П. Н. Грузинский – талантливый, но сейчас почти забытый живописец. При жизни он считался прежде всего баталистом, но до наших дней дошли преимущественно жанровые картины. На некоторых из них есть интересные штрихи и канувшие в лету детали старого быта.
О самом художнике известно мало. Пётр Николаевич Грузинский родился в Курске в семье небогатого помещика. С детства он увлекался живописью и сначала учился самостоятельно дома. В 1851 году Грузинский поступил в воспитательное училище Петербургской Академии художеств, куда брали талантливых мальчиков, чаще всего из небогатых семей. Затем он продолжил учёбу в самой Академии, которую закончил в 1863 году. Учился Грузинский в классе батальной живописи под руководством профессора Б.П. Виллевальде. В 1860 году художник получил малую золотую медаль за картину «Цыганский табор», а в 1862 году за картину «Взятие Гуниба» получил большую золотую медаль, дававшую право на шестилетнюю пенсионерскую поездку за границу.
В Париже художник написал картину «Пикет зуавов на маневрах во Франции», которая была приобретена Академией, а также «Рынок в Фонтенебло».
В 1864 году Пётр Николаевич Грузинский приезжал из Парижа в Россию и отправился на Кавказ, где писал этюды с натуры и собирал материалы для картины «Оставление горцами аулов при приближении русских войск», которую позже показали на Всемирной парижской выставке.
За эту картину в 1872 году он получил звание академика. Художник скончался в 1891 году, похоронен в Павловске. Вот практически и все, что известно о самом Грузинском, но картины могут сказать о художнике больше, чем скупые строчки биографии.
У Грузинского довольно много работ с лошадьми, тройками, извозчиками. Подобные картины неплохо продавались, публике нравились эти сюжеты. В зимнее время подобные поездки были популярным развлечением, особенно в период праздников, с Рождества, Нового года (по народному календарю дня Василия Великого) и до Крещения. Также катания традиционно устраивались на Масленицу. Обратите внимание: на спине лошади бубенчики. Звон с одной стороны создавал веселое настроение, с другой помогал предупредить о несущейся тройке. Вешать колокольчики имели право только ямщики. Частные лица могли украшать свои "транспортные средства" ленточками и бубенчиками. Производство колокольчиков и бубенцов было серьёзным бизнесом.
На картине «Масленица» тоже можно увидеть тройки с бубенцами. Особенно любила праздничную езду молодежь. Часто девушки и юноши катались большой веселой и не всегда трезвой компанией, и иногда на крутом повороте кто-то улетал в сугроб.
На другой картине можно увидеть колокольчик, значит, перед нами именно ямщик с почтовой станции. Кибитки чаще использовали в южных регионах, а также в армии. Если присмотреться, можно увидеть у пассажира фуражку.
На картине «Возчики» изображены ломовые извозчики. Они занимались перевозкой грузов.
На картине «Домой» мы видим возвращающихся в родную деревню людей. Интересный штрих: помимо скромных пожитков у женщины еще и ребенок. Мы не знаем, откуда она возвращается, но если она ездила в город на заработки, то подобный «подарок» родственникам точно не понравится. Ситуация не такая уж редкая в то время.
На этом полотне мы видим богатый экипаж. Во-первых, кареты стоили достаточно дорого, во-вторых, целых 6 лошадей. Количество лошадей, которые могли запрягаться в экипаж, строго регламентировалось табелем о рангах. Шестерку мог позволить себе либо высокопоставленный чиновник, либо его семья. Чтобы координировать движение, впереди сидел форейтор. Форейторами обычно были подростки.
Казалось бы, обычная бытовая сцена, но тоже с интересными деталями. Дворник был главным источником сведений обо всех живущих или работающих в доме, поэтому, если требовалось кого-либо найти, обращались в первую очередь к нему. Он подметал не только территорию во дворе и на тротуаре, но проезжую часть, а там главным загрязнителем были продукты жизнедеятельности лошадей. Их старались оперативно убирать в специальные ящики. В данном случае мусор и не только собирают в корзину. Другая интересная деталь: у почтальона на груди можно рассмотреть медаль, вероятно, он бывший военный. В руках он держит письмо, а посередине конверта красное пятно. Это облатка - небольшой бумажный круг, которым запечатывали письма до того, как на конвертах появился клей. Облатки были чаще всего красными, а юные девы, как Татьяна Ларина, предпочитали розовые. Вроде бы мелочи, но из них и складывался быт.
Грузинский часто писал Кавказ, но этих работ почти не сохранилось.
Мой дзен.