Найти в Дзене
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Ошибка инженера Кочина» - доверяйте чекистам и бойтесь красивых блондинок!

Фильм «Ошибка инженера Кочина» (1939) – один из лучших шпионских детективов 1930-х годов, причём, не только советских, но и, как таковых. В 1990-х годах по кабельному ТВ (помните такое явление?) доводилось смотреть голливудские изделия на эту тему - ловили то «красных», то потом – немцев и японцев. Скучные шаблоны без изящных деталей. В нашем кино тоже полно штампов, но есть и нюансы. Режиссёр киноленты – Александр Мачерет, автор сценария – он же плюс Юрий Олеша. Написано по мотивам пьесы братьев Тур и Льва Шейнина. То есть киноработа была поручена самым-самым. Тогда как в Голливуде шпионские детективы были второразрядным развлекаловом категории B и над их созданием особо не мучились. На роль чекиста Ларцева взяли аж Михаила Жарова, на тот момент суперзвезду. Образ мог бы стать ходульным, а Жаров привнёс нотки лиризма, иронии, стиля. К тому же, он здесь потрясающе красив той плакатной красотой, что завораживает и немного пугает. По большому счёту, Ларцев и есть главный герой повест

Фильм «Ошибка инженера Кочина» (1939) – один из лучших шпионских детективов 1930-х годов, причём, не только советских, но и, как таковых.

В 1990-х годах по кабельному ТВ (помните такое явление?) доводилось смотреть голливудские изделия на эту тему - ловили то «красных», то потом – немцев и японцев.

Скучные шаблоны без изящных деталей. В нашем кино тоже полно штампов, но есть и нюансы.

Постер к фильму «Ошибка инженера Кочина» (1939). Кинопоиск.ру.
Постер к фильму «Ошибка инженера Кочина» (1939). Кинопоиск.ру.

Режиссёр киноленты – Александр Мачерет, автор сценария – он же плюс Юрий Олеша.

Написано по мотивам пьесы братьев Тур и Льва Шейнина. То есть киноработа была поручена самым-самым.

Тогда как в Голливуде шпионские детективы были второразрядным развлекаловом категории B и над их созданием особо не мучились.

Кадр из фильма «Ошибка инженера Кочина» (1939). Скриншот.
Кадр из фильма «Ошибка инженера Кочина» (1939). Скриншот.

На роль чекиста Ларцева взяли аж Михаила Жарова, на тот момент суперзвезду. Образ мог бы стать ходульным, а Жаров привнёс нотки лиризма, иронии, стиля.

К тому же, он здесь потрясающе красив той плакатной красотой, что завораживает и немного пугает.

По большому счёту, Ларцев и есть главный герой повествования, а инженер Кочин (Николай Дорохин) – фигурант чуть не второго плана.

Кадр из фильма «Ошибка инженера Кочина» (1939). Скриншот.
Кадр из фильма «Ошибка инженера Кочина» (1939). Скриншот.

В кадре появляется и Фаина Раневская, играющая тут еврейскую мадам - Иду Гуревич, жену портного.

Интересный момент – Фаина Георгиевна почти никогда не играла, собственно, евреек, а здесь она даёт волю своим воспоминаниям о «местечке» и говорит с национальными интонациями.

У Гуревичей сын – военный, да не в нижних чинах, а полковник и служит на Дальнем Востоке.

Открытка. Взято на Авито.ру.
Открытка. Взято на Авито.ру.

В «Ошибке…» есть очень много маркеров эпохи – например, оставление молодыми евреями привычных профессий – портного, сапожника, ювелира, адвоката, бухгалтера.

В роли красавицы-агента Ксении Лебедевой, которой и было поручено соблазнить, завлечь инженера Кочина, появилась Любовь Орлова, хотя, играет она здесь ужасно – не её формат.

Она - комедийно-музыкальная героиня. К тому же, на эту роль подошла бы любая хорошенькая кино-блондинка.

Кадр из фильма «Ошибка инженера Кочина» (1939). Скриншот.
Кадр из фильма «Ошибка инженера Кочина» (1939). Скриншот.

Например, Людмила Глазова или Галина Пашкова. И да, эти актрисы по части драматической игры даже сильнее Орловой. Да, начало – захватывающее.

Мы присутствуем на допросе некоего Галкина, немолодого человека, рассказывающего, что в 1911 году он был счастлив с женой и дочкой, а потом супруга бежала в Париж за любовником, прихватив ребёнка.

