Найти в Дзене
Бронзовая осень

Аллея серебристых тополей. Глава 57

- Да, попортила нам Аннушка крови немало. Как хоть она сейчас живет? Ладит с Иваном?

- Еще как! Даже смешно, немолодые уже, а все любятся, целуются. Уже троих детей нацеловали, четвертый на подходе.

Глава 1.

Белый цвет горькой калины. Фото автора канала.
Белый цвет горькой калины. Фото автора канала.

Прошло пять лет. Александр Михайлович заменил Федора Авдеича и стал председателем колхоза. В первое время было трудно, потом привык. Сколько раз София говорила ему, чтобы поступил заочно в техникум, ведь такие же люди учатся. Издалека приезжают. Техникум под боком, почему бы не учиться? Нет же, уперся, мол старый я, да не смогу я.

София очень хотела бы выучиться на агронома, но у нее не было никаких документов об образовании. Она стала бригадиром на теплицах, у нее проходят практику ученики агрономического отделения. София умеет ладить с молодежью, ее все любят, и сама она всей душой привязана к этим подросткам.

Особенно хорошие отношения у нее сложились с Маргаритой, девочкой серьезной и вдумчивой. София не сразу узнала, что Рита приходится Анне родственницей. Как-то привела она в теплицу Люсию, которая сразу потянулась к Рите. Анна заметила

- Смотри-ка, Рит, наша царевна-Несмеяна не к каждому человеку идет, а тебя признала.

- Просто я умею водиться с детишками. У меня есть братик, правда двоюродный, примерно такой же, как Ваша Люсия. Тетя Аня говорит, что он меня любит больше, чем ее. Я с ним выводилась.

- Мужа твоей тети Ани не Иваном зовут?

- Да, Иван мой родной дядя.

-Выходит, ты с ними живешь?

- Нет, София Андреевна. Живу-то я в доме бабушки Степаниды. Она мне неродная, но все равно, что родная. Мы с бабушкой живем напротив тети Ани.

- Чего же так? Не у родного дяди, а у чужой бабушки.

- Не чужая она нам. Просто у дяди дом был маленький, а у бабушки дом-пятистенок, вот она меня и забрала. Теперь, конечно, дядя Ваня пристрой построил, большой такой. Но я уж от бабушки не уйду.

- А мы ведь, Рита, с твоей тетей Аней знакомы, она из нашей деревни.

Рита хитренько улыбнулась, перекинула свою длинную, туго заплетенную косу на спину.

- Я знаю. Даже знаю, как тетя Аня за моего дядю замуж выходила. Тетя Аня мне это в назидание рассказывала.

София улыбнулась в ответ

- Да, попортила нам Аннушка крови немало. Как хоть она сейчас живет? Ладит с Иваном?

- Еще как! Даже смешно, немолодые уже, а все любятся, целуются. Уже троих детей нацеловали, четвертый на подходе.

- Тяжело, наверно, столько детей только обстирать надо.

- А с чего ей тяжело-то? Тетя Аня, она бойкая, здоровая. Как говорит бабушка, кровь с молоком. Все ей легко дается, знает себе песни напевает, да своего Ивана встречает и провожает. С ребятишками баба Степанида водится, я помогаю, когда приезжаю. Иногда тетя Аня их даже ночевать не забирает, набегаются, уснут у бабушки. Она принесет четверть молока, да каравай хлеба. Если проснутся, бабушка накормит, а то и проспят до утра.

- Значит, у Анны с Иваном корова есть?

- А как же? Корова, поросята, гуси, куры, даже утки. Мы в сытости живем, всего у нас вдоволь. Бабушка только ворчит на тетю Анну, говорит: «Глаза завидущие, руки загребущие! Хватаешь все, все тебе мало! Не дай Бог, надсадишься». Тетя Аня только смеется.

- Рита, ты как к ним попала? Родители у тебя есть?

Рита погрустнела, улыбка слезла с ее лица.

- Были. Мы жили очень бедно, одеть нечего, есть нечего. Я была старшая, меня мама отдала своей матери, получается, свекрови тети Ани. А бабушка возьми, да и умри. Я боялась, что меня обратно матери отдадут, но баба Степанида оставила меня у себя.

В ту же зиму отец замерз пь.ный за околицей. Куда он хотел пойти? Не знаю. Мамка в тот день тоже пь.ная была. Уснула и не пошла его искать. Отца похоронили, мать еще больше запила. Две сестренки у меня. Тогда у тети Ани дом маленький, скотины никакой, сами с хлеба на воду перебивались. Не могла она взять девчонок к себе, и бабушка не могла. Не прокормили бы.

Рита заплакала, закрыв ладошкой рот. София не находила слов, чтобы утешить девочку, но и просто отойти от нее не могла.

- Не плачь, Рита! Не плачь! Сейчас уже с ними все нормально?

- Нет, София Андреевна! Тетя Аня давала мне хлеб в школу, чтобы я сестренок покормила. Как сейчас помню, сидят рядышком на лавке, хлеб едят, запивают холодной водой. Такие бледные, такие худые. Как вспомню про них, еда поперек горла становится.

По весне, когда потеплело, мамка ушла. Оставила их одних и ушла. Девчонок в детдом забрали. До сих пор перед глазами их заплаканные лица. В ту осень картошки много накопали. У нас уже коза была, гусей выводок, курицы были.

Дядя Ваня с тетей Аней поехали сестренок забирать. Только детдома уже не было. В нем жили дети, эвакуированные из Ленинграда, их вернули обратно. С ними и наших девчонок увезли.

- Получается, твои сестренки потерялись?

- Нет, не потерялись. Вера нам пишет. Обещалась приехать погостить, когда из детдома выпустят. Может потом и Люба приедет.

- Тяжелая у вас судьба. Но все равно, вы не пропали. Ты вот нынче заканчиваешь техникум, слыхала, тебя оставляют преподавать.

- Оставят, если я поступлю заочно в институт. Только я еще с тетей Аней не советовалась. Нелегко было им меня учить, одевать, обувать надо. Я думала, работать начну, стану им помогать детей поднимать. Учиться заочно, тоже немало денег надо.

- Рита! Я думаю, что Анна не будет против. Ты не тяни, соглашайся, а то найдутся желающие, место преподавателя одно. Сегодня же сходи в Учебную часть и скажи, что будешь поступать в институт и согласна работать преподавателем. Если что, отказаться никогда не поздно. Ты, когда собираешься домой?

- Завтра вечером пойду, сейчас поздно темнеет.

- Передавай Анне привет. Я рада, что у нее все так замечательно сложилось. Хотела бы я с ней увидеться. Мы с ней в одно время, в одном Роддоме рожали.

- И об этом мне тетя говорила. Смешная она была. Сейчас рассказывает, и сама на себя удивляется, как так можно было? Так Вы на нее не сердитесь?

- Господи, Рита, когда это было, столько воды утекло! Мы все по молодости делаем глупости. Хорошо, что Анна тебе рассказывает о своей юности. Ты не натворишь таких ошибок.

- Постараюсь. Да я и не смогу поступать так, как тетя Аня. Она говорит, мягкая я, не умею за себя постоять.

- Я так не думаю, характер у тебя есть. Могла бы ты учиться на отлично, не имея стержня? Нет! Ошибается Аннушка. Да, мама твоя нашлась?

- А мы ее и не искали. Мы ей не нужны, а она нам зачем? Однако, тетя Аня говорит, что вернется мамка. Мы за домом смотрим, окашиваем кругом. В ее огороде картошку сажаем. Пусть бы не возвращалась, пусть бы была жива, здорова, только подальше от нас.

Продолжение здесь: Глава 58.