Гиппокампы — водяные кони в греческой и римской мифологии. У них конская морда и передние ноги, а вместо задних — рыбий или змеиный хвост. Некоторые античные авторы описывали перепончатые лапы у морских коней.
Это были крупные существа, которые почти никогда не поднимались на поверхность воды, потому что им не нужен воздух, а для питания достаточно кусочками кораллового рифа и другими морскими растениями. Их описывал Гомер в «Илиаде», два гиппокампа тянули колесницу Посейдона. По некоторым мифам на них ещё ездили нереиды.
Гиппокампы стали использоваться в геральдике и искусстве. Например, для обозначения городов или портов. А в 2013 году именем водной лошади назвали четырнадцатый спутник планеты Нептун. Это очень маленький спутник, предполагается даже, что Гиппокамп образовался из обломка соседнего небесного тела Протея.
В Петербурге гиппокампы украшают несколько мостов и Ростральные колонны. Например, Благовещенский мост или старый Николаевский мост. Николаевский мост строился в 1843-1850 годах под руководством Станислава Кербедз. Авторство рисунка решёток долго приписывалось Александру Брюллову, но на чертежах его фамилия отсутствовала. Зато на одной схеме, подписанном Кербедзом, есть указание, что «рисовал и чертил поручик Бульмеринг».
Решётку оставили и после реконструкции моста в 1939 году. Она выглядит массивной, но в то же время и ажурной. Гиппокампы держат трезубец, ещё один символ Посейдона, который будто вырастает из ракушки.
Ещё одних морских коньков можно встретить на Аничковом мосту. Они тоже держат трезубец и изображены вперемежку с русалками и дельфинами. Мотив рисунка заимствован с перил моста в Берлине, построенного в 1822-1824 гг. немецким архитектором Карлом Шинкелем. Но, как и в случае с Благовещенским мостом, рисунок долгое время приписывали Александру Брюллову.
Вместе с наядами гиппокампы изображены на Ростральных колоннах. Их не так просто заметить, потому что морские коньки расположены на самом верхнем уровне, а в первую очередь все замечают скульптуры у основания колонн.
На втором уровне носы кораблей украшают фигуры молодых женщин с распущенными волосами, наяд. Изображения морских коньков украшают лишь четвёртую пару колонн. С земли их и вправду можно заметить не сразу. Зато моряки, которые в начале XIX века плыли на огни ростральных колонн.
Автор: Анастасия Котельникова, собрала коллекцию книг о Петербурге и заглянула во все открытые дворы-колодцы.