Сегодня мы отправимся на самый настоящий остров, где люди отрезаны от мира и здесь закрылось все, что только возможно… Местные жители тут выживают как могут. Здесь давно нет ни колхоза, ни магазинов, ни медицины, а гробы тут переправляют через реку. Мы специально поехали в сильные морозы, чтобы суметь перейти через реку и передать продукты старикам. Что из этого вышло — читайте в этой серии. Приятного чтения!
Официально население деревни Кричина, куда мы отправились, составляет 4 чел. на 2020 год. Местные жители винят в своих проблемах национальный парк Угра. В 1997 г. произошло образование национального парка. В отличие от других населенных пунктов, расположенных на территории парка, деревня Кричина в итоговом документе не значилась, о ней просто забыли. И мы решили отправиться к одному из её жителей Виктору, чтобы спросить, как ему удается выживать в таких условиях.
Не забывай листать фото, в одной галерее попадается несколько изображений! ->
Спустя 8 часов дороги мы подъезжаем к берегу, где нас уже ждет Виктор. Мы ему привезли продуктов первой необходимости, чему он очень обрадовался.
Прежде всего, мы поинтересовались, будут ли все же строить мост, ведь деревня отрезана рекой, и местным жителям приходится переходить реку зимой, а летом переплывать её на хлипкой лодочке. На что Виктор ответил, что скорее всего нет, так как тут 5 домов всего.
Мы все же подошли к замерзшей реке, и Виктор спросил:
- Ну что, кто желающий первым перейти по льду реку?
Ощущения были, мягко говоря, страшные, мы шли по тонкому льду, зная, что в некоторых местах можно провалиться. Временами лед скрипел, и Виктор направлял нас на определенные участки реки, маршрут которой знал только он.
Тем временем я решил поинтересоваться у него, трудоустроен ли он как лодочник.
-Ну да, они меня устроили, сейчас покажу лодку, на которой, знаете, самому страшново-то плавать. Отдали такие деньги! 140 тысяч, сейчас покажу это вообще… когда такую можно купить на простом рынке за 40 тысяч! Вот она, купили пластмассину. В это лодку заходишь, и она буквально рассчитана на 2х человек, поэтому она не устойчивая. А здесь много пенсионеров, бабушки, которые здесь всю жизнь прожили, как говорится. Никак на ней не переедешь. Она ведь прогулочная - на прудах кататься.
В это время один человек из моей команды зашел не на тот участок льда и чуть не провалился. Виктор тут же это увидел и крикнул ему:
- Учти если там провалишься, там тебя никто не найдёт, даже водолазники.
- Тут же течение сильное? - спросил я.
- Да, у нас в Клюксах рыбак посидел и провалился, нашли только к концу лета и то одни кости остались, опознали только по часам. Уносит тут же.
Спустя некоторое время мы все же преодолели замерзшую реку и Виктор позвал нас к себе в гости.
Пока мы шли я продолжил разговор с ним:
- У вас тут прямо другой мир!
- Да мы живем на острове, так как со всех сторон обрезаны речками, там Решонка течёт, там Выть.
Мы подошли к дому Виктора, и я увидел УАЗик, и также вторую разбитую машину, видимо - как донор для запчастей. Виктор открыл нам сарай, и там стоял ЗИЛ. Показывая на ЗИЛ, он сказал, что ему за 6 мешков картошки его отдали!
- А вы по деревне на ней ездите? - я спросил
- Я раньше на ней ездил, сено возил. Она рабочая, если что.
- Но не заводится?
- Заводилась с ручки.
Наконец, мы добрались и зашли в дом Виктора, он нам предложил горячего чая, и мы продолжили разговор:
- Про нашу деревню на Госдуме говорили, - Виктор продолжает - Зюганов, даже выступил, говорит, писали ему, что деревня есть отрезанная, центр России, но бесполезно. И был запрос в сельский совет про нашу деревню, и он дал справку, о том что в деревне Кричина находится всего 1 дом и тот не жилой.
