Найти тему
Строительный мир

«Шелковый путь» в обход России: самый короткий маршрут из Азии в Европу продолжит расширяться

Оглавление

Этот проект называли большой геополитической революцией, подчеркивая, что все грузы из Китая, идущие через территорию России, будут доставляться по новому маршруту, который, по словам президента Азербайджана Ильхама Алиева, станет самым коротким и надежным между Европой и Азией.

БТК — дорога надежд

Железную дорогу Баку – Тбилиси – Карс (БТК) протяженностью около 850 км торжественно открыли в 2017 году, хотя обсуждение проекта велось еще с начала 1990-х, а к его реализации приступили в 2007-м, обещая запустить движение к концу десятилетия. Но сроки каждый раз по разным причинам сдвигали.

© Официальный сайт Президента Азербайджанской Республики / president.az (Церемония открытия железной дороги Баку – Тбилиси – Карс, 30.10.2017)
© Официальный сайт Президента Азербайджанской Республики / president.az (Церемония открытия железной дороги Баку – Тбилиси – Карс, 30.10.2017)

Изначально громко заявлялось, что по БТК будут перевозить ежегодно до 35 млн тонн грузов. Но пока этот показатель находится на уровне 1 млн тонн. Объект требует дальнейшей модернизации, о которой власти Азербайджана и объявили в сентябре 2023-го.

По словам главы государства, уже в следующем году грузопоток увеличится в пять раз. Для этого страна вложит еще порядка $100 млн в расширение грузинского участка магистрали (ранее в рамках проекта БТК Баку предоставил Тбилиси кредит в размере $755 млн). К тому же предусмотрено и увеличение мощностей Бакинского торгового порта (крупнейшего на Каспии) с 15 до 25 млн тонн. Его флот сегодня насчитывает свыше пятидесяти судов.

© Giorgi Balakhadze / CC BY-SA 4.0 (БТК на карте 2017 г.)
© Giorgi Balakhadze / CC BY-SA 4.0 (БТК на карте 2017 г.)
  • В рамках проекта БТК с 2007-го по 2017-й гг. построили около 100 км железной дороги на участке Карс – Ахалкалаки и реконструировали 183 км от последнего до Тбилиси (к слову, «железку» здесь протянули еще во времена Николая II). На первом участке возвели шестнадцать мостов и построили тоннель протяженностью 4,4 км, соединяющий Турцию и Грузию. Смена колесных пар производится на станции Ахалкалаки-Грузовая.

Геополитической революции не случилось

Правда, несмотря на громкие заявления относительно значения нового маршрута, он пока не стал №1 для китайских отправителей, как об этом когда-то говорил бывший президент Грузии Михаил Саакашвили, закладывавший в ноябре 2007-го символическую капсулу и уверявший, что через БТК в Европу пойдут все грузы, которые на тот момент КНР везла через Россию.

© Wikimapia / CC BY-SA 3.0 (Железнодорожная станция Ахалкалаки-Грузовая, 2021 г.)
© Wikimapia / CC BY-SA 3.0 (Железнодорожная станция Ахалкалаки-Грузовая, 2021 г.)

И вопрос не только в том, что пропускная способность магистрали не позволяет пока перетянуть на себя даже большую часть грузов. Но и в цене. Через Каспийское море контейнеры переправляют на паромах, а это выходит довольно дорого. По затратам сопоставимо с перевозкой по Транссибу от Владивостока до Москвы. Да и в целом, инфраструктура на трассе БТК пока развита слабо. Но все это, как считают некоторые эксперты, поправимо. И путь через Азербайджан и Грузию со временем, действительно, может стать для КНР основным. Хотя Пекин в этом отношении готов сотрудничать со всеми.

Например, с января по июнь 2023-го из Китая в Европу через Россию прошло 8,6 тыс. рейсов туда и обратно и обработано более 936 тыс. TEU (единица измерения груза, равная объему 1х20-футового контейнера). В целом, объем перевозок через РФ со стороны Поднебесной в направлении Старого Света по сравнению с 2022-м в текущем году вырос примерно на 30%.

© pixabay.com
© pixabay.com

Что же касается железной дороги Баку – Тбилиси – Карс, то она для Москвы по своему интересна, особенно сегодня с перестроением логистических цепочек. К слову, в январе 2021-го первый контейнерный поезд из Турции в Россию частично прошел как раз по БТК. А за два года до этого Анкара, Баку и Москва договорились о строительстве ветки БТК с колеей 1520 мм вплоть до территории Турции. Правда с тех пор особых движений в этом направлении не последовало.