Найти в Дзене
Мамкины игры

Домашние задания, оценки, экзамены — как со всем этим справиться? Саммари интервью психолога

Оглавление

Зачем учиться, если всё можно посмотреть в google? Как должно пройти 1 сентября, чтобы учебный год задался? Как мотивировать к учёбе? Как выбирать школу? Как помогать с д/з, чтобы не начать их делать за ребёнка? Как не переживать из–за оценок? Ребёнок хочет бросить кружок, что делать? Как действовать перед ОГЭ и ЕГЭ? Что делать, если взрослый ребёнок не хочет учиться? Кому нужна профориентация? Что важно кроме интеллектуального развития? Стоит ли спрашивать "как дела в школе"?

Посмотрела интервью Ларисы Сурковой (психолог, мама 7-х детей и известный блогер) у Юлии Меньшовой с ответами на каверзные вопросы касательно учёбы детей и не только. Делюсь с вами текстовым форматом.

Зачем учиться, если всё можно посмотреть в google?

Доказано, что при желании всю школьную программу можно освоить за 4 года. Но задача школы не только образовательная, а ещё психологическая, социальная и немного воспитательная. Школа — это школа жизни. Там ребёнок проходит кризисы 7 лет и подростковый, понимает своё место в социуме, проходит испытания и учится отстаивать свою позицию. Т.е. это закалка перед всей остальной жизнью.

Как объяснить это ребёнку?

Ты в школе будешь взрослеть, там будет много интересного и весёлого. (Даже если ваш опыт не радужный, старайтесь с позитивом говорить о школе. Ваш опыт не равно опыт ребёнка.). Да, не все знания тебе пригодятся в жизни. Но есть общее развитие, когда ты получаешь разную информацию и можешь определить свои сильные и слабые стороны. Так ты сформируешь своё мировоззрение, получишь представление, как устроен мир в целом.

Одна из задач школы — научить учиться и любить получение знаний. В этом важнейшую роль играет учитель.

В 17 лет очень сложно определиться с профессией. И чтобы иметь возможность сменить ранее полученную, но не подошедшую, нужно получать новое образование. (Да и мир профессий сейчас стремительно меняется. Нужно уметь маневрировать в нём. — прим. автора).

Это является частью мотивации для детей: ты же хочешь чего-то достичь, в чём-то развиться, путешествовать, покупать красивую одежду, иметь классный дом? Вряд ли кто-то ответит: "нет, я хочу жить в бочке".

Как должно пройти 1 сентября, чтобы учебный год задался?

Постарайтесь устроить 1 сентября праздник. Накройте красиво стол, порежьте тортик и скажите: "Как здорово, у тебя начинается новый интересный год! Давай подумаем, что бы ты хотел, чтобы он тебе принёс? Какие у тебя планы? Что бы ты хотел узнать? Чего бы ты хотел достичь?"

Фокус не на оценки, а на эмоции, на знания.

Не стоит говорить: "Ооо, у тебя физика в этом году... ну всё, пиши пропало!"

Есть понятие эффект Пигмалиона (в греческой мифологии это скульптор, создавший прекрасную статую из слоновой кости и влюбившийся в своё творение). В психологии это психологическое явление, которое описывает, как оценка окружающих или себя самого влияет на результат. Если вселять в детей веру в то, что они гениальны, с прекрасными способностями, высоким IQ и всё у них получится, то они показывают лучшие результаты. Это подтвердил эксперимент Розенталя.

Сравните:

  • если встречать выпускной класс словами: "У нас впереди экзамены. Ничего хорошего мы от этого не ждём. Этот класс — это худший класс в моей жизни. Я не знаю вообще какие там будут оценки."
  • или: "Ребята, я так рада вас видеть! У вас такие светлые глаза! Я чувствую в вас такой потенциал! У меня столько классных идей, которые вместе с вами реализуем! У нас столько сейчас творческих возможностей, подсказок!"

Каких результатов ждать от детей в каждом случае?

От автора: меня впечатлила история про Томаса Эдисона, гулявшая в сети несколько лет назад:
"Меня сделала моя мать". История Томаса Эдисона
Однажды мальчик передал маме письмо от учителя. Мама со слезами зачитала его вслух: "Ваш сын - гений. Эта школа слишком мала, и здесь нет учителей, способных его чему-то научить. Пожалуйста, учите его сами".

