- Вы бы, Анастасия Игоревна, хоть в дом меня пригласили, а то стоим на пороге, всем соседям на радость.
Анжела смотрела на будущую свекровь в упор, отчего Настя занервничала ещё больше.
И что ей надо? Чего пришла? Стоит тут, улыбается, тортик протягивает, как ни в чем ни бывало. Да любая другая на её месте не то, что в гости идти, и не посмотрела бы в сторону Насти после такого, а этой - что с гуся вода!
Интересно, Антон знает, что она тут?
Словно прочитав мысли женщины, Анжела улыбнулась, и сказала:
-Антон на работе сегодня допоздна, а у меня как раз выходной выдался, поэтому я решила, что без него нам будет даже проще. Посидим, поболтаем.
Вот же нахалка какая! Посидим, поболтаем. О чем ей, Насте, разговаривать с этой рыжей пигалицей? Ведь ясно сказала Настя, что не хочет видеть её рядом со своим сыном!
***
- А к чему такая спешка со свадьбой? Уж не беременны ли вы, милочка? Уж больно аппетит у вас хороший...
Анжела посмотрела сначала на Настю, потом на Антона, и улыбнувшись, положила ладонь на его руку, и кивнула головой, вроде как показывая, мол можно, говори!
- Да, мам! У нас с Анжелой будет ребёнок, а у тебя- внук или внучка. Срок ещё совсем маленький, поэтому мы не знаем, кто родится. А со свадьбой- да никакой спешки. Мы давно хотели пожениться, а тут уж тянуть некуда, а то потом невеста в платье не влезет.
- Да какое уж тут платье, с таким-то аппетитом! Что, добилась таки своего? Тогда, в школе не вышло, так сейчас мужика пузом удержать хочешь? Я ведь тебя сразу раскусила, насквозь увидела! Сколько вас таких, вертихвосток, было! Всех, всех я отвадила, до всех дошло, что не пара они сыночку моему, одна ты словно с Луны свалилась. В себя поверила?
С такой злобой плевала слова Настя, что казалось, имей те слова хоть малейший физический вес, упала бы замертво Анжела, убили бы её те слова.
Антон сидел, с удивлением смотрел на эту женщину, рот которой исказился в злобной гримасе. Неужели это его мать? Вот что злость и ненависть делает с людьми! Как страшно наблюдать, когда милая улыбка в один миг сменяется звериным оскалом!
И ведь знал Антон про то, что ни одна из его девушек матери не угодит, знал и о том, что строила мать козни, ссорила его с ними. Конечно, узнал он об этом совершенно случайно, и как оказалось, поздно.
Тогда, перед выпускным, копался Антон в себе, искал причину, почему Анжела перестала с ним общаться. Может он что не так сделал? Может чем обидел её? Мать же тогда уверила его, что не в нём причина, а в ней, видать, нашла кого другого, тем более, мол мать видела её в обнимку с каким-то парнем.
Поверил Антон матери. Да и как не поверить, когда это мать. Неужели врать она будет?
Потом Анжела уехала поступать, а вскоре и мама её навсегда покинула город. Так и разошлись их дорожки на долгие годы. Потом у Антона были и другие девушки, которые вот так же, как и Анжела, просто, без объяснения причин бросали Антона. И только потом, спустя несколько лет узнал Антон, что не так всё просто было, и мать, как оказалось, не просто врёт, а врёт очень искусно и виртуозно.
Потому и отношения свои Антон перестал афишировать, и от матери отстранился. Даже когда они с Анжелой уже подали заявление в ЗАГС, не хотел он матери ничего говорить, всё равно её реакция известна заранее. Тут Анжела настояла, мол нельзя так, Антоша, какая бы ни была, а всё же мать, тебя воспитала. Да и времени сколько прошло, теперь и ты не подросток наивный, и она уже успокоилась. Надо познакомиться, и лично на свадьбу её пригласить.
Вот и познакомились... Вот и пригласили на свадьбу... Уходили из дома Насти молодые под её истеричные крики о том, что суразенок рыжий, не весть от кого нагулянный никогда ей, Насте, внуком не станет, и ноги её на этой свадьбе не будет.
***
Поначалу сидели молча. Чайник, сначала только еле слышно шумевший уже грозно свистел на плите, а Настя, казалось, его совсем не слышала.
Казалось, Анжелу не смущало абсолютно ничего. Девушка встала, выключила плиту, села на место.
-Мне чай. Зелёный, если есть. Давайте нож, я пока торт порежу.
Настя поставила кружку на стол, положила в неё чайный пакетик и залила кипятком.
Анжела с аппетитом ела торт, пила чай, и казалось, совсем не обращала внимания на Настю, которая вяло ковыряла несчастный кусочек торта.
- Сама не знаю, куда в меня лезет. Ем, ем, и никак не могу остановиться. Такое чувство, что год не ела.
Настя, оторвавшись от созерцания разрушенного куска торта посмотрела на Анжелу.
