Найти в Дзене

«Случай в квадрате 36-80»: Ил-38 в роли «Ориона», побитый ради эффектной сцены Ту-16 и другие интересные факты о фильме

Оглавление

Фильм «Случай в квадрате 36-80» вышел на широкие экраны в 1982 году. Его главные герои – отважные летчики морской авиации ВМФ СССР, которые попадают в сложную ситуацию.

По сюжету в районе учений советского флота в северной Атлантике из-за проблем с реактором терпит бедствие американская атомная подводная лодка, на борту которой 16 ядерных крылатых ракет. Все они нацелены на реальные советские корабли и наземные объекты. Осложняет ситуацию то, что ракеты могут быть запущены «компьютером фирмы Хьюз» без вмешательства человека.

Постер фильма
Постер фильма

Спасательные силы США не могут быстро подойти в район бедствия, поэтому спасением ситуации решили заняться советские моряки: к подводной лодке направляется самолет со специалистами, которые помогут с ремонтом аварийного реактора.

Вот только топлива для выхода на точку им не хватит, поэтому их должен дозаправить воздушный танкер на базе Ту-16, которым как раз управляют наши главные герои: командир заправщика майор Геннадий Волк (Борис Щербаков), штурман Сергей Скиба (Михай Волонтир) и командир авиационного соединения генерал-майор Георгий Павлов (Анатолий Кузнецов), временно занявший кресло помощника командира корабля.

Специально для тех, кто не смотрел фильм или хочет освежить память, дальше сюжет раскрывать не буду. Но предупреждаю сразу, что из описания некоторых моментов можно понять части дальнейшего повествования.

Создатели, актеры и места съемок

Картина стала результатом труда уже сработавшейся команды из сценариста Евгения Месяцева, режиссера Михаила Туманишвили, оператора Бориса Бондаренко и композитора Виктора Бабушкина. За год до этого их стараниями появился на свет «Ответный ход». Кроме того, Месяцев, еще и был сценаристом легендарного фильма о ВДВ «В зоне особого внимания».

С упомянутыми выше фильмами «Случай в квадрате 36-80» никак не связан, поскольку Волонтир и Кузнецов играют совершенно других персонажей. Кстати, в небольшой роли морского офицера снялся еще и Михаил Чигарев, игравший эпизодические роли во «В зоне особого внимания» и в «Ответном ходе».

Михаил Чигарев в эпизодической роли
Михаил Чигарев в эпизодической роли

Кроме того, роль капитана Леонида Гремячкина, управлявшего самолетом-спасателем, исполнил еще один известный актер Александр Пашутин.

Александр Пашутин в роли капитана Гремячкина
Александр Пашутин в роли капитана Гремячкина

Американских офицеров традиционно для советского кино сыграли прибалтийские артисты. Самые известные из них – Ивар Калныньш (специалист по реактору Алан) и Витаутас Томкус (майор Армстронг).

При этом образ командующего американскими силами адмирала Ринка воплотил на экране не профессиональный актер, а эстонский художник и директор музея в городе Пярну Омар Вольмер.

Омар Вольмер в роли адмирала Ринка
Омар Вольмер в роли адмирала Ринка

Съемки проходили на аэродроме Остров-2 (Веретье) в Псковской области, а также на аэродроме Кача в Крыму, в кадре можно увидеть самолеты, вертолеты, корабли и другую технику Северного, Черноморского и Балтийского флотов.

Интересно, что чуть больше 10 лет спустя на аэродроме Веретье снимут легендарную сцену с коровой из «Особенностей национальной охоты». Правда там в кадре будут уже не Ту-16, а Ту-22М.

Далее перейдем к интересным моментам фильма, связанным с техникой.

Многоликий Ту-16

По сюжету, майор Волк командует экипажем топливозаправщика на базе Ту-16. При этом одна часть сцен снята в кабине Ту-16, а другая – внутри транспортного Ан-12.