- То есть это вымершая деревня?
- Да.
- Притом то, что здесь 100 домов!
- 46 домов, а летом тут бывает человек под 300, детей больше сотни.
- Подсчитали что вымершие все?
- Да, я Тамаре Ивановне говорю, как так вы дали справку в Законодательном собрании, что тут нет людей? Она отвечает - «Я перепутала Кричину с Криушей». И из-за этого перепутала, из-за этой бумажки нас не существует здесь.
- То есть вы призраки здесь?
- Да мы призраки здесь, это смех.
- По бумагам вас не существует здесь?
- Да, если по бумагам, нас не существует здесь.
Мы решили немного прогуляться по острову-деревне и создалось полное впечатление того, что попадёшь в какое-то остановившееся советское время. Старые заброшенные магазины, колхоз, тракторы и самая различная брошенная техника.
Мы подошли к самому центру деревни и обнаружили магазин, под названием «Кооп», товары повседневного спроса, это наверное от первых кооперативов, которые стали появляться в Советском союзе ещё в перестройку, это такие первые шаги были к частному предпринимательству, бизнесу, частной собственности.
Далее мы обнаружили сарай, где хранились многочисленные консервы, и все-таки как безумно интересно гулять по деревне, понять быт местных жителей, ведь они фактически живут в изоляции от мира, как они вообще выживают в таких условиях и как банально они запасаются едой? И сколько еды нужно запастись, чтобы пережить ту же самую изоляцию, когда невозможно перейти с одного берега на другой.
Виктор тем временем показал на чей-то дом:
- У человека провалилась крыша, он крышу поменял и подремонтировал, потом приезжают к нему и спрашивают на каком основании ты крышу поменял?
- Сюда специально инспекция приезжала?
- Да, начальник Угрельского лесхоза. Хозяин дома спрашивает, что крыша провалилась и я не могу её починить? Ему отвечают - «Нет, вы даже не имеете права забор поставить без нашего разрешения». Но если это национальный парк, обеспечьте к нам проезд, мы говорим. Они отвечают, что это не наши проблемы. Ладно, я стал искать документы, у меня писанина есть, аж с президентом Путиным. Я все же нашёл их устав, и говорю, «вы обязаны обеспечить бесплатно правами раз в 3 года по 50 кубов леса для строительства, а вы даже нам не даёте ничего». Это даже не кошмар, это мрак.
Я пошел осмореть остров и создалось действительно ощущение, что попадаешь в какой-то другой мир, потому что на той стороне реки ещё ощущение цивилизации, дома новые, а тут как будто другая иная цивилизация брошенной местности.
Уже больше часа гуляя по деревне, мы обнаружили огромное количество различной техники. И почти вся техника была не на ходу. Я так понял, что это наследие от местного колхоза, потому что зачем тут машины, если можно везде дойти пешком. Вообще раньше тут был деревянный мост, через который и перебирались жители деревни и мост был настолько крепким, что через него ездили машины и трактора.
Но впечатление от деревни на острове были не по себе, так как тут не видишь ни одного следа вокруг, и лишь какие-то одинокие печальные домики в опустившемся полумраке. И ощущения будто кто-то вышел из этих домов на 5 секунд.
Затем прогулявшись немного по острову, мы вернулись в дом к Виктору и продолжили разговор:
- Я тут в прошлом году проболел чуть не сдох, - продолжает Виктор - погрипповал, ни таблеток, ничего. После долгих уговоров уже и в Минздрав звонил, и они приехали, перешли через речку. А так их не заставишь, не едут. Привозите больного сюда. У нас бабулька, у Сереги Зубаткина мать, умерла зимой, за речкой зимовал гроб.
- Я видел, как гробы чуть ли не перевозят через речку, это действительно так?
- А как человека переправишь? На салазках. А тут ещё умерла как раз, ни перехода, ничего. От берега постелили доски и тащили.
