Найти тему
HUMA

Тарантино 19-го века - Эдгар Аллан По

Оглавление

Анализ творчества Эдгара Аллана По

Творчество Эдгара По одно из самых неординарных и, не побоюсь этого слова, причудливых. С самого начала он умеет задать тон произведению, буквально выставить картину происходящего перед носом читателя, забрать его внимание и внезапно поразить хлестким и резким поворотом сюжета. Его новеллы читаются с непередаваемым чувством интриги, а порой и ужаса. В его стиле прослеживается свобода, столь свойственная американцу: Эдгар По вершит судьбы своих героев так, как вздумается ему.

Главными произведениями писателя принято считать новеллы: «Маска Красной Смерти», «Убийство на улице Морг», «Золотой жук», «Падение дома Ашеров». Все эти произведения объединяет фундаментальная структура, подвластная самому По.

Что это за структура?

Как проявляется свобода писателя в его произведениях?

Какие характерные черты его главных сочинений?

Технический разбор произведений

Употребляя слово «технический» в заглавии пункта, я имею ввиду разбор, не исполненный углублением в смысловое и идейное содержание сочинения. Если сравнить четыре известные новеллы По, можно проследить одну интересную особенность – единый сюжет.

1) Произведение начинается с названия, что является первой составляющей, которая обращает на себя внимание читателя. Так, по заглавиям произведений «Убийство на улице Морг», «Падение дома Ашеров», мы можем догадаться, что один или одни из героев обречены на трагичный финал. Несомненно, мы рассуждаем и движемся в верном направлении, но, несмотря на сказанное в названии Эдгаром По, читая произведение, мы не можем предугадать как именно завершится действо.

2) Следующее за названием – начало. Писатель настолько мастерски погружает читателя в свой мир, что, прочтя только несколько первых строк, мы не можем оторвать глаз от текста. В этом аспекте По является великой и ужасной антитезой Льву Толстому, выделявшего на описание обстановки такой объем, какой не составляют все произведения американского писателя. Он подмечает особые детали, из которых и складывается картина. Как оказалось, чтобы передать образ человека, помещения, природы, нужно быть лишь наблюдательным и чутким, а не многословным и красноречивым (это отнюдь не означает, что слог По не прекрасен).

3) Несмотря на излюбленность к непредсказуемым концовкам, Эдгар По не являет внезапность из воздуха. К внезапности читателя подводит следующая стадия развития сюжета – интригующая. Так, в произведении «Падение дома Ашеров» предвещающей развязку частью является процесс вынесения гроба с неожиданно умершей леди Маделиной. В кульминации к главному герою приходит обеспокоенный и пугающий господин Ашер.

4) Всё кончается тем, что леди Маделина восстает из мертвых, главный герой бежит из дурного дома, а после и вовсе застает в заглавии предвосхищенное Эдгаром По падение дома Ашеров.

Не взирая на то, что падение дома непременно состоится, оно кажется читателю столь непредвиденным и скоропостижным. В этом и заключается прелесть произведений американского писателя.

Свобода

Главный герой каждого художественного произведения проходит свой исключительный духовный путь. Нетрудно догадаться, прочтя даже меньше половины «Преступления и наказания», что Раскольникова не ждет ничего хорошего в конце произведения. Проявившиеся в его поступках эгоизм и бессердечность свидетельствует о нечистоте его нравственных исканий и противоречий. Главный герой произведения «Доктор Живаго» был обречен на смерть, ввиду своей отрешенности от общества, неустанному приданию любовному беспамятству, отчужденности своего самозабвенного мышления.

Стоит сразу утвердить, что в новеллах Эдгара По нет неопределенности в делении на главных и второстепенных лиц, столь распространенной у Чехова или Горького. У По главный герой отчетливо представляется автором, если не в экспозиции, то в завязке сочинения.

Писатель не взирает на прошлое главного героя, на его духовную принадлежность или совершенные поступки. Эдгар По распоряжается его судьбой, будто собственностью. Его герои несамостоятельны, их жизнь зависит от воли автора.