Много лет спустя один из величайших изобретателей века пересматривал семейные архивы и наткнулся на это письмо. Он прочитал: "Ваш сын отсталый и необучаемый. Мы не можем оставить его в школе. Рекомендуем вам учить его самостоятельно".

Томас Альва Эдисон заговорил к 4 годам, в 11 лет оглох, в 12 перестал учиться в школе.

Он стал всемирно известным создателем фонографа, усовершенствовал телеграф, телефон, киноаппаратуру, лампу накаливания. Именно с легкой руки Эдисона мы все говорим «алло» в начале телефонного разговора.

«Меня сделала моя мать. Она была так тверда, так искренне верила в меня, что я чувствовал, у меня есть ради кого жить, и я не должен ее разочаровывать», - говорил Томас Эдисон.

Как мотивировать ребёнка к учёбе?

Говорить, какой ребёнок классный, умный, талантливый, с потрясающей памятью, с сильными способностями в этом и этом.

А ещё важно в 1–м классе за праздничным столом сказать: "Я так рада, что в этот прекрасный день мы тебе такому повзрослевшему, такому прекрасному, такому вообще замечательному передаём ответственность за вот новый кусочек твоей жизни! Но если что, ты обращайся!" И ребёнок довольный и счастливый, потому что в 7 лет его это радует, что он вырос, он большой и на него уже что–то возлагают. С восьмиклассником такое уже не пройдёт :) (Не подойдёт и деткам с диагнозами, которые вряд ли справятся самостоятельно).

Как выбирать школу?

  1. Выбирать учителя, а не школу, престиж, здание. (Об этом многие говорят, но во–первых, не всегда знаешь, какой учитель встретит на пороге, т.к. идут к одному, а она в декрет уходит или ещё что. У нас, вон, вообще новых учителей в школу набрали, свежевыпущенных. Во-вторых, вам учитель может очень понравиться, а ребёнку — нет. Так что смотреть в процессе всё–таки, я считаю. — прим. автора)
  2. Смотреть на численность класса. Т.к. есть классы по 35–40–45 человек. Это и шум, и невозможность доносить информацию.
  3. Близость к дому. Ребёнку будет тяжело тратить 4 часа туда–обратно каждый день на дорогу к престижной школе.
  4. Не бояться молодых учителей после института. Они ещё не выгорели, ещё любят свою работу, хотят заниматься. И как правило, дети их любят.
  5. Если в школе есть дни открытых дверей, то нужно посмотреть туалеты. Они должны быть чистые, с запирающимися дверьми, с кабинками. Если с ребёнком зайдёт ещё 5 детей, а кабинок нет, то он предпочтёт сдержаться. Особенно тяжело девочкам–подросткам, которым приходится решать вопросы гигиены на виду. Как следствие — психологические факторы бесплодия или проблемы в сексуальной сфере.

Проклятие "домашек"

Проблемы с домашними заданиями начинаются тогда, когда родители считают, что это их общее задание, оценивают их семью, что если задание выполнено плохо, то я плохая мать и не слежу за ребёнком, не выполняю свои обязанности. Это выражается во фразах: "МЫ учимся в 7–м классе, и эти домашние задания занимают у НАС много времени". Если вы делаете задание за ребёнка, то зачем вообще ваш ребёнок ходит в школу?

А творческие задания и проектные работы вводились как всегда с благой целью: для того, чтобы дети с родителями могли заняться чем-то ВМЕСТЕ, что-то друг с другом делать, узнать пообщаться развиться и просто провести время без гаджетов. Но не для того, чтобы родители забирали это себе, устраивали соревнования, кто круче и даже покупали поделки на специальных сайтах.

Как помогать с д/з, чтобы не начать их делать за ребёнка?

Ответ простой: помогать тогда, когда ребёнок просит.

А что делать, когда ребёнок не просит, а учитель говорит: "Он не понимает. Ну сделайте что–нибудь!"? Начнём с того, что это перекладывание ответственности. Вы можете предложить свою помощь, если уверены, что не испортите с ребёнком отношения. Т.к. вы можете быть великолепным математиком, но при этом никаким учителем. И всё закончится ссорой, вы злые ляжете спать. (Я это ощутила, пока готовила сына к школе, да. — прим.автора). Если вы сами не можете, и школа не справляется, берите репетитора.

