Джейн Остин и другое чопорное дамское чтиво. Часто мы думаем об Англии и ее искусстве именно в таком ключе.
Но и островитяне могли выдать веселого трэша. И никогда это не проявлялось так ярко, как во времена 2МВ - когда усталой публике хотелось видеть на экранах что-то романтичное, но отнюдь не скучное, выхолощенное и чопорное.
Именно в те времена случился расцвет киностудии Гейнсборо Пикчерс, чьей специализацией были... Нет, не дамские исторические романы. Но близко к тому. Скорее дамские исторические романы с остросоциальным и иногда даже чернушным сюжетом.
Те, кто рос в 90е и смотрел сериал "Петербургские тайны" - поймет, о каком жанре идет речь.
Гейнсборо сняло много картин, бивших в свое время рекорды кассовых сборов. Тогда критики (да часто и сами создатели) к ним относились свысока, но с течением времени эти фильмы прошли переоценку. Тем более что в них сохранилось то, чего, благодаря Кодексу Хейза, в те времена лишился Голливуд - смелость. Актрисы хвастались радикальным декольте, а сценаристы не стеснялись в освещении некоторых аспектов жизни.
В частности в фильме "Фанни под газовым светом" (нет связи с фильмом с Ингрид Бергман) есть довольно-таки шокирующая для 40х сценка из викторианской жизни.
Две девушки - одна певичка в хоре, вторая - благочестивая главная героиня, приходят в ресторан, чтобы поужинать. Но дамам нельзя было зайти в заведение общепита без сопровождения мужчины. И вот эти бедолаги стоят в специальном закутке, и ждут, пока какой-нибудь мужчина из зала обратит внимание и поужинает их.
Со всеми вытекающими из чашечки кофе последствиями. А джентльмены сидят и выбирают дам, как сейчас мы выбираем крабов в аквариуме.
Сюжет фильма вообще веселый.
Главная героиня - Фанни, внебрачная дочь своей матери и некого известного викторианского политика. Политик не смог в свое время пожертвовать карьерой и жениться на женщине простого происхождения. Свой долг перед дамой сердца он выполнил, выдав замуж за достойного человека - владельца заведения с девушками нетяжелого поведения. И это даже не сарказм.
А вот мерзкое, испорченное жЫвотное в фильме - представитель высокой аристократии, лорд Мандерстоук. Он-то и становится для Фанни персональным дьяволом.
Нет, она даже не влюбляется в него... Героиня вообще - девушка здравомыслящая. (Тоже примета 40х)
Но каждый раз, когда жизнь у Фанни налаживается, лорд на чистом энтузиазме умудряется влезть и все испортить. Хотя он тоже скорее романтический персонаж, которому общество в свое время не дало второго шанса, и он решил жить по принципу - сгорел сарай, гори и хата. Главной героине от этого, правда, не легче.
Если есть дьявол, то где-то должен быть и ангел - это молодой перспективный политик, и... Да, история повторяется. Любовь или карьера - вот в чем вопрос. Возлюбленный Фанни уверяет, что свободен от сословных, феодальных и прочих предрассудков. Но так ли это?
Фильм, повторюсь, для своего времени очень смел в изображении нравов викторианской эпохи - внебрачного сожительства, несправедливых судов, защищающих только богатых и знатных, лицемерия высшего общества, где требуется соблюдение приличий, но царит распущенность, того, что женщине без родни и состояния дорога была либо в сферу продажной любви, либо в работный дом. Ну и тд.
В общем, если вам надоела Джейн Остин, но хочется чего-то 19 века и английского - рекомендую смахнуть пыль с этого фильма 1944 года.
(Кстати в Америке он был запрещен)