Найти в Дзене
Рисую в 50

Волшебная сила искусства. Этого китайского мастера называют кудесником акварели

Впервые увидев произведения, принадлежащие его кисти, возглавлявший Английское королевское общество акварелистов Лесли Уорт признался, что прежде и подумать не мог, что в Китае есть художники такого высочайшего уровня. «Его работы свежи и элегантны. Они представляют собой идеальное сочетание техники и таланта. Каждая картина — это лирика», — так отозвался Уорт о творчестве своего азиатского коллеги, которого на родине почитают как настоящего волшебника и непревзойдённого мастера акварели.

Гуань Вэйсин родился в уезде Дуньхуа провинции Цзилинь в 1940 году. Его талант был так неоспорим и ярок, что сразу был оценен по достоинству преподавателями Луксунской Академии изящных искусств в Шеньяне. Уже на первом курсе юношу взял под крыло румынский профессор, который принял молодое дарование в свой класс масляной живописи. Этим иностранец, к слову, нарушил принятые в Академии правила, настолько выделив одного из студентов и перекроив под него программу обучения.

В 1962 году Гуань Вэйсин получил степень магистра живописи. Он занялся акварелью и добился в ней виртуозного мастерства. Специалисты отмечают его свободный, лёгкий, жизнерадостный стиль, точность формы, элегантность палитры и непревзойдённое умение передавать настроение и характеры персонажей. Работы мастера экспонировались не только по всей Азии, но и побывали в Европе и Америке, где собрали множество хвалебных отзывов критиков и заслужили искреннюю любовь благодарной публики.

Несмотря на восторженный приём, который повсюду встречают его картины, сам Гуань Вэйсин отличается редкой скромностью, присущей только большим талантам. Он всю жизнь совершенствует своё мастерство, считая, что ещё недостаточно знает акварель, возможности которой поистине неисчерпаемы.

«Искусство — это жизнь, — убеждён китайский мастер. — Люди не могут без него ни единого мгновения. Живопись, кроме выражения темы произведения, это прежде всего отражение самого художника, характер которого сразу же виден в его работах. Если чувства правдивы, то и работа будет правдива. Если же в них нет правды — это сразу же отражается ложью в работе. Если художник творит искренне, его работа будет глубока, если он делает это безразлично, она будет безвкусна. Поэтому настоящая работа в акварели — удел смелых. Я хотел бы доказать всему миру, что определение акварели как приятного времяпровождения, подобного составлению букетов, по отношению к ней несправедливо. Я хочу исследовать все её творческие и экспериментальные возможности. И если бы я смог полностью справиться с необычайно выразительной силой акварели, я бы добавил ещё один интересный цветок к саду, имя которому — искусство».

Произведения художника, такие как «Святая мать в мире», «Осенние забавы», «Старый крестьянин из Шанбэя», «Первый взгляд на мир», «Юность», «Страж» и «Девушка в парадном костюме» принесли ему заслуженную известность и вывели в первую десятку акварелистов мира.

Так, например, творчество китайского мастера было очень высоко оценено в США, где одна из его картин, «Первый снег», завоевала золотую медаль, а другая, «Друзья», получила награду на 126-й ежегодной Международной выставке акварелей. Книга «Воспоминания о Пекине: истории южной стороны», в которую вошли более 80 его работ, получала международные премии за лучшую иллюстрацию в 1992, 1993 и 1994 годах. В октябре 1998 года в столице КНР состоялась персональная выставка художника, которая, по выражению журналистов, «не имела себе равных» и вызвала небывалый интерес зрителей.

В Поднебесной, которая последние десятилетия славится своим подходом к обучению акварельной технике и тем, что регулярно удивляет мир своими новыми дарованиями, соотечественника именуют «величайшим мастером» и считают, что никто из нынешних китайских художников пока не может его превзойти.

Среди огромного количества его поклонников есть те, которые всерьёз считают кисти акварелиста волшебными, и даже всеми правдами и неправдами пытаются ими завладеть, как фанаты какой-нибудь знаменитости одержимы желанием получить любую вещь, принадлежащую их кумиру. Например, во время визита в Тунис, где была организована выставка китайского изобразительного искусства, пропали несколько кистей художника. Впрочем, сам мастер отнёсся к инциденту с юмором и позже много раз с улыбкой рассказывал эту историю.

За свой невероятный талант Гуань Вэйсин обласкан не только вниманием публики, но и властями. На родине о нём неоднократно снимались телепередачи, его приглашали читать лекции в Академии художеств. Он является директором Китайской ассоциации изящных искусств, вице-президентом ассоциации акварелистов страны, членом жюри Национальной выставки акварелей и обладателем титула мастера изобразительного искусства Китая.

Несмотря на то, что мастер работает в разных жанрах, наибольшей выразительности он добивается в портретах. Детство, юность, зрелость, старость — у каждого возраста есть свои особенности, преимущества, эмоции и краски... Но находятся ли его герои в начале пути или уже встречают свой закат, все они несут в себе заряд оптимизма. Какой бы трудной ни была их судьба, они счастливы от того, что просто живут. Мгновения, остановленные художником, красноречиво об этом свидетельствуют.

-8

Для одной из своих самых известных работ, «Сельчане смотрят оперу», художник выбрал большой формат (2 на 1,3 метра). На картине изображены десятки простых и деревенских жителей разного возраста. Гуань Вэйсин виртуозно смог передать настроение крестьян, их характеры и эмоции, которые можно прочесть по оживлённым, радостным, удивлённым и восхищённым лицам.

«Сельчане смотрят оперу»
«Сельчане смотрят оперу»

В 2005 году галерея Ambleside пригласила китайского художника провести персональную выставку в США. Его работы многих посетителей растрогали до слёз. За свою картину «Старик» Гуань Вэйсин тогда был удостоен почётной премии и звания члена Американского общества акварелистов.

«Нет ничего необычного в том, что человек может прослезиться перед произведением искусства, — считает Гуань Вэйсин. — Но когда я вижу слёзы у людей, остановившихся перед моей работой, даже если они отличаются от меня по национальности и расе, они становится моими лучшими друзьями. Я вижу, что они понимают язык, которым написаны мои картины, и тогда дистанция, разделяющая нас, исчезает. Я бы хотел, чтобы меня помнили именно как художника, ставшего лучшим другом людям, которым понравились мои картины. Надеюсь, они поймут, что я пишу акварелью, изливая на свои картины светлую любовь, свои самые искренние чувства и всю свою жизнь. Постарайтесь увидеть в моих работах то, как я люблю этот воздух, этот свет, эту землю и всё человечество».

«Гуань Вэйсин не принадлежит Китаю или Америке. Его искусство принадлежит всему миру», — такую запись оставил в книге отзывов один из посетителей.

К этим словам можно только присоединиться.