Как не переживать из–за оценок ребёнка?

Оценка — это очень субъективно. Человеческий фактор здесь играет немалую роль. И это совершенно ничего не говорит о знаниях. Ребёнок может "достать" учителя поведением, просто бесить и т.д. Или как оценивать ИЗО и музыку? Почему зелёное солнце моего ребёнка не прекрасно потому, что оно не как на примере. (Буквально на днях об этом говорила, что максимум "зачёт / незачёт" по этим предметам. Мальчик сказал моему сыну, что он некрасиво нарисовал рисунок осени. "Но я же красиво рисую!" — утверждает он мне. И он прав ведь. Кому-то не красиво, а кому-то шедевр. — прим. автора).

Если для вас важна оценка, поймите, почему? Она про уровень знаний ребёнка? Вы можете проверить их с помощью онлайн–тестирования. Может, у него 5 "липовая"? (Я, кстати, недавно осознала, что у меня много этих "липовых" пятёрок в аттестате. — прим. автора).

Родители должны разобраться сами с собою, что для вас значат эти оценки. Ваш ребёнок в какой-то момент приносит 3, 3, 2, 2, 4, 5, 3, 2. И вы говорите: "На меня не влияет это с точки зрения того, что я тебя люблю. Ты меня не позоришь. Это имеет отношение к тому, что тема неинтересна или что учебник плохой, ты что-то недопонял".

Оценка — это ощущение контроля над жизнью ребёнка. Вы что–то понимаете про жизнь своего ребёнка, когда он находится не рядом с вами. Подумайте, этот контроль у вас в норме или гипер?

Если ребёнку не нравится предмет, подумайте, как вы можете ему помочь. Сейчас очень много разных есть интересных методов, начиная от видео–лекций, когда любая самая занудная тема будет так здорово разобрана каким-то конкретным спикером (может даже просто нравиться его голос), что ребёнку будет гораздо понятнее.

В то же время, невозможно интересоваться всеми предметами. Есть те, которые ближе, а есть те, которые совсем далеки. Но это ближе к старшей школе (физика, химия и пр.). И сейчас есть возможность выбирать профильные классы. Если вы видите, что у вашего ребёнка совершенно не идёт физика, и дело не в людях, её преподающих, избавьте его от "боли". Кстати, а у вас самих-то с физикой как было? :)

Отрицательная мотивация

Наша система мотивации, к сожалению, выстроена на отрицательной мотивации к учёбе.

Да и родители больше эмоций выразят по поводу принесённой "двойки", чем по поводу пятёрки (там ограничатся кратким "Молодец").

Подсознание ребёнка работает так: чем хуже ты, тем больше тебе внимания.

Положительная мотивация

Лет 20 назад одной мамой был создан метод, отлично показавший себя в исследованиях. Называется "метод зелёной ручки". Это когда акцент делается не на ошибках, а на том, что получилось здорово: подчеркнуть удачную буковку / циферку, фокусироваться на положительном.

Покажите ребёнку, что он МОЖЕТ, и он будет стремиться к лучшему результату.

Попробуйте утрированно хвалить: "Да какой же ты талант! Да как же здорово получилось! Да как эта мысль классно у тебя изложена!", а главное — замечать прогресс. "У тебя был средний балл 3,87, а теперь 3,89. Это класс же, супер, молодец! А скоро будет 4" Замечайте каждый успех, каким бы он ни был маленьким.

Старайтесь именно эмоции делать важным моментом вашей жизни с ребёнком, они запомнятся.

Не стоит поощрять хорошие оценки деньгами / подарками.

Дополнительные кружки

В первую очередь подумайте, был ли это самостоятельный выбор ребёнка? Сейчас удивительно мотивированные дети. Они многое хотят сами попробовать, если видят что–то на ТВ или соцсетях. Большинство сливается, но они пытаются.

Спорт в любом виде — это хорошо, т.к. смена деятельности. Они весь день сидят на уроках, за домашкой, с гаджетами. И если есть занятие, где они могут подвигаться — это отлично! Даже если ребёнок будет менять секции раз в три месяца. Большую часть занятий они бросят. И это нормально!