Почему так было сделано? Скорее всего, киношникам не могли на требуемое время предоставить Ту-16, поэтому пришлось выкручиваться. Но могут быть и другие причины. Я не знаю точно, но подозреваю, что кабина Ан-12 может быть банально просторнее, что удобнее для съемок. При этом обычный зритель такую подмену в жизни не заметит.

Капитан Гремячкин также оказывается то в Ту-16, то в Ан-12.

Кстати, сцена взлета составлена из разных отрывков с разными самолетами: во время посадки в самолет на улице лежит снег, а при рулении уже вовсю цветет растительность.

Русский «Орион»

Один из самых интересных персонажей фильма – майор Армстронг, который сначала ведет с майором Волком дружескую беседу, а затем, беспрекословно исполняя приказ, старается помешать дозаправке самолета-спасателя.

«Орион» (точнее Ил-38 его изображающий) пытается помешать дозаправке. Очень крутая сцена, снятая вживую
«Орион» (точнее Ил-38 его изображающий) пытается помешать дозаправке. Очень крутая сцена, снятая вживую

Армстронг по сюжету управляет противолодочным и разведывательным самолетом Lockheed P-3 Orion, созданным на базе гражданского Lockheed Electra. Само собой, настоящего «Ориона» у создателей фильма не было, поэтому пришлось выкручиваться и перекрашивать под американца советский Ил-38.

Замена была весьма адекватной, поскольку Ил-38 имеет точно такое же назначение и тоже создан на базе турбовинтового гражданского авиалайнера (Ил-18).

Да и самолеты в принципе довольно похожи. Правда в одной из сцен заметно, что советские звезды на крыльях замазали весьма халтурно.

Советская звезда проступает из-под краски
Советская звезда проступает из-под краски

Кстати, в фильме не показана кабина Ил-38. Актеры, игравшие американских летчиков, снимались в кабине пассажирского Ту-134.

Прибалтийские «американцы» в кабине Ту-134
Прибалтийские «американцы» в кабине Ту-134

Спасатель

На подмогу американцам советское командование отправляет специалистов по ремонту реакторов, которых вместе с катером сбросят в районе бедствия на парашюте с еще одного Ту-16.

Спасательный комплекс «Фрегат» из самолета Ту-16С и катера реально существовал. Вот только для десантирования с людьми внутри он не был предназначен – это киношное допущение.

Катер сбрасывался на парашюте, а после приводнения выводился в нужный район по радио, как беспилотник. Вместимость катера составляла 15 человек.

В сцене дозаправки снимался не Ту-16С, а обычный бомбардировщик. Скорее всего, дозаправить реальный носитель «Фрегата» на камеру не получилось. Чтобы обосновать исчезновение катера, командир корабля перед дозаправкой приказывает убрать его в бомболюк. В реальности это было невозможно из-за внушительных размеров судна. Но кто же об этом знал в то время среди зрителей? Подозреваю, что единицы.

«Ëрш» и «Киев»

Роль американской подводной лодки в фильме сыграла советская атомная торпедная подводная лодка проекта 671 Ëрш. В сети есть сведения, что это была К-438. При этом сцена с командиром лодки, открывающим стрельбу, снята на другой ПЛ – дизельной подводной лодке Б-319 «Комсомолец Чувашии» проекта 641Б.

Штаб советских сил в фильме расположился на тяжелом авианесущем крейсере проекта 1143 «Киев». Его основной ударной силой были вертолеты Ка-25. Также авиагруппа включала штурмовики с вертикальным взлетом и посадкой Як-38. Именно их взлет показан в конце фильма.

ТАКР «Киев»
ТАКР «Киев»

Со штурмовиками связан очень заметный ляп. На них подвешивают блоки для запуска неуправляемых 57-мм ракет С-5. А взлетают самолеты уже с пустыми крыльями. Зато как красиво взлетают!

