Найти в Дзене
Исторический Ляп

Режиссёр Алексей Герман: Режиссёр Хамраев на съезде кинематографистов обещал сказать о запрещённой картине, а сказал, сколько хлопка собрали

- А в 1986-м грянул знаменитый пятый съезд Союза кинематографистов СССР.

- Меня там выбрали следить за протоколом. Подкатывается ко мне режиссер Алик Хамраев: «Вот вы здесь собираетесь, ликуете, у вас все разрешают, а у меня картину запретили! Сейчас дайте мне хоть слово сказать с трибуны». Я начинаю писать в президиум, а меня все успокаивают. Наконец вызываю из-за кулис Черныха и Хейфица – говорю, что будет скандал. «Ну ладно, дадим мы слово твоему Хамраеву». Но дело подходит к концу, а Хамраеву слова не дают. Показываю пальцем на президиум и говорю: «Вы, сволочи, обещали мне! Почему не даете слово Хамраеву, у которого запрещают картину?» Ему дают слово.

Выходит Хамраев… И не говорит ни слова о картине! Он сказал, что республика цветёт, и хлопка в этом году собрали на три процента больше, чем в прошлом. До сих пор для меня загадка: он просто испугался, как потом объяснял мне? Или он и не собирался говорить? Может, это изощрённая хитрость? Ему просто надо было выступить на съезде, чтобы в Узбекистане его фамилию прочли в списках выступающих? Этого ведь было достаточно, чтобы картину сняли с полки.

Антон Долин. «Герман: Интервью. Эссе. Сценарий», 2015 г.

Герман не назвал запрещённый фильм узбекского режиссёраАли Хамраева, потому что его не было. Как и речи о процветании Узбекистана и росте сбора хлопка. Изучив стенограмму Пятого съезда Союза кинематографистов СССР, наш читатель Сергей Гусев легко обнаружил выступление (https://vk.com/doc16716709_611740253?hash=5gmXb1plGHNw9xtX209UGuYRolKWzZlU4Cq4SNoHV0z&dl=9lynzGfqBXXrDmsBs15B0yzUu4PwnvbK4DYuCGcNTcL) Хамраева на страницах 211-212:

«Я хотел бы сказать, что сейчас чувствую себя примерно так, как новый тренер сборной СССР по футболу Валерий Лобановский, которому только на днях поручили сборную, а я только сейчас благодаря Валентину Черных получил несколько минут, чтобы высказаться.

Начну сразу с трех предложений, которые я думал высказать всвоем выступлении. Первое. Предлагаю обратиться в Госкино СССР и — так как этого недостаточно — одновременно в вышестоящие органы с просьбой создать совместную комиссию Госкино СССР и Союза кинематографистов СССР, которая просмотрела бы все фильмы, лежащие сегодня «на полках», и решила их судьбу.

Второе предложение. Необходимо в новом составе правления и в новом составе Секретариата увеличить число представителей национальных республик, и не только на словах, а на деле показать, что дружба народов — превыше всего сегодня у нас.

Координировать работу республик, а их 15, должен человек, который всегда может прилететь в любой город Советского Союза и помочь своему другу, коллеге, товарищу.

И третье, последнее. Это не справка, а короткое заявление. Кто-то, может, знает, а кто-то не знает, что я создал 15 художественных и много телевизионных и документальных фильмов. Другой работы у меня нет, и ничем другим я заниматься не умею. Свой последний, пятнадцатый фильм сдавал в республике в течение шести месяцев.

И если мы говорим правду, то надо сказать её до конца. Не всегда Госкино и Союз кинематографистов могут решить судьбу картины, которая встретила сопротивление в республике со стороны тех или иных руководителей, временно занимающих ответственные посты, руководителей, считающих, что они обладают универсальными способностями разбираться в спорте, здравоохранении, кино и других сферах нашей жизни.

И я бы не говорил с такой болью, если бы не думал о тех, кто идет за нами. Нам посчастливилось — мы пришли в 60-е годы. Мы учились у Ромма, Рошаля, у Довженко. Учились у Чиаурели, у Юткевича, Чухрая. И я думаю о той молодёжи, которая будет бояться ставить острые проблемные картины, нужные сегодня нашей стране и партии. Я думаю: не появится ли поток детективов, комедий, мелодрам, новый поток серых, посредственных картин? Если вот так это будет продолжаться, особенно в республиках, то мы снова на следующем съезде будем говорить о том же, о чем говорим сегодня, говорим как настоящие граждане нашей страны. Спасибо за внимание».

Хамраев, как раз призывает именно разобраться с ранее запрещёнными фильмами коллег, и говорит о том, что его последний фильм тормозили, хотя в итоге и выпустили. Озабоченность грядущим потоком «детективов, комедий, мелодрам» от будущего постановщика детективного сериала «Место под солнцем» со скандальной балериной Анастасией Волочковой в главной роли сейчас звучит смешно, но клеветы Германа это не отменяет.