"Но как же так, мы 8 лет отходили в музыкалку, а он хочет её бросить!" — "Ну вы не бросайте, раз вам так тяжко, а он пусть бросит, если ему очень хочется. За 8 лет он чему-то научился, что–то важное для себя с этих занятий приобрёл".

Историй про великих музыкантов, типа Паганини, которых заставляли заниматься, несмотря ни на что, единицы. И они стали бы великими, даже без диплома музыкальной школы.

Из биографии Паганини известно, что отец его был очень строг и даже жесток. Он заставлял сына упражняться на скрипке целыми днями, запирал дома, бил его по пальцам (!).
Если мальчик убегал в порт поиграть на берегу моря, то бил его особенно жестоко.
<...>
Как же случилось так, что мальчик не возненавидел, в конце концов, игру на скрипке?
Ответ мы находим в тех же воспоминаниях Паганини. Однажды, примерно в семилетнем возрасте оказавшись в церкви, он был поражен звуками органа и как зачарованный слушал музыку, погрузившись в нее и забыв обо всем! Это переживание стало ключевым для его судьбы. С этого момента Никколо стал увлекаться скрипкой, с каждым днем все больше и больше. Музыка начала становиться смыслом его жизни.
Ю.Гиппенрейтер "Как учиться с интересом"

Если ребёнок посещал разные секции и даже бросал их — это тоже про всестороннее развитие, расширение кругозора. Он пробует себя в разном: на рояле поиграл, носочки вязал, английский знает на бытовом уровне и может объясниться за границей, картинку порисовал. Это гораздо лучше, чем если ребёнок не интересуется ничем, который приходит из школы и "до свидания! привет мой компьютер".

А есть ещё амбиции, ожидания родителей. "Я так хотела танцами заниматься, но мне не смогли обеспечить, а я могу, поэтому ты позанимайся." Или ребёнок — лицо родителя для социума: "Мой ребёнок занимается и фигурным катанием, и скалолазанием, и бассейном, и музыкой... Значит, я — хороший родитель".

ОГЭ и ЕГЭ как причины проблем со здоровьем и суицидов

На почве подготовки к экзаменам у детей нарушается обмен веществ, выпадают волосы, начинаются экземы. Некоторые в прямом смысле выходят из окон. Причина — давление взрослых людей, которые окружают ребёнка. В суицидных ситуациях чаще всего давление происходит с двух сторон: и от родителей, и от школы. Т.е. его сдавливают с двух сторон, и ему кажется, что или так, или жизнь закончилась в этот момент.

Это не значит, что можно махнуть рукой: "Да это всё фигня!" Нет, к экзаменам надо готовиться. Они дают определённые возможности. Но очень много зависит от психологической подготовки ребёнка, не только от его знаний. Если ребёнок учится (даже последний год), то он экзамены сдаст. Но если его сдавить в этих "тисках", то он не сдаст: вы его задавите, он будет бояться, стрессовать, вместо знаний вспоминать ваше "не сдашь — домой не приходи!"

Есть возможность пересдать в течение лета, можно пересдать на следующий год. Это не конец света. Можно ОГЭ не сдать, получить аттестат и пойти в колледж.

Вы должны понимать: вам нужно готовиться, чтобы на ребенка не давить, или ребенку нужно готовиться, чтобы самому себя не накрутить (особенно отличникам).

Готовьте ребёнка психологически. Не можете сами — обращайтесь к специалистам.

Если вы видите, что ребёнку нужна помощь, он страдает, замкнут или просто изменился (был весёлый — стал грустный, был грустный — стал весёлый), предлагайте хотя бы формат бесплатных психологических телефонных линий, где работают хорошие молодые специалисты, которые смогут сказать слова поддержки, которые он уже не готов воспринимать от вас.

Вспомните себя, это возраст максимализма и высоких требований к себе. И максимализм в отношении к ситуациям, что если что–то не так, то всё, это ЧП, конец света.

Что делать, если взрослый ребёнок не хочет учиться?

К счастью, самые тяжёлые подростковые годы попадают на среднюю школу. И, как правило, к 9–му классу уже заканчиваются. Тогда ребёнок начинает задумываться, что впереди какое–то будущее, каким он его видит, а каким не хочет видеть.

