Найти в Дзене
Это грибы!

Сентябрь в Засеках: спешите слушать тишину!

Оглавление
Грибной мир разрывается от эмоций. Опята! Подосиновики! Опята! Опята! Подо... опята!!! Люди косят, люди рубят; утром в лес на целый день, вечером на кухне до первых петухов. Таков путь. А я сижу в деревне у безнадежно сухого леса, молча улыбаюсь в ответ на все соблазны и слушаю грибную тишину.

Только что из леса. В корзине - немного рыжиков, много крепких ароматных шампиньонов, парочка зонтиков, пригоршня серых лисичек... Это - на сковородку. Матёрые паутинники триумфальные, тощие рядовки желто-бурые, несколько тщедушных чернушек - это на потом. Ну и полная матрица всяких любопытных фото.

Ни одного опёнка, груздя, подосиновика; ни единого гриба, почитаемых народом за ценные. (Рыжики - и те еловые, невзрачные, хрупкие). А ощущение - будто привёз домой полный багажник опят, и при том их не надо перерабатывать. Вернулся с победой! Ну, как будто. А всё почему? Потому что не отвлекался на самые грубые раздражители. Их у нас, раздражителей, просто не выросло. Говорю ж - сухая осень...

Это маленькое исключение. Опят у нас нет (фото И.Лебединского)
Это маленькое исключение. Опят у нас нет (фото И.Лебединского)

Солнечные дни и долгие холодные ночи, вытягивающие из лесной подстилки остатки влаги - вот какова типичная осень в наших краях. Западнее, севернее - всё с влажностью и грубыми грибными раздражителями нормально. Тачки подосиновиков, телеги опят. А у нас норма - вот это.

И знаете что? Меня устраивает. Распробовал я с годами грибную тишину.

1. Кто тут суши не боится?

Грибы, как известно, реагируют на недостаток влаги (и на сухое ночное охлаждение, что ещё более важно) сильно по-разному. Причем вот так, на общих основаниях, спрогнозировать эту реакцию не так-то просто.

Который год убеждаюсь: красные красавцы-мухоморы не просто равнодушны к подобным условиям: они их любят. Самое яркое украшение сухого сентябрьского леса. И количество, и качество - на высочайшем уровне. Где-то считается, что красный мухомор - верный спутник белого, но только не у нас. Здесь, когда говорят мухоморы, белые смолкают.

Ценит такую погоду и паутинник триумфальный (Cortinarius triumphans). Немного его пока, но это лишь потому, что объективно рано. Хороши малыши: плотные, пузатые. В самый раз. Набрал, баночку замариную.

Триумфальный на месте, а его сообщника, паутинника обыкновенного (Cortinarius trivialis) нет как нет. Вроде похож, а сырость любит.

Очень много белой рядовки; собственно, белая она лишь номинально: отвратительный запах выдаёт в ней рядовку частопластинчатую (Tricholoma stiparophyllum). Да и не такая уж она белая: шляпки скорее серовато-кремовые.

А вот эти крупные грибы, присоседившиеся к назойливым вонючкам, дело другое. Вроде и похожи, тоже явно рядовки... А не то. И близко не то. Растут иначе, будто в гнезде, нога целиком под землёй; на ощупь очень упругие, налитые подземельной силой, как серые штриховатые рядовки (один к одному впечатление). Запах - приятный, мучнисто-огуречный. Ну добрый вечер - это же рядовка голубиная (Tricholoma columbetta)! Впервые её тут вижу. И пускай грибница пока одна - чувствуют себя они прекрасно. Так что, может, разведутся ещё?..

Признаться, взять голубиную не решился - уверен на 90% в правильности определения, но... белые рядовки есть белые рядовки. "Знать и строго соблюдать".

2. Кушать подано-с!

Практическая цель короткого похода - нарезать еловых рыжиков к обеду. На большее не замахивались. Увы, и этого оказалось много: рыжики редкие, тоненькие. Да и крепко уже кем-то порезанные. Резал и расшвыривал, резал и расшвыривал...

Зато на краю рыжикового ельника нашлась пара внушительных шампиньоновых семей. Лучший шампиньон из местных я так и не научился определять: очень мясистый, толстоногий, развивается в недрах хвойной подстилки, словно еловый белый. На срезе бурно краснеет, запах слабый, неопределенный. Провижу в сем шампиньон луговой (Agaricus campestris), но это неточно. Зато вкусно!

Вторую семью опознать удалось легко - самый простой наш вид. Шампиньон лесной, "благуша" - Agaricus silvaticus. Гриб вполне заурядный, но вырастающий у нас - в одном конкретном месте - до огромных размеров. Гигантские лесные шампиньоны растут вперемешку с исполинскими луговыми.

Может, с местом что-то не так? Но вкусно же, вкусно... нажарили, смешали с макаронами, и пока суд да дело - опустела сковорода.

3. Редкости и странности

Каюсь - прогулялись немного по местам опёночной славы. (А что? Мы тоже в конечном счете люди). Никаких опят не нашли - лишь один пень с древними срезами. Похоже, небольшой слой закончился 7-10 дней назад, когда тут ещё бушевала лосиная муха. Не ходил в ту декаду в лес и нисколько о том не жалею. А кто-то ходил... и тоже, судя по густоте срезов, не пожалел. Что ж, каждому своё

Не пошел бы за опятами - не встретился бы с этим. Странный оранжево-розовый гриб (и пластинки розовые, и мякоть розовая) робко выглядывал из-за валежного дерева. Любой прошел бы мимо, а меня что-то зацепило: отснял во всех ракурсах, буду определять. Вот чую: что-то неординарное нашёл. И запах необычный: грибной с цитрусовыми нотками. (Правда, жена говорит, что это мне кажется из-за цвета, но "то такое").

А вот это - не такая уж и редкость, зато какой эффект! На стволе живого дуба - огромный сросток грибов-лопухов. Климакадон северный, Climacodon septentrionalis, резидент не одной региональной Красной Книги. Глядя на такое развесистое аппетитное чудо, становится даже как-то жаль, что его не едят. С другой стороны - Красная Книга...

Шампиньоны на жаркое, паутинники для маринада, парочка редких грибов просто для интереса... и как-то это мне показалось мало. Не подарит ли лес что-нибудь ещё?..

Проверил старую знакомую грибницу на выходе из леса. Рассказываю жене так: грибы те, мол, очень удачно скрываются. Смотри на них в упор - ну ворох серых листьев и всё. Не увидишь, если не знаешь точно, что искать. Как вот, например...

Небольшая кучка листьев, на которую я смотрел, произнося свой монолог, обернулась грибами. Серые лисички (Cantharellus cinereus) во плоти! Сработала грибница-то. Года четыре их не видел, хотя осматривал памятную точку всякий раз, когда входил в этот лес...

Совсем недавно упоминал о серой лисичке как о чём-то прекрасном и недостижимом. И вот как всё повернулось...

А мораль простая: всё это великолепие так или иначе всегда с нами, на протяжении всего сезона. Только обычно его не видно и не слышно. Не разобрать тихие голоса за лопотанием опят, не разглядеть невзрачные шляпки за ослепительным блеском подосиновиков...

Пора, пожалуй, и домой - отчет сам себя не напишет (фото И.Лебединского)
Пора, пожалуй, и домой - отчет сам себя не напишет (фото И.Лебединского)

В общем, всё у нас хорошо. А потом, может, и грибы будут. Или нет.