Фильм Are You There God? It's Me, Margaret (”Ты тут, Господи? Это я, Маргарет”) точно станет одним из главных событий года в детском кино. Точнее так - в кино о детях. Потому что есть картины, рассчитанные на маленького зрителя, с соответствующим сюжетом, режиссурой и игрой актеров - “Приключения желтого чемоданчика” какие-нибудь или многочисленные семейные комедии про зверюшек, которые нравятся дошкольникам, но уже в подростковом возрасте смотреть невозможно. А есть произведения вполне взрослые по проблематике, но их герои еще школьники.
У нас второй случай. Маргарет-Энн в начале фильма 11 лет. Как раз тот возраст, когда в организме девочки происходят перемены. Пусть психологически она еще несколько лет будет ребенком, но это начало превращения в женщину: растет грудь, появляются месячные. В основе фильма лежит одноименная книга Джуди Блум, вышедшая еще в 1970 году. Тогда же и действие происходит - мы слышим практически свежий на тот момент хит Venus (She's got it. Yeah, baby, she's got it).
Я помню время, когда взрослым женщинам нужно было в рекламе разъяснять, что такое тампон (в социалистическом обществе не допускалось мысли, что промышленность должна удовлетворять базовые человеческие потребности, поэтому россиянкам с помощью анимации по телевизору показывали, как льется синяя жидкость). А тут 70-е годы. Далеко не в каждой семье девочка может поговорить с матерью по душам. Так что роман Блум получил огромную популярность в Штатах. Журнал Time включил его в список 100 лучших книг для подростков. Не знаю, что там в оставшихся 99, но “Маргарет” заслужила.
Героиня и ее одноклассницы обсуждают, как они будут целоваться, рассматривают стащенный у отца Playboy и делают специальные упражнения для роста груди, приговаривая: “Пора, пора иметь мне буфера”. Ладно, они, конечно, твердят: I must, I must increase my bust. Но надо ж было как-то перевести.
У девочки замечательные родители, ее мама - просто золото. Но иногда даже с ней она не решается обсудить то, что тревожит. Поэтому Маргарет периодически обращается к Богу - отсюда и название. В кино такой прием разговора с невидимым собеседником часто используют для раскрытия душевного мира персонажа. В качестве примеров - “дорогой дневник...” или “разлюбезная Катерина Матвеевна...”.
При этом в Бога Маргарет не верит, ей просто нужно выговориться. А вот старшие поколения ее семьи пытаются затащить школьницу в свою религию. Но девочка не хочет быть ни иудейкой, ни христианкой. Она хочет быть собой. Очень важная мысль именно сегодня, когда религиозные деятели явно не довольствуются ролью духовного наставничества, а рвутся контролировать все сферы жизни.