Нужно проговаривать: "Если ты не учишься, то какие у тебя есть варианты? Ты можешь пойти в колледж / работать / в армию". Этот разговор нужно повторять много сотен раз. И хорошо, если у вас есть свой опыт, которым вы можете поделиться: какие совершили ошибки, какие вынесли выводы, что сделать, чтобы ваш негативный опыт он не повторил, потому что вы искренне этого ему желаете.

Если ребёнок говорит: "Мне всё по барабану, в школу не пойду", то принимать крайние меры. Ответить: "Раз ты у нас такой самостоятельный, взрослый, мы не можем уже тогда тебя обеспечивать, значит давай мы решаем, как ты будешь заниматься, на что ты будешь жить, как ты будешь выживать."

Открываете волонтёрские программы (они работают с 14–ти лет) и отправляете своё чадо. Эти программы очень хорошо открывают глаза на реальную жизнь, на сложности в ней. Когда ребёнок сталкивается лбом с ситуацией, что на всё нужны деньги (на еду, электричество, на воду), мотивация в жизни появляется.

Сын Ларисы Сурковой в районе 13 лет (период "да мне неинтересно, и зачем это нужно") попал в африканскую деревню, где дома из навоза и палок, увидел, как бывает иначе. Что выбирается один достойный ребёнок, на образование которого собирает вся деревня. И его это очень впечатлило. И он переоценил свою жизнь. И сказал: "Да, наверное, нужно пользоваться теми возможностями, что у меня есть".

Нужно показать ребёнку разные грани жизни.

Есть целая идеология, что после школы нужно сразу идти заниматься творчеством. Сын Юлии Меньшовой выразил нежелание получать высшее кинообразование. И что будет сразу снимать гениальное кино в Ютьюбе и собирать деньги.
Юлия была не согласна с этим и предлагал пройти последовательный путь. Но сын был взрослый и очень упрямый. Юлия единственный раз в жизни кричала до хрипоты. "Ок, я приму твой выбор. Но тогда лафа закончилась. Ты вступил во взрослую жизнь прямо сейчас. Пусть тебе прям там в Ютьюбе соберут сначала деньги на съём квартиры, минимум на проживание (на доширак), ты же творец, тебя надо содержать. А потом сразу сценарии, фильмы и т.д."
Он считал, что она ставит его в ужаснейшее положение, выламывает ему руки, вынуждая поступить в институт. С ненавистью, но он поступил в институт.
Мамы иногда делают детям больно, в этом ничего страшного.

Хочешь быть взрослым — будь им.

Хуже, когда родители говорят: "Хочешь быть взрослым? Ну и ладно." И продолжают накладывать обед, стирать трусы и оплачивать электроэнергию. В чём тогда взрослость?

Если вы говорите ребёнку, что он вырос, дайте ему повзрослеть. Отрезайте пуповину, выдавайте чемоданы и говорите: "Пока! Не забывай писать!" И когда–то он будет вам благодарен за то, что вы его уважили, дали ему выбор, он этот выбор сделал и прожил СВОЮ жизнь.

Взрослых детей сложно отпускать. Но если ваши взрослые дети вам не пишут / не звонят, значит, у них всё хорошо. (Так, кстати, говорила моя бабушка. — прим. автора)

Профориентация – как определиться с выбором будущей профессии?

Профориентация — это целый набор тестов, которые оценивают человека, как личность по огромному количеству параметров. На их основе программа выдаёт области, которые подойдут для работы. Она не назовёт точные профессии, а только области (если сильны химическое направление и творческое, то сужается до ювелирного искусства, например).

Профориентация — хороший способ для ребёнка утвердиться с своих мыслях. Особенно, когда есть несогласие родителей, а у ребёнка есть подтверждение, что то, что ему нравится, это его. Для родителей это хороший аргумент.

Ранняя профориентация проводится в 13–14 лет. Это вариант для тех, кому надо выбрать профильные классы. И плановая профориентация в 10–11–м классе.

Где проводить тестирование?

  • классический центр МГУ на Поклонной горе
  • онлайн–тестирования

Почему опасно думать только об интеллектуальном развитии ребёнка?

