Найти тему
Изучаю людей

Ребенок и стресс - когда дело приобретает опасный оборот

И прививка может вызвать задержку в речи, и любой стресс, и соматические заболевания, и даже прорезывание зубов... Подробнее про факторы риска мы говорили в предыдущей статье Продолжаем разговор про стрессы и прочие вредности. От всех вредностей и вообще воздействий окружающей среды оградить ребенка невозможно, да и само ограждение будет не менее пагубным. Наша задача - понимать как работают механизмы реагирования на неблагоприятные воздействия среды, понимать, когда стресс перестает быть просто стрессом, и становится чем-то большим. Ключ к пониманию этих процессов нам даёт знание об уровнях нервно-психического реагирования.

В. В. Ковалев выделяет следующие возрастные уровни нервно-психического реагирования у детей и подростков в ответ на различные вредности:

сомато-вегетативный (0—3 года);

психомоторный (4—10 лет);

аффективный (7— 12 лет);

эмоционально-идеаторный (12—16 лет).

Для каждого из этих уровней характерны свои преимущественные «возрастные» симптомы, давайте их рассмотрим.

Уровень первый, сомато-вегетативный. Маленькие дети - существа в большей степени телесные, чем душевные, и реагируют на стресс соответственно - они болеют. Нарушается сон, аппетит, расстраивается ЖКТ, возникает возбудимость, либо, наоборот, заторможенность.

Дети постарше на психомоторном уровне реагируют заиканием, тиками, психомоторным же возбуждением, гиперактивностью, лунатизмом и прочим, с моторикой связанным.

На аффективном уровне как реакция на стресс возникают страхи, агрессия и негативизм.

И, наконец, на последнем, эмоционально-идеаторном уровне проявляются свойственные подросткам известные состояния, такие как неадекватное оценивание собственного тела, анорексия, депрессии.

Откровенно говоря, у меня к В.В. Ковалеву и этой классификации есть некоторые вопросы. Например, психомоторный уровень реагирования, по мне, характерен и для детей более младшего возраста, так же как и последующие уровни. Лично я бы все их на два годика вперёд сдвинула, но это так, порассуждать. Эти уровни - хорошие маркеры того, что с ребенком происходит что-то не то.

Если пошел в детский сад и без перерыва болеет, забыл про горшок - вы уверены что это вирусы и адаптация? Вспоминаем про сомато-вегетативный уровень реагирования на стресс. Пошел в школу и стал трясти головой и пальцами без перерыва хрустеть - присмотритесь повнимательнее и снизьте нагрузку. Если этого не будет сделано, что дальше - а дальше регресс. Регресс и по уровням вниз - и если это случилось, это уже не колокольчик, а набат. И регресс психических функций. Распад речи, навыков самообслуживания, коммуникации. И та же зависимость. Если двухлетний ребенок в результате неблагоприятных воздействий среды замолчал, это неприятно, но поправимо. Если же он начал шататься и собирать углы, как полуторалетка - дело гораздо серьезнее, затронута более ранняя функция. Если школьник не хочет делать уроки, плачет и швыряется учебниками - он реагирует согласно своему уровню, а вот если начал заикаться... В общем, неплохая шпаргалочка для родителей эти уровни НПР. В свое время я сама в школе неплохо так по этим уровням сверху вниз прогулялась, от депрессии до тиков и психогенных приступов болей в животе, успешно имитирующих аппендицит... но никто не обратил внимание. Уж не знаю, можно ли считать регрессом мое скатывание с твердой пятерки на твердую тройку...

Автор Ольга Мордашова, логопед, психолог, АВА-специалист. Получить консультацию , приобрести вебинар или курс можно на сайте

Система речи

Пообщаться с автором - тут

Не только логопед. Ольга Мордашова

Найти специалиста или разместить предложение своих услуг тут

Лого- нейро- психо- вакансии