив, припоминая вчерашнее. Уж это место мне мило."

-4

Но нет, дорогой мой мечтатель... Оттого ты и не знаешь женщин, что ты мечтатель, хотя даже если бы и знал, что это меняет? Женщины существа земные, если они сами не мечтательницы, и любят они сильных, а не фантазёров. Он мечтает о ней, она о другом, оба страдают в своих бесконечных и одухотворённых ночных беседах... И то, что на секундочку ей показалось, рассеялось при первом появлении того, кого она так долго ждала. А мечтатель остался с тем, с чем и проводил свою жизнь, только уже с разбитым сердцем, которое теперь, возможно, сделает из него писателя или поэта, потому что, как сказал сам Достоевский - чтобы хорошо писать, нужно страдать. И я с этим соглашусь. И буду верить, что девушка найдёт своё земное женское счастье, а мечтатель когда-нибудь прольёт свои грёзы на бумагу...

-5

Вот таким сентиментальным сном на секунду забылась я по дороге в самый красивый город моей страны. Однако, пробуждение было не самым приятным, как и петербуржское утро. То, что я увидела в реальности немного, мягко сказать, шокировало меня, вызывая противоречивые чувства по отношению к этому "атмосферному" городу. Моему взору предстал старый и древний великан, о котором все говорят, но никто не заботится. Его одежды запылёны и грязны, он давно не умывался, простите за сравнение. На его шляпе завихрения паутины в виде бесконечных проводов, которые бросаются в глаза, как ни в одном другом городе. Старая архитектура небрежно облеплена налётом современности в лице неэстетичных вывесок, мусорных баков, неприятных запахов и огромной разношёрстной толпы, среди которой поздним вечером просто опасаешься перемещаться ввиду присутствия в ней особей неопределённого пола и происхождения. Моё сердце сжималось от неожиданной жалости по отношению к этому памятнику нашей истории. Я впервые увидела "Петра творенье..." воочию и нет, не смогла полюбить, ибо жалость - не есть любовь.

Не хотела ни в коем случае оскорбить чувства почитателей Петербурга, просто поделилась своими впечатлениями после прогулок по самому городу, минуя исторические места, где, конечно, увиденное покоряет своим величием и духом прошлых времён, как, например, Исаакиевский собор, посетить который мне мечталось после прекрасного романа Ирины Измайловой "Собор".

Где ты, атмосфера интеллигентных мечтателей? Не нашла я тебя, увы... И моим самым главным утешением и удовольствием в этом городе стало, как я уже и упоминала, посещение квартиры Достоевского, рядом с которой есть его литературный музей с интересным экскурсом в жизнь и творчество писателя. И вот вам фото со стены, как последний штрих к моей длинной рецензии, которой я немножко увлеклась, превратив свой отзыв в нечто большое и пространное.

-6

Ну и не могу не похвалиться литературной атмосферой обстановки гостиницы, в которой я провела петербуржские не белые сентябрьские ночи и её волшебным, много значимым для меня названием.

-7