- Везучая ты. Я, когда Антошкой ходила, мне и кусок в горло не лез, выворачивало наизнанку даже от воды. Люди вес набирали, а я наоборот худела. Так что ешь, пока естся. Не за себя питаешься, за него. Настя, кивнув головой на живот Анжелы, едва заметно улыбнулась. Срок- то какой у тебя?
-8 недель.
-Ну, не так и мало. На учёт- то встала?
Не то, чтобы Насте было очень интересно, просто не могла она молчать, не могла найти себе места, нервничала, ковыряла вилкой торт, тогда как Анжела была абсолютно спокойной.
Зачем пришла? Что ей надо? Что она задумала? А ведь и не пигалица она совсем! Как на мать- то похожа! Такая уверенность в себе- это ведь ещё постараться надо, так себя держать в руках! Знает ведь, что не рада Настя её видеть, а пришла, и сидит, гордая, уверенная в себе, ест торт, запивает чаем, а Насте и кусок в горло не лезет.
-Встала. Всё хорошо.
- Это хорошо, когда всё хорошо. Что Антон?
-Переживает очень. Сам не свой. Зря вы так, Анастасия Игоревна.
Снова буря всколыхнулась в душе у Насти. Глянула она на Анжелу исподлобья. Нет, всё таки пигалица! Наглая, беспардонная, самоуверенная пигалица! Явилась в чужой дом, хозяйничает, тортик лопает, и её, Настю, учить вздумала!
- А ты кто такая, чтобы меня учить? Вот своего родишь, посмотрю я на тебя! А знаешь ли ты, каково это- сына одной растить? Надоедать, не допивать, ходить в одной блузке по 3 года, пальто штопать, да сапоги клеить, только чтобы ему, сыночку единственному, кроссовки купить? И ради чего это всё? Чтобы потом вот такая, как ты в нашу семью пришла, и сына у меня отобрала? Не бывать этому! Всё равно по моему будет! Я- мать, и мне виднее, кто пара моему сыну, а кто нет. Помяни моё слово, не будете вы с Антоном жить, не тебя, а меня слушать он будет!
Молча смотрела Анжела на мать мужа будущего. Внимательно так, словно в самую душу пыталась заглянуть. Не перебивала, не пыталась что-то доказать. И только когда замолчала Настя, начала говорить Анжела, да так тихо говорила, что Настя, казалось, и дышать забывала, чтобы расслышать слова, что были словно шелест осеннего леса .
- Люди старые недаром говорили, что ночная кукушка дневную перекукует...
- Уж не хочешь ли ты сказать, что моего же сына против меня настроить собралась?
-Это не я его против вас настраиваю, а вы сами, своими поступками, поведением. Вы молодец, Анастасия Игоревна. Такого сына вырастили, что гордиться им по праву можете. Ваша заслуга большая, тут и спорить не буду. И нелегко вам было, не поспоришь. Только вырос мальчик, настоящим орлом стал. Не может он всю жизнь рядом с вами сидеть, своё гнездо ему вить нужно. Свою семью создавать.
- Я его семья! Я, не ты!
- Вы его корни. Вы та, кто жизнь ему подарили, дали направление в жизнь, указали дорогу, по которой нужно следовать. И он вас очень любит, поверьте. Только не может взрослый человек чужими мозгами жить, когда и свои у него имеются. Вы семья, никто и не спорит. Только и жена нужна мужчине, и дети, и дом свой, собственный. И мать нужна, этого не отнять. Ему- мать, а детям бабушка. Ещё старые люди говорят, что умная свекровь в лице невестки получает дочь, а глупая теряет сына. Я не говорю, что мы непременно должны подружиться, но ведь мы можем просто не ссориться, и жить относительно мирно. Поверьте, я могу сделать так, что Антон просто забудет к вам дорогу, но мне это не надо. Мне ни к чему эти конфликты между близкими людьми. Для меня спокойствие и комфорт будущего мужа важен не менее моего собственного комфорта. Так что, как сказал однажды кот Леопольд, давайте жить дружно.
Пока Настя обдумывала слова Анжелы, та быстро встала из-за стола, сполоснула кружку, тарелку, улыбнулась, и сказала:
- Спасибо за чай. Надеюсь, мы поняли друг друга.
Быстро обувшись, Анжела выскользнула за дверь.
Не плакать... Только не плакать... Как же нелегко дался Анжеле этот визит! Такое внутреннее сопротивление было у девушки, такая паника! Но, спасибо маминой школе, это испытание Анжела прошла на пять с плюсом.
Вспомнилось вдруг, как тогда, много лет назад пришла Анжела домой вся в слезах. Ведь не сразу смогла она рассказать маме о том, что случилось, о том, как напала на неё Настя.
То самое первое, доброе чувство, которое только-только зарождалось, оказалось поругано, растоптано этой грубой, безжалостной женщиной.
Изольда, выслушав дочь, сначала задумалась. Задумалась надолго, а потом, обняв свою маленькую, беззащитную и наивную девочку, начала говорить.
- Знаешь, дочь, каждая мать желает счастья своему ребёнку. Только вот это самое счастье каждый видит по разному.
Для одних счастье- это успехи детей. Их достижения, их победы. Их счастье и личная жизнь.
