Некий фонд помощи бездомным животным однажды обратился ко мне с просьбой о проведении прямого эфира. Темой должно было стать информирование жителей городов, в чьих дворах живут собаки, отпущенные в среду обитания по программе ОСВВ (отлов, стерилизация, вакцинация, возврат). Жители были негативно настроены к таким собакам, опасаясь их агрессии. А целью эфира должно было стать объяснение, как себя с такими собаками вести и почему не стоит бояться нападений. В фонде хотели, скажем так, освободить людей, которые находятся «в плену своих страхов». Я обычно не отказываю фондам, но в этот раз отказала. Расскажу сегодня, почему.
Вообще бездомная собака — это понятие-парадокс. Вид наших меховых пирожочков называется canis familiaris. И домашнаяя — не значит «взять домой дикого волчонка и приручить», а значит пройти процесс доместикации, длящийся тысячи лет, и стать биологически домашним животным. Canis familiaris — не потому, что собака живет у нас дома, а потому что это название ее вида, определяющее, в том числе, биологические особенности. И они состоят в том, что этот хищный зверь не должен существовать иначе, кроме как под опекой человека. Именно человек отвечает за то, чтобы собака была безопасна для окружающих, обеспечивает ее базовые потребности и регулирует численность. В природе похожих механизмов для собаки не предусмотрено. Без опеки человека собака небезопасна, не имеет природной кормовой базы и размножается бесконтрольно.
Как коровы, свиньи и курицы, например, выведены, чтобы жить на фермах, а не в полях. В полях они быстро умрут. Собаки не всегда умирают, а иногда становятся париями (вторично одичавшими). Пария — это все еще собака домашняя, но уже без особой лояльности к человеку и с утраченными способностями мирно жить в семье с детьми и другими зверятами, ходить на дрессировочную площадку и радовать мамичку своими успехами в адаптации.
Что это значит на самом деле? Для корректности заменим термин «бездомные собаки» на термин «бродячие собаки», потому что псы без дома иногда все же живут под опекой человека, например, в приютах. А вот бродячие представляют собой явление, которого быть не должно по целому ряду причин. Собственно, по этим причинам я и отказалась участвовать в эфире для фонда, упомянутого в первом абзаце. И считаю важным разобрать их в своем блоге с точки зрения собачьего поведения, так как надеюсь, что эта информация поможет тем, кто, к сожалению, все еще сталкивается у себя в городах с бродячими собаками.
Главная причина — это небезопасность бродячих собак для окружающих. Будем честны, бродячие собаки — это, в основном, довольно крупные звери, имеющие в арсенале зубы, когти и быстроту реакции на триггеры. Сторонники программы ОСВВ настаивают на том, что «в среду обитания» выпускаются только неагрессивные животные. И я, как специалистка по поведению собак, категорически с этим не согласна. Дело в том, что неагрессивных собак не существует в природе. Более того, агрессия присуща всем животным, включая человека. Она просто инструмент эволюции, от которого никуда не деться.
Утверждения, что бродячие собаки из программы ОСВВ, неагрессивны, значат только одно — они не проявляли агрессию в момент, когда их тестировали. И тут я представляю себе, как тестируют мою бывшебездомную собаку Лидусю. Проверьте ее в ситуации стресса от отлова хоть вдоль и поперек — решение будет принято в ее пользу. Я уверена, что она не проявит никакой агрессии в этот момент. Значит ли это, что ее можно назвать неагрессивной собакой? Однозначно нет. Посмотрите хотя бы видео, где она работает защиту на площадке. Фигурант боялся к ней подходить даже в перерывах между сессиями: Лидуся хорошо запоминает, кто ей какое плохое зло сделал, и не дает спуску.