И вот на склоне лет - аж на излёте 1930-х Галкин решил перейти границу, дабы найти свою взрослую уже дочь.

Кадр из фильма «Ошибка инженера Кочина» (1939). Скриншот.
Кадр из фильма «Ошибка инженера Кочина» (1939). Скриншот.

Более, чем неубедительно, и чекист Ларцев это просекает. В финале выясняется, что Галкин работал на западные спецслужбы на протяжении 30 лет.

С1909 года! И вот теперь, скопив капиталец, решил рвануть в буржуазный парадиз. Это важный момент – дата вербовки.

То есть персонаж вредил ещё царскому режиму. Подобная линия была и в «Высокой награде» (1939) – агент орудует со времён Николая II.

Кадр из фильма «Ошибка инженера Кочина» (1939). Скриншот.
Кадр из фильма «Ошибка инженера Кочина» (1939). Скриншот.

Это не просто так – СССР перестал считать себя чем-то оторванным от исторического процесса.

Всё больше появлялось имперских смыслов и явных связующих линий между Россией господ-Романовых и первым в мире пролетарским государством.

Но что там с инженерской ошибкой? Итак, инженер Александр Кочин – видный авиаконструктор и сверхмозг.

Кадр из фильма «Ошибка инженера Кочина» (1939). Скриншот.
Кадр из фильма «Ошибка инженера Кочина» (1939). Скриншот.

Однако же как все умники, он наивен во всём, что не касается его Большого Дела. Потому совершает ошибку, решив взять домой чертежи, чтобы быстро внести в них правку.

Начальник отдела (к слову, завербованный разведкой) тут же сообщает об этом резиденту. У Кочина роман с привлекательной дамой, той самой Ксенией, что живёт по соседству, в коммуналке.

Это – ещё один штрих. В 1930-х даже крупные учёные или секретные проектировщики могли жить в «общих» квартирах.

Кадр из фильма «Ошибка инженера Кочина» (1939). Скриншот.
Кадр из фильма «Ошибка инженера Кочина» (1939). Скриншот.

Отдельными апартаментами в Москве располагали только очень-большие-начальники - директора серьёзных производств, главы научных институтов, высшее командование.

Так вот Лебедева, как потом выясняется, была завербовала, когда в юности бывала за рубежом. Ей это претит – она по-настоящему влюбилась в Кочина.

Видимо, до этого всё было нормально – дама «работала» на разную там Америку не первый год.

Кадр из фильма «Ошибка инженера Кочина» (1939). Скриншот.
Кадр из фильма «Ошибка инженера Кочина» (1939). Скриншот.

Это – типичный поворот в шпионских детективах всего мира – красивая агентесса влюбляется в свою «жертву». И – становится жертвой сама.

Её бестрепетно кидает под поезд злобный резидент, которому надоела лирика блондинки, готовой развалить всю игру.

Да, по идее Кочина с его «ошибками» должны были арестовать, но Ларцев принимает иное решение – оставить инженера на свободе, лишь преизрядно пожурив, а затем и взяв его на охоту – поговорить о главном, погулять по осеннему лесу.

Кадр из фильма «Ошибка инженера Кочина» (1939). Скриншот.
Кадр из фильма «Ошибка инженера Кочина» (1939). Скриншот.

Этот фильм был нужен ещё и затем, чтобы показать строгую избирательность в вопросах наказаний за подобные проступки.

После ежовщины с её повальными арестами новый глава ведомства – Лаврентий Берия очень долго разгребал те быстренько сфабрикованные «дела», что наворотил его предшественник, точнее, его люди.

По сути, «Ошибка инженера Кочина» - это сюжет о новой генерации чекистов, которые не рубят с плеча.

Постер фильма «Ошибка инженера Кочина» (1939). Фото илююстрации из каталога выставки «Москва - Берлин». 1996 год. Коллекция автора текста.
Постер фильма «Ошибка инженера Кочина» (1939). Фото илююстрации из каталога выставки «Москва - Берлин». 1996 год. Коллекция автора текста.

И, конечно, в этой кинокартине был явлен основной постулат советского бытия: «Когда страна прикажет быть героем, у нас героем становится любой».

Показана роль «маленьких людей» - официанта и портного в деле поимки шпионов. В целом, как и в любой шпионской истории всё сводится к мысли, что агентом или героем может оказаться, кто угодно.

О, безусловно, жаль Кочина – полюбил девицу, а она оказалась врагом… Он же теперь никогда не женится - такая травма...

Zina KorZina (c)