Сперва напомню, что ещё июле этого года Мишустин побывал в городе Саров, где он посетил филиал МГУ имени М.В.Ломоносова и институт лазерно-физических исследований. И поездка эта не прошла даром.
По итогам поездки Мишустин дал ряд поручений, в том числе, касающихся научных разработок саровского Национального центра физики и математики. Про это событие у меня вышла отдельная статья «Ситуация с рентгеновским литографом после некоторого затишья снова получила импульс».
Так, Минпромторгу и Минэкономразвития было поручено проработать предложения «Росатома» по нескольким проектам, в том числе, по проекту создания отечественного рентгеновского литографа и производственных технологий для его использования. Срок исполнения поручений — 30 августа 2023 года.
Август закончился, предложения «Росатома», очевидно, проработаны, добро дадено, и «Росатом» начал финансирование проекта средствами из своих инвестиционных программ. Как сказал научный руководитель Национального центра физики и математики, академик РАН Александр Сергеев, проект также пользуется активной поддержкой правительства страны.
Таким образом, можно констатировать, что дело пошло. К концу 2025-го года сделают прототип установки на 90 нм, а промышленный образец к концу 2028-го года на 32 нм. Затем нормы будут постепенно продолжать снижаться за счёт более точной донастройки оборудования.
Об этом многострадальном проекте я уже неоднократно писал раньше. Для ознакомления с ним в общих чертах прочитайте мою статью: «Проект высокопроизводительного литографа, ушедшего в офис Чернышенко».
Этапы создания рентгеновского литографа
Альфа-машина
Этот этап рассчитан на 2 года и уже начат в инициативном порядке. Разработана 3D-модель вакуумной камеры, начато её изготовление. Разработана 3D-модель рентгенооптической системы.
Оптика машины будет давать разрешение менее 28 нм, но за счёт пока ещё несовершенной системы позиционирования (сканирования и совмещения) технологические нормы на этом этапе ожидаются в районе 90 нм.
Теоретический предел производительности этого прототипа в случае автоматической подачи пластин диаметром 100 мм — 40 пластин в час. Фактически же подача будет ручная, и реальная производительность будет находится в районе 3-х пластин в час.
Таким образом, прототип обещает быть построенным к концу 2025 года. Его задача — подтвердить правильность выбранной технологии. Проверка того, что все фрагменты технологии работают вместе, а не по отдельности. Это и источник рентгеновского изучения, и рентгеновская оптика, которая правильным образом проецирует изображение слоя микропроцессора на фоторезисте, это и фоторезисты, и система позиционирования нанометровой точности.
Промышленная машина 1-го поколения
Длительность работ по этому проекту оценивается в 3 года. В бета-машине топологическую норму рассчитывают поднять до 32 нм.
Ожидается готовность дискового лазера мощности 2,4 кВт. Размер пластин увеличат до 200 мм. Производительность — до 66 пластин в час, что очень неплохо согласно оценке технологов из Микрона, которым, по их словам, достаточно от 40 пластин в час.
Уже этот вариант можно считать промышленным, и его можно будет поставлять предприятиям микроэлектронной промышленности. Его обещают построить к концу 2028 года.
Промышленные машины последующих поколений
После проработки предложений «Росатома» про эти ранее фигурировавшие в планах доработки ничего сказано не было. Более того, предыдущий этап ранее ещё не назывался промышленным. Тогда это была просто бета-машина. Возможно, после проработок вопроса с Минпромторгом и Минэкономразвития было решено ускорить процесс поставки оборудования на предприятия, и делать бету уже как серийный экземпляр.
Однако это не отменяет того, что работы по литографу будут продолжаться, и появятся следующие поколения машин. На появление новых поколений ранее также отводилось 3 года.
Планировалось постепенное улучшение всех характеристик машины. Технологические нормы рассчитывали поднять до 28 нм, а затем до 16 и 12 нм.
К этому времени ожидается доступность дискового лазера мощностью 3,6 кВт, но теоретически а машине можно использовать и несколько менее мощных параллельных лазеров.
Таким образом, к 2032-му году у нас будет собственное оборудование, как минимум, для техпроцесса 28 нм, а как прогнозируемый учёными максимум — 12 нм.
Заключение
Конечно, можно относиться как оптимистично, так и скептически к тому, что мы сможем построить рентгеновские литографы и разработать производственные технологии для его использования, создать другое оборудование для литографических линий, химию соответствующей чистоты и т.п. в 2028-2031 годах.
По моим ощущениям, техпроцесс 28 нм у нас появится к 2030-му году. Возможно, машину на 28 нм удастся сделать и сразу к 2028 году в первом промышленном поколении. Это оптимистичный прогноз. А вот мой пессимистичный прогноз — 32 нм мы получим к 2030-му году а 28 нм у 2032-му. А как оно там на самом деле получится, покажет время.
А каковы ваши прогнозы? Что вы думаете по поводу наших рентгеновских литографов и сроков их появления? Появятся ли они у нас вообще? Ответы пишите в комментариях, подписывайтесь на мой канал а также не забудьте поставить статье нравлик! Удачи! :-)