Это я все к тому, что нет и не может быть тестов на агрессию, потому что агрессивное поведение — это история про контекст, а не про вечный статус. Сегодня вы милы и перевели бабушку через дорогу, а завтра достали перцовый баллончик, чтобы защититься от гопников в темной подворотне. У собак история похожая. Сегодня вы здоровая и милая Лидуська, которая любит людей и виляет им при встрече всей собакой, а завтра вам понадобилось защитить свою помойку-кормилицу от проезжающего мимо малыша на самокате.
Или хуже того — у вас разболелась спина и от этого вы стали агрессивны ко всему, что движется. Потому что у собак от боли возрастает тревога и, так как они не способны понять природу боли и принять от нее таблеточки, естественной реакцией станет агрессия ко всему живому вокруг. Потому что, а вдруг это все живое виновато, что болит спина.
И нет, стерилизация собак не лишает их агрессии и не гарантирует, что агрессивное поведение не проявится. Других собак и людей собаки кусают не матками и тестикулами, а пастью с зубами, которая неслучайно всегда при них. Так что бродячие собаки с любым гормональным статусом могут и будут проявлять агрессию. И вот лишь несколько ситуаций, в которых это очень вероятно.
Защита кормовой базы. Если ваша добренькая соседка каждый день вываливает прокисший суп возле помойки для бедных голодных собачек, то это место скоро станет собачкиной собственностью, которую она станет защищать, если почувствует, что на нее кто-то претендует. Спросить словами она, конечно, никого не сможет, поэтому будет решать сама, в какой момент претенденты на ее помойку подошли слишком близко. Интересно, что к обитателям двора и кормившей соседке собака может быть лояльна всегда, а тем, кто пришел из другого двора, например, на поиски офиса озона, не поздоровится.
Ночная охота. Собачьи стаи, хоть и падальщики в основном, но иногда не прочь добыть себе и живую еду. Они охотятся, чаще всего, ночью, и дичью для них может стать кошка на самовыгуле, крыса, маленькая собака или слабый человек. Под слабым человеком я подразумеваю детей, пожилых людей или людей с ограниченными возможностями. Псы прекрасно понимают, на кого нападать безопаснее всего и с кем есть шанс справиться сообща. Ваша маленькая чихуахуа — тоже отличная дичь. Собаки, конечно, создания благородные, верные и преданные (нет), но не брезгуют каннибализмом. Понятно, что в этом смысле для них нет этических ограничений.
Болезнь. Собака, у которой что-то болит, как я уже писала выше, с высокой долей вероятности станет агрессивной. Довольно много моих клиентов с внезапно проявившейся агрессией к членам семьи или другим животным чудесным образом чинятся, когда им назначают хорошо подобранную терапию против боли. Какие тесты программы ОСВВ гарантируют на годы вперед, что у бродячей собаки никогда ничего не заболит и не вызовет всплеск агрессивного поведения? Примерно никакие. Кто будет лечить бродячую собаку от болезней любой этиологии? Примерно никто. Доброта поставщиков засохших корочек для бездомных собачек обычно этими корочками ограничивается и редко распространяется на то, чтобы отвезти ничью собаку к ветеринару и оплатить там космические счета за диагностику и лечение.
Страх. Некоторые напуганные собаки проявляют агрессию, чтобы себя защитить. В какой момент и чего испугается бродячая собака, мы тоже не можем предсказать, потому что никто не контролирует опыт, который она получает, живя на улице без человека. Однажды напугавший ее самокатчик может стать триггером на будущее, и вот уже она бросается на всех самокатчиков, имевших неосторожность проехаться мимо ее лежбища. Шумящий ребенок с палкой в руке тоже может быть очень страшным. Настолько, что захочется его, как минимум, прогнать со своей территории, а как максимум — напасть и искалечить.
И это далеко не все случаи, в которых мирная и добрая еще вчера бесхозная собачка может проявить агрессию. Не стоит это воспринимать как пассаж под названием «собаки непредсказуемые и их стоит бояться». Все эти ситуации можно предсказать и не допустить. Но только в том случае, если есть кому предсказывать. Другими словами, если у собаки есть собственный человек, который за ней присматривает, он отвечает за ее поведение по отношению к другим участникам городской жизни. Если такого человека у нее нет, очередное нападение будет выглядеть внезапным и непредсказуемым.