В произведении «Маска Красной Смерти» равнодушных к разгоревшейся болезни за территорией замка, плевавших на своих подданных, он не приводит к душевному отмыванию, невозможному для оных, не подвергает моральным терзаниям или укоризне совести, он даёт Красной Смерти восторжествовать, забрать жизни всех тщеславных и зазнавшихся, тем самым восстанавливая свою сугубо субъективную справедливость. Такая особая форма расправы над негожими не может не напомнить известное произведение Квентина Тарантино «Однажды в Голливуде». Режиссер позволяет одному из главных персонажей совершить суд над хиппи, некогда в реальности покусившимися на знаменитую актрису шестидесятых. Как и в «Однажды в Голливуде», писатель является творцом справедливости, небесным судьёй, в руках которого судьбы главных героев.

Особенности повествования

· В первую очередь хотелось бы отметить то, что у Эдгара По прослеживается интересная и невиданная тогда литературой схема повествования. Если в более коротких новеллах он рассказывает историю линейно, то в уже в замысловатых и тяжелых сочинениях он приводит другой тип изложения истории.

Эдгар По действует по приведенному выше порядку, однако после неожиданной и, казалось бы, ничего не изъясняющей концовки, он приводит еще более шокирующее её объяснения от лица одного из героев.

В новелле «Золотой жук» мы можем наблюдать интересную историю про на первый взгляд чудного господина, верящего во всякие предания, легенды и прочие глупости. Как и рассказчик, поначалу читатель считает его идиотом и вполне оправдано. Единственное, что мы видим – необоснованные, лишенные всякого смысла поступки, совершаемые представленным героем, пытающегося найти мнимые сокровища. Как изящно у Эдгара По получается выставить идиотами рассказчика и читателя после того, как гениальный Легран откапывает заветный клад. Однако, дело даже не в этом. Причудливые действия, совершаемые героем изъясняются им же. Читатель соотносит прочитанное, в голове складывается ясная картина, герой преображается: теперь он не чудак, теперь он сообразительный и догадливый господин.

· Эдгар Аллан По не боится жестокости. В своем самом известном произведении «Убийство на улице Морг» он описывает преступление и насилие, совершенное над девушкой, с полной уверенностью в нужности этих подробностей.

· Писатель порождает абсурдизм. Описанная в произведении «Убийство на улице Морг» жестокость помогает возненавидеть преступника, нарисовать в голове его зверский образ. Но, как подобает нелинейному характеру изложения истории, Эдгар По вновь распыляет ненависть к воображенному нами беззаконнику, наконец разоблачая убийцу. Оказывается, что над женщиной измывалась обезьяна, поведение которой вдруг становится таким оправданным и невинным, что читатель перестает воспринимать всерьез преступника, прощая всё, полагаясь только на естественное отсутствие в нём моральных качеств.

· Эдгар По основоположник детектива. Примерами идеальных детективных историй являются феноменальные произведения По, именно «Золотой жук» и «Убийство на улице Морг», «Похищенное письмо». Эти структуры интригующего и захватывающего повествования легли в основы многих известных сочинений Эмиля Габорио, Артура Конан-Дойля, Александра Грина. Точно такую же схему изложения истории мы можем встретить и в восьмом фильме Тарантино «Омерзительная восьмерка». Поначалу нас осторожно проводят к главному действу, сокрушают неожиданными поворотами сюжетов, после раскрывают, как мы к этому пришли.

Окончание

Эдгар По – один из лучших американских писателей в своем жанре, а именно в новелле. Прочтение одного маленького произведения По может стать началом для широкого и более подробного изучения его творчества, поскольку только одна минута заинтересованности автором может зацепить внимание на целые недели.

По сделал огромный вклад в литературу, представив ей детективный жанр во всей его красе.

По стер представления о малой значимости сюжета в литературе. Сюжет в его произведениях становится неотъемлемой частью духовного мира главных героев. Всё происходящее влияет на нас, всё, что движет нами – трансформирует наше мышление. Поэтому писателя можно уместить на стороне формы, нежели чем на стороне идеи, хотя и смысловое содержание его сочинений глубокое и богатое.