Лет 15 назад на родителей посыпалось масса всяких теорий типа Монтессори (рано развивать до 3–х лет? Или бросить уже всё, если до 3–х лет ребёнок не говорит на 5–ти языках, такой он необучаемый?)

Но за перебиранием гороха и гречки забывали, что ребёнок не умеет прыгать. Перед детским садом в 3 года психологи проводили тест: просили подпрыгнуть на двух ногах, а потом на одной. И лет 5 назад дети не могли этого сделать. На двух — вообще не понимали, как собрать своё тело, чтобы подпрыгнуть.

Важно думать не только об интеллектуальном развитии, но и об эмоциональном и физическом.

Сейчас пошла мода в сторону спорта, родители сконцентрировались на здоровье детей. К спорту с ранних лет нужно относиться без перегибов.

Важно развивать не только мелкую моторику, но и крупную: игры с мячами ("Я знаю пять имен мальчиков", вышибала и пр.), столярные мастерские в садах.

Это помогает развить голову. А остальное (читать и считать) он научится.

Эмоциональный интеллект у современных деток страдает, потому что мало где они могут с чувствами коснуться. Гаджет — это не про чувства, там нет эмоций. Родители чересчур оберегают детей, не показывая фильмы про собак и лошадей, над которыми они могут плакать ("Белый Бим", "Хатико", "Марли и я" и пр). Потому что не знают, как проработать потом эти слёзы, что сказать, потому что не факт, что ребёнок будет плакать, а родитель прорыдается. Но не надо их излишне оберегать, этим мы не даём им чувствовать.

Есть старое исследование, которое вы можете проделать со своими детьми. Описать мамины руки. "Опиши, мамины руки — они какие?" В советское время дети отвечали: "Мамины руки мягкие, заботливые, любимые...". Сейчас дети отвечают: "Сухие, мокрые, шершавые, морщинистые..." Эмоции отключены в этот момент, они описывают предмет.

Совсем сложно — фантазировать. Это проблема тестового образования. Сочинение мы просим вписать в определённое количество слов. Этим рубится творческий и эмоциональный потенциал.

Что делать родителям?

Чувствовать вместе с детьми. Вместе смотреть мультики, фильмы, описывать, говорить, использовать эпитеты, читать вместе книги обязательно и проговаривать вслух чувства героев, спрашиваем "а что бы ты почувствовал? как бы ты эту ситуацию прожил?" Для этого есть терапевтические сказки (в том числе авторства Ларисы Сурковой).

Терапевтическая сказка — это любая ситуация жизни с ребёнком, которая рассматривается со стороны ребёнка (ссора, ревность к младшим братьям, просьба купить питомца). Это такая сказка, которая помогает родителю с ребёнком поговорить и прожить эти чувства.

Не скрывайте свои чувства от ребёнка. Ребёнок заточен смотреть на мамино лицо с младенчества (это обусловлено выживанием). Когда вы всхлипываете, а ребёнок спрашивает:

— Мам, что случилось?

— Всё хорошо, зайка. — продолжая всхлипывать.

У ребенка диссонанс: "Он а рыдает, но говорит, что всё хорошо. Врёт откровенно". Получает сигнал: врать можно.

Объясните ему без лишних подробностей. "Мне грустно / больно / печально. Всё пройдёт. Я сейчас что–то сделаю, чтобы стало лучше". Не прячьтесь в чувствах, не надевайте маску.

Если вы постоянно с одним лицом, даже если улыбаетесь, то он улыбку будет считать фальшивой.

Спрашивать ли "Как дела в школе"?

Лучше спрашивать: "Как ты? Как твой день прошёл?" в стандартном режиме "Как дела?".

Если вам это сложно, то попробуйте практику "5 радостей дня". Она поможет семье поговорить, если не хватает фантазии, о чём говорить. Мама делится 5–ю своими радостями (я видела красивый цветок, коллега пришла в красивой юбке, мне дали премию и т.д.), папа 5–ю своими, ребёнок — своими.

Задавайте ребёнку необычные вопросы.

Засыпать важно в хорошем настроении. Поэтому после родительских собраний с ребёнком не разговаривайте :) с утра поговорите, если ещё будет, о чём.