Так как я специалистка по поведению собак, в этой статье не буду подробно останавливаться на том, что бродячие животные переносят болезни, включая бешенство, от которого не спасет однократная вакцинация, предусмотренная в программе ОСВВ. Но остановлюсь на мифе о том, что все бродячие стаи — это результат выброшенных владельцами и заводчиками на улицу домашних собак. Абсолютное большинство бродячих стай сформировалось на улице. Это размножились такие же бродячие собаки, а не породистые бульдоги и бигли, которых кто-то выбросил. Собаки, жившие дома, с очень малой вероятностью пройдут уличный естественный отбор. Нашумевшие истории о поиске потерявшихся животных красноречиво свидетельствуют: если домашняя собака провела на улице неделю и не погибла, ей крупно повезло.
Домашние собаки не умеют выживать на улице, потому что не приспособлены к этому. Они попадают под машины и электрички, они травятся крысиным ядом и тонут в водоемах, они погибают от голода и холода. Заболевают и умирают без лечения, наконец. Или попадают в зубы бродячих стай, которые не рады чужой зверюшке на своей территории и не ждут ее с распростертыми объятиями, чтоб поделиться едой и местом для отдыха. Бродячие собаки десятилетиями проходят отбор для жизни на улице и практикуют умение приспосабливаться к среде без личного человека. У домашних нет такой школы жизни.
Часто в спорах на подобные темы мне рассказывают, что вот в Турции или в Грузии любят животных. Не то, что у нас. А посмотрите в Черногории — куча ласковых бездомных котиков и собачек приходят посидеть на коленках за ужином в ресторане. Ага, в этих странах тепло, поэтому меньше животных погибает от холода. Но не меньше — от болезней, паразитов и под колесами машин. Так что можно обратить внимание, что эти котики и собачки на курортах каждый год разные. Предыдущие погибают, а на их место заступает бесчисленное поколение их потомков, которым тоже суждено мучительно погибнуть в течение пары лет. Местные жители, «обожающие» животных, не берутся их лечить почему-то. А едой делиться — много усилий не нужно.
Куда же девать все это биологическое разнообразие, которое нам так жалко? У меня нет гуманного ответа на этот вопрос. Есть только опыт стран, в которых бродячих животных не наблюдается. И этот опыт предполагает регистрацию всех домашних зверей, чтобы они не теряли своих хозяев и находили, если вдруг потеряют. А также эвтаназию всех невостребованных животных, которых нельзя по каким-то причинам определить в семью. Ну и контроль за разведением, конечно.
А вечное содержание в приютах бездомных собак я не считаю гуманной альтернативой вышесказанному, потому что собаки биологически приспособлены только к одному способу жизни — под опекой собственного человека. Другое для них довольно мучительно, а для остальных обитателей экосистемы довольно небезопасно.
Да, есть самовыгульные собаки, которые оплодотворяют течных сук. И самовыгульные суки, щенков которых потом находят на помойке в коробках. Да и просто безграмотные владельцы, которые за радость материнства и за то, чтобы щенков раздать у метро или оставить в той же помоечной коробке. Но с этим нужно бороться с помощью введения регистрации всех домашних животных. А я за то, что, если хочешь помочь собаке — забери домой, води на поводке и, если надо, в наморднике, прививай, пристраивай или оставляй себе. Либо оплачивай передержку и корм, ветпроцедуры и обработку от паразитов. Просто вынести «покушать собачке» это не гуманность, это вклад в создание небезопасной обстановки на улицах городов.
Фото hebehelen, moskalenko.ma, marta.aprelevna, must._.love._.dogs, обработала Катерина Соловьева