Для других счастье- это продолжение рода. Внуки, правнуки.
Для кого-то счастье заключается в том, что просто быть рядом с детьми, быть важным, быть нужным.
Для кого-то счастье- свои собственные амбиции, не воплощённые когда- то давно.
А есть такие люди, для которых важно играть решающую роль в жизни своих детей. Не жить, не быть собой, а именно играть роль. Они и играют. Решают, что есть, пить, что надеть, куда пойти, с кем жениться и рожать детей. Такие люди хотят, чтобы окружающие жили по тем правилам, по тем стандартам, которые они выстроили в своей голове . Что самое страшное, такие родители и сами в жизни не устроены, и своим детям пытаются навязать свою жизнь, считая её единственно верной. Именно к этой категории относится и Настя. Это уже сформированная модель поведения. Как под копирку. Она и сама так жила, и сыну прочит то же самое.
Хоть и слушала Анжела мать внимательно, а понять не могла. Ну разве бывает так, чтобы мать себя вот так вела? У неё, у Анжелы, мама совсем другая, добрая, умная, понимающая, потому и не укладывалось у девушки в голове, не могла она поверить, что у кого-то бывает иначе.
Конечно, имей в том юном возрасте нынешний склад ума совсем по другому бы повела себя Анжела. И с Антоном бы поговорила, и может вместе решили бы, что делать, да куда там! Молодость, юношеский максимализм, где всего два цвета, чёрный и белый, где либо всё прекрасно, и душа поёт, либо всё плохо, всё в чёрных и серых оттенках.
Именно Изольда мягко подвела дочь к тому, что налаживать отношения с будущей свекровью нужно обязательно.
- Пойми, дочь, она- мать. И какой бы она ни была- вредной, своевольной, Антон её сын. Только благодаря ей ты сейчас живёшь с человеком, который умеет делать всё. Если бы не мать, достался бы тебе в мужья бытовой инвалид, не способный ни рубашку погладить, ни яичницу пожарить. Она подсознательно готовила его к семейной жизни, только до сих пор ищет идеал, ей одной известный. Не осуждай её, дочь. Попробуй наладить отношения. А уж если не получится, то ты сама себе потом скажешь: я сделала всё, что могла.
Та же Изольда в своё время научила Анжелу держаться уверенно в любой ситуации. Будь то экзамен, где трясешься, словно липка на ветру, или собеседование, где кажется, что сверлят тебя насквозь взглядом.
Такое внутреннее сопротивление было у Анжелы! Так не хотелось ей идти к свекрови в гости, а ведь понимала она, что во многом и от её поведения сейчас зависит благополучие её семейной жизни .
Ой как её хотелось ей как в той поговорке быть ночной кукушкой! Пони мала Анжела, что не переделать мать Антона,, не улучшить её по мановению волшебной палочки. Взрослый ведь человек, с устоявшимся характером и привычками.
И причиной разногласий быть не хотелось, потому переступила через себя, пошла.
Не стала Анжела идеальной , любимой снохой. Не стала примером для подражания. Не стала образцовой матерью в глазах свекрови. Что поделать, устоявшиеся привычки, образ жизни и модель поведения не исправить в один момент.
Но глядя на то, как Настя прижимает к себе крохотную, хрупкую, рыжую девочку у Анжелы становится тепло в груди. Пусть не к себе, но внучке смогла привить она любовь свекрови.
А Настя, смотря на это рыжее чудо улыбается. Ну кто сказал, что рыжие люди некрасивы? Непослушные кудряшки, мамины веснушки, а глаза- то папины! И курносый нос, тут ещё поспорить надо, кому он больше принадлежит: пигалице Анжеле, или Антошке.
Красивая внучка у Насти. И умная. И талантливая.
И в разговоре с подругами, нет-нет, да и похвалит Настя сноху, мол молодец девка, всё успевает, и дом, и работа, и дочка маленькая, и муж. На всех её хватает.
А подруга, ну та, что с подковыркой всегда, улыбнётся, да скажет, мол ну не для куриц же ты орла растила! Неужели угодила сноха?
Смутится Настя, да пробурчит, мол ну тебя, главное, чтобы им хорошо было.
А сама подумает: и ведь правда, ночная то кукушка дневную с легкостью перекукует. Вроде и молодая Анжела, а умная. Не то, что Настя. Ей бы в своё время поумнее быть, может и не пришлось бы Антошку одной тянуть. Пришла бы к свекрови с белым флагом, глядишь, и по другому бы всё было.
А то такая война у Насти со свекровью была, что мама не горюй!
И Настина мама со свекровью воевала.
И бабка, и прабабка. Может и правда, та самая модель поведения в голове у нас живёт? А то, что все мы парней- орлов растим, так и вовсе не новость. Только и мамы девушек не куриц воспитывают...
Спасибо за внимание. С вами как всегда, Язва Алтайская.
Я прошу прощения за задержку. Да, обещала в субботу выложить рассказ. Но, на работе задержалась допоздна, а с утра в субботу уехала к подруге копать картошку. После картошки баня, шашлык, в общем, не дописала, каюсь. Надеюсь на понимание ☺