Жесткая посадка

Сцена жесткой посадки Ту-16 на заброшенную полосу получилась настолько натуралистичной, поскольку в ней использовали настоящий самолет. Для съемок на аэродром Кача (Крым) перегнали с соседнего аэродрома Гвардейское Ту-16, который планировался к списанию.

Экстремальную посадку, конечно, совершать не стали. Самолет запустили и под управлением опытного летчика он совершил несколько пробежек, снося препятствия на своем пути.

В итоге самолет получил повреждения крыльев и фюзеляжа. Но борт все равно шел на списание, поэтому ничего страшного не произошло.

Хотя «посадку» снимали на юге, пейзажи со скалами, которые видит экипаж перед посадкой, сняты отдельно в районе поселка Териберка Мурманской области.

На помощь экипажу Ту-16 в фильме вылетали спасательные группы на вертолетах. И это не обычные Ми-8, а морские Ми-14, умевшие садится на воду. Сейчас эти интересные вертолеты уже не стоят на вооружении авиации флота, хотя уже не раз появлялась информация о возможном возобновлении производства.

Спасательные группы стартуют с аэродрома
Спасательные группы стартуют с аэродрома

Кстати, сцену с самолётом, который сносит разный хлам при посадке, повторили спустя 20 с лишним лет в российском боевике «Личный номер». Только там тараном выступает не Ту-16, а Ил-76.

Новый самолет

В конце фильма майор Волк наконец-то пересаживается на новый самолёт. Для большей красоты его нарядили в высотно-компенсирующий костюм, а на голову надели защитный шлем.

Майор Волк в ВКК и ЗШ
Майор Волк в ВКК и ЗШ

При внимательном изучении можно понять, что герой Щербакова сидит в гражданском Ил-86.

Приборы выдают Ил-86
Приборы выдают Ил-86

Однако снаружи нам показывают Ту-95РЦ (я проверил, это точно не Ту-142).

А снаружи нам показывают Ту-95РЦ
А снаружи нам показывают Ту-95РЦ

К слову, Ту-95РЦ, конечно, новее, чем Ту-16, но новой машиной в начале 1980-х его назвать трудно. Впрочем, можно понять создателей фильма, которым реально новые на тот момент Ту-22М никто бы не дал поснимать в свое удовольствие . И тем более внутри. Ни высотно-компенсирующий костюм, ни ЗШ командиру дозвукового самолёта, летающего на высотах не более 10 км не нужен. Но опять же, не хочу осуждать создателей фильма, которые через использование ВКК показывали, что Волк пересел на действительно новую машину.

Послесловие

Фраза «сейчас такое не снимают» очень подходит фильму «Случай в квадрате 36-80». Трудно представить, чтобы для современного российского кино кто-то стал бы организовывать съемки дозаправки в воздухе да и еще с опасным сближением с третьим самолетом, который для фильма еще и специально перекрасили (это я про Ил-38, превращенный в «Орион»). И это лишь малая часть показанного в фильме.

Фрагмент сцены дозаправки
Фрагмент сцены дозаправки

Кстати, посмотрите эту сцену. Специально не стал ее расписывать, чтобы читатель мог заинтересоваться и пойти смотреть. Она того стоит.

Про актеров и говорить нечего. Все на высоте. Особенно экипаж заправщика. Среди них нет суперменов – это простые мужики, которые сначала шутят про закуску, а потом без тени сомнения готовы рискнуть всем, чтобы спасти других.

Экипаж майора Волка
Экипаж майора Волка

В фильме, конечно, много ляпов и несостыковок. Но критиковать не хочется совсем: тогда все снималось вживую, без компьютерной графики и с настоящими многотонными самолетами. Так что порой приходилось идти на компромиссы. И при всех сложностях у создателей получилось сделать отличный фильм, который и спустя 40 лет захватывает дух и вызывает гордость.

На этом на сегодня все. Ставьте пальцы вверх и подписывайтесь, чтобы не пропустить новые публикации. Также рекомендую прочитать мои материалы, посвященные фильмам «Ответный ход» и «В зоне особого внимания». Ссылки ниже.