Найти тему
Изучаю людей

Откат в развитии - причины

Вызывают ли прививки задержку речи и откат в развитии? А прорезывание зубов? А частые ОРВИ? Сначала я расскажу о своем личном опыте. 

Моей старшей дочери было два года и три месяца, когда у нее родилась младшая сестра. Мамой я была самозабвенной, и старшая дочь была центром моей вселенной. Я давала ей максимальную свободу, но ее степень выбирала она. Я хоть и устанавливала режим, и определяла рацион и прочее, всегда старалась учитывать ее потребности, и если видела, что дочери сейчас надо съесть четвертое яйцо подряд, или спать сегодня со мной, а не в своей кроватке, всегда разрешала. В общем, полная идиллия и взаимопонимание. Совершенно прекрасная демократия, совершенно невозможная, как оказалось, когда детей больше чем один. 

Дочь в этой демократии росла ребенком абсолютно уравновешенным, вовремя осваивала навыки, начинала говорить, редко закатывала истерики и любила спокойные игры. Весь ее мир, в котором она была солнцем, вокруг которого вращались планеты, рухнул, когда мама вдруг исчезла на бесконечные три дня. Мама, которая укладывала спать, и без которой заснуть было совершенно невозможно. Дочь прожила эти три дня молча и почти без сна. Вытянулось личико, недоуменно таращились глазки. А когда мама наконец вернулась, и принесла с собой ЭТО, начался ад. 

Истерики с утра до вечера, страшные, до ультразвука. Распад навыка пользования горшком. Распад речи, само собой - дочь замолчала месяца на два. Самоповреждения - дочь съедала ногти до мяса и крови.

Свекровь, приехавшая помочь, добавляла масла в огонь своим набатным "ты старшая, ты должна". Кто старшая, этот клоп 90 см росту???? Я почувствовала что мы летим в бездну и с недельным младенцем и старшей уехала на дачу без удобств и помощи. Я была там совсем одна с малышами, зато никто никому не был должен. К концу лета ситуация выправилась, дочь опять начала говорить, пользоваться горшком, длительные совместные прогулки по безлюдным полям доставляли нам обоим массу удовольствия... Но я до сих пор не уверена, что последующие школьные проблемы дочери не лежат корнями в том стрессе свержения с трона в раннем детстве. 

Та самая старшая
Та самая старшая

И что же, не рожать, чтобы не травмировать? Нет конечно. Рожать, если вы этого хотите. А где упадет кирпич - вы никогда не угадаете. Своим опытом я хотела дать ответ на вопрос - в каких же случаях возможна задержка и откат в развитии у маленького ребенка, и ответ этот - в любых. Прививки - да. Зубы - да. Соматические заболевания - да. Семейные скандалы - да. Стрессы - да. Сенсорная депривация - да. Все те функции, которые молоды (речь, самообслуживание - пострадают первыми. Ходить двухлетка вряд ли перестанет, а говорить - запросто) Будет ли эта задержка инвалидизирующей? А зависит от времени стрессового воздействия и его силы. Если бы я переселила тогда свекровь с ее установками к нам на полгодика, кто-то отправился бы в дурку точно. Но я быстро прекратила воздействие. Прекратить воздействия младшей сестры одним своим присутствием я не могла, но постаралась постепенно показать дочери, что мир не рухнул, и она поняла. ОРВИ придет и уйдет, даже с температурой 40, даже вызвав откат, а вот какое-то другое тяжёлое соматическое заболевание может инвалидизировать и психически. Сама по себе прививка - воздействие разовое, даже если вызывает тяжёлую реакцию, но если она запускает в организме какие-то хронические процессы - речь идёт уже о воздействии, растянутом по времени. А о сенсорной депривации стоит поговорить отдельно.

В отличие от всех предыдущих упомянутых факторов, эта самая депривация всегда длительна. Если ребенок с иммунодефицитом проводит месяцы в стерильном боксе - он испытывает депривацию, и эта депривация вполне себе инвалидизирующая. Если его оборачивают в вату, любой предмет трижды кипятят, прежде чем дать в руки - он точно так же испытывает депривацию, и это надолго, ведь это стиль воспитания. Да, с возрастом кипятят меньше, но за ручку в длинных брючках водят до школы - он же падает и пачкается. Для того, чтобы воспитанием инвалидизировать, надо очень сильно постараться, впрочем в современном мире для этого все больше возможностей. Для того же, чтобы вызвать временную задержку, много усилий не нужно. Но эта вроде бы временная, вроде бы преодоленная - все равно как очаг хронического воспаления в организме. Вроде давно и нет ничего, ребенок как ребенок. Но почему он читать никак не научится, уже второй класс? Почему ошибки такие дикие?! 

Не от всех стрессовых воздействий этой жизни мы можем ребенка уберечь. Семьи распадаются и болезни случаются, а оборачивание в вату из-за страха болезни, оказывается, ещё более опасно, чем сама болезнь. Не можем уберечь, да и не нужно это, но внимательно следить должны. По-настоящему здоровую нервную систему стрессы и трудности только закалят, но вот беда - по пальцам пересчитать этих по-настоящему здоровых. Следим - не принимает ли ситуация опасный оборот. Как именно следим, на что обращаем внимание - расскажу в следующей статье, подписывайтесь. И если в жизни уже подросшего и вроде бы нормального ребенка был эпизод отката, распада уже сформированных навыков, либо задержка их формирования - держим руку на пульсе, наблюдаемся и проходим диагностику у профильных специалистов, осуществляем профилактику школьных трудностей. 

Автор - Ольга Мордашова , логопед, дефектолог, поведенческий специалист. Приобрести курс, вебинар, записаться на консультацию можно здесь

Система речи

Задать вопрос автору здесь

Не только логопед. Ольга Мордашова

Найти специалиста или разместить свое предложение - здесь

Лого- нейро- психо- вакансии