- А нашли её сразу?
- Её нашли соседи и пошли вещи забирать и нашли там деньги в сундуке и плюс 4 ящика водки.
- Зимой получается только через лед?
- Да, только через лед.
- А если речка тает?
- Продукты на месяц закупаешь и все, ну минимум хлеба закупаешь, есть сухари, я их курам даю, сам сушу, закупаюсь заранее, пенсию получил заранее и всё.
- А официально тут 4 человека живет правильно?
- Вот в данный момент находятся здесь 6 человек, я, Серёга, Сашка, Ольга его жена и Ольгина мать.
- Вы тут как отшельник живете?
- Да, мы так и называем себя отшельниками. Давайте лучше я вам пасеку свою покажу!
- Вы получается пчеловод?
- Отец мой, и прадед все пчеловоды.
Я тем временем увидел местного жителя и решил к нему подойти, чтобы задать пару вопросов:
- Здравствуйте, а мы фильм снимаем, как вам тут живётся?
- Живем потихоньку
- Но вы тут как отшельники живете?
- Выходит так, жить можно, только осторожно, особенно чтобы перейти речку.
- Вы тут с самого рождения живёте?
- Да, я тут всех похоронил уже, и остался один
- Как вы считаете мост сделают?
- Делают уже 15 лет.
Затем я вернулся в дом к Виктору и решил поинтересоваться насчет истории деревни на острове:
- Здесь до войны было 260 домов, был отдельный колхоз, была конюшня, ферма, овчарни были
- То есть жило около 500 человек?
- Здесь люди на полях несколько гектаров выращивали помидоров, даже я помню, а после войны тут все сгорело при бомбежке, и потихоньку все начали разъезжаться.
- Вы тут родились получается?
- Да, я тут родился, и дети мои - сын и дочь
- Помогают? Приезжают к вам?
- Редко, редко.
- Работаете где-то?
- Нет, я на пенсии в 16 тысяч.
- А работали кем?
- В милиции участковым. Но потом попросили, просто сказали или хочешь, чтобы мы тебя уволили или лучше сам, уходи и вот пришлось уволиться.
Мы попросили Виктора показать нам свой дом, и он привел нас в свою комнату показать компьютер:
- Вам можно в принципе ноутбук подарить?
- Да, без вопросов, согласен, всеми руками и ногами за!
- Вот это да, безымянная шайтан машина, вообще не видел такое.
- У вас даже мышка игровая и танки скачены?
- Да, я в танки люблю резаться
- Ого, метро 2033, а зачем вам метро 2033, если тут вокруг такое метро 2033, тут можно также выйти погулять!
Когда вечер уже подходил к концу, я решил спросить:
- А у вас какая мечта?
- Мост чтобы был, чтобы проехать сюда можно было, не бросать просто так машину свою, а приехать до дома и поставить её, привезти что-то.
- А сейчас про вашу проблему по телевизору ничего не говорят?
- Ничего, тишина, они обещали все приехать, проконтролировать, заехать в администрацию района и тишина.
- У вас последняя надежда на интернет?
- Да, да…
Еще я об этом месте снял ролик. Предлагаю с ним ознакомиться.
В конце, когда мы прощались Виктор, подарил нам большую банку настоящего меда, который он собрал лично на своей пасеке. И, знаете, я много поездил по стране и таких историй услышал огромное множество… где-то вся жизнь зависит от железной дороги, либо вот как здесь от речки. В таких местах, все жители как близкие родственники, всегда друг друга выручат и помогут. А потому что по-другому выжить просто невозможно. И не смотря на очевидные трудности жизни, люди там все равно кажутся дружелюбнее, свободнее и счастливее, чем обычный городской житель. А вы что думаете об этом?
Спасибо, что прочитали мой пост, не забудьте поставить лайк и ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ
Предлагаю ознакомиться со следующими моими статьями по данной теме: