Бесспорно, что Любовь Орлова — звезда и даже суперзвезда. Но столь же бесспорно, что её сделал Григорий Александров, подобно тому, как Марлен Дитрих — креатура Джозефа Штернберга. В этом ничего ужасного нет. Многих актрис «лепят» режиссёры, являющиеся заодно их мужьями или хотя бы — любовниками.
Любовь Орлова украшала фильмы Александрова, а заодно жизнь простых людей эпохи Сталина. Конечно, потом она с «Русским сувениром», а того ужаснее – со «'Скворцом' и 'Лирой'» заслужила нелестные упоминания о себе, ибо её эпоха — это 1930-1940-е годы. В театре имени Моссовета она была хороша до старости, кстати.
Но и в 1930-х Любовь Петровна зачем-то снялась в проходной, бесцветной роли, в которой могла бы засветиться любая красивая девушка (или дама). Скажете, подобных не было? Тогда вы просто не видели советское кино 1930-х со всевозможными красотками,
...вроде Марии Стрелковой (играла богачку в «Весёлых ребятах») или Людмилы Глазовой (сверкала спортивными формами в комедии «Вратарь»). Да, о каком фильме я говорю-то? О шпионском детективе «Ошибка инженера Кочина» (1939), где первейшая дива сталинского кинематографа скучно изображает предательницу.
Именно — скучно и тускло. Как непрофессиональная девчонка, не умеющая произносить свой текст с нужным выражением. Ощущение, что Орлова ...разучилась играть. Да и умела ли? Без начальственного окрика Григория Александрова актриса будто бы теряется в пространстве кинокартины.
Что-то делает, ходит, говорит — и не производит никакого положительного впечатления. Конечно, этот фильм был тогда нужен Сталину — история придуманного инженера Кочина символизировала не только усиление бдительности, но и отказ властей от необоснованных репрессий. Поэтому нужны были знаковые фигуры и броские фамилии.
Михаил Жаров в роли чекиста, Фаина Раневская в образе забавной еврейки, Леонид Кмит (легендарный Петька из «Чапаева») в виде официанта и — белокурая мечта - Любовь Орлова — как символ извечного соблазна, который «подсовывают» враги наивному гению Кочину. Только если остальные звёзды тут искромётны, то Орловой беспрестанно тоскливо.
Видимо, ей вообще не хотелось играть эту ходульную рольку — без песен и танцев, без любимого Гришеньки, без голливудщины и шика нарядов. Картонная скучища от начала до конца — раскаявшуюся пособницу не жалко даже в момент её гибели. А ведь эта героиня могла интересно блеснуть. При другой актрисе.
Zina Korzina (c)