Следующим тяжелым этапом жизни Сталина было вовлечение в дело Тифлисской экспроприации.
Это дело до того опутано различными хитросплетениями, что над ним ломали голову царские сыщики, партийные боевики, журналисты да и просто обыватели.
Его организаторами считают Ленина, Сталина, Красина и Камо. Начет последнего я как автор уверен на 100 %. Но вот дальше до Ленина уверенность убывает.
Деньги партии были нужны. После того как застрелился главный спонсор большевиков Савва Морозов денежный поток иссяк. Савва был посредником между богатыми купцами-старообрядцами и большевиками. Первые имели к самодержавию давние счеты и спонсировали революцию. Морозов передавал средства общака старообрядцев Красину.
- Сами подумайте, сколько приставало к рукам обоих?
Между прочим, Красин и Троцкий были на дружеской ноге друг с другом. Так Красин помогал Троцкому получить документы для пребывания в России. Также помогал с конспиративными квартирами. Об этом я узнал на канале единомышленника и вдохновителя нашего общего цикла "Немного историк".
Ленин, Красин и Сталин заняты на V съезде РСДРП в Лондоне. На нем большевики окончательно отмежевались от меньшевиков. Съезд закончился 1 июня 1907 года.
А 26 июня состоялась Тифлисская экспроприация. У вышеуказанных товарищей не было бы времени доехать и организовать ограбление.
Как бы там не было, но исполнитель ограбления Камо захватил примерно 341 тыс. руб., что составляет около 3,4 миллиона долларов по курсу 2008 года.
И пришел с этими деньгами к Сталину. Тому ничего не оставалось делать как взять их. Камо арестовали, деньги переправили Ленину. И тут оказалось, что в основном это 500 рублевые купюры. Их номера известны и при попытке это сделать арестовали нескольких большевиков.
Как автор, попытался понять и пришел к выводу, что ограбление банка произошло по инициативе Камо. Скорее всего, еще до V съезда он получил указание Красина организовать ограбление. И не смог удержаться, когда получил наколку на то, что везут деньги. К тому же при аресте у него нашли еще детонаторы для бомб, которые он хотел использовать при ограблении банка.
Таким образом, Сталин попал под плотный контроль не только спецслужб, но и полиции. А агентура полиции часто работает оперативнее, чем агентура спецуры. Тайная полиция обычно не активизирует деятельность, пока есть вариант завербовать, а не просто арестовать революционера. А вот полиции нужны "палки". И Сталин почувствовал, что теперь его легкая жизнь закончилась.
Впереди светило то, что ему больше всего не нравилось - вместо чтения книг и общения с приятными людьми надо было встретиться с государственной репрессивной машиной.
Его состояние можно охарактеризовать следующим его стихотворением:
Когда беглец, врагом гонимый,
Вновь попадёт в свой скорбный край,
Когда, кромешной тьмой томимый,
Увидит солнце невзначай, –
Тогда гнетущей душу тучи
Развеют сумрачный покров,
Надежда голосом могучим
Мне сердце пробуждает вновь.
Стремится ввысь душа поэта,
И сердце бьётся неспроста:
Я знаю, что надежда эта
Благословенна и чиста!