Всего за время Сталинградской битвы, длившейся с конца июля 1942 года по начало февраля 1943-го люфтваффе потеряли 4054 боевых и транспортных самолета. В первый, оборонительный период, длившийся четыре месяца, было уничтожено или повреждено немецких 2638 самолета, а после начала контрнаступления и уничтожения группировки Паулюса – еще 1416. Конечно, самых точных данных нет, это только слова одного из советских специалистов, тем не менее даже сами немцы не отрицают этих потерь.
Сегодня хочу представить моим читателям довольно содержательную, хоть и относительно краткую статью о том, что творилось в Сталинградском котле, и какие усилия гитлеровцы предпринимали для того, чтобы обеспечить с воздуха армию Паулюса, в этот котел угодившего в ноябре 1942 года.
Автора данных, приведенных в этой статье – Георгия Афанасьевича Литвина, я не знал, и с ним до его смерти в 1999 году не встречался. Но я читал две его книги – «Я был воздушным стрелком» и «Маятник войны», и скажу вам, что они мне очень понравились, хотя, конечно же, особенными литераторскими способностями автор не сильно отличался.
Но в этих книгах было столько уникального фактического материала, что их можно было занести в разряд специальной справочной литературы сразу по нескольким направлениям. Правда, меня интересовало лишь одно направление – авиация, а Литвин во время войны был стрелком на штурмовиках Ил-2, и даже умудрился в этом амплуа сбить четыре немецких истребителя.
А после войны он работал переводчиком в Германии, и эти два события придают свидетельствам Г. Литвина особую ценность. Мало того, что имел непосредственное отношение к боевой авиации, так еще и получил возможность ознакомиться со многими трофейными документами, в том числе и со статистикой по люфтваффе.
Предлагаемая мной сводка со статистикой, касающейся действий и потерь люфтваффе под Сталинградом, была составлена Г. А. Литвином для журнала «Авиация и космонавтика», и увидела свет в №2 за 1993 год. Я думаю, что ей гораздо больше веры, чем иным другим цифрам по причинам, изложенным выше – профессиональный авиационный специалист (опытный техник-оружейник), склонный к сбору статистической информации и ее анализу, к тому же воевавший на южных фронтах, и, мало того – получивший доступ к немецким документам после войны, причем непосредственно к оригиналам.
Ну, а если кто этим цифрам не поверит, то попрошу обосновать своё неверие в комментариях.
2 февраля 1943 года завершилось величайшее из сражений Великой Отечественной войны – Сталинградская битва. В ходе оборонительных боев и начавшегося 19 ноября 1942 года контрнаступления советские войска нанесли сокрушительное поражение крупной группировке противника, составлявшей пятую часть всех его сил, действовавших на Восточном фронте.
Значительный вклад в разгром врага внесла наша авиация. В противоборстве с люфтваффе она истребила лучшие немецкие эскадры и блестяще осуществила воздушную блокаду окруженной в Сталинграде группировки противника. С некоторыми малоизвестными страницами истории сталинградского воздушного сражения читателей журнала знакомит Г. ЛИТВИН, бывший военный переводчик, долгое время работавший в Германии, ныне историк-исследователь.
Г. А. Литвин (1922-1999 гг.)
ЛЮФТВАФФЕ НАЧИНАЮТ И... ПРОИГРЫВАЮТ
После зимней кампании 1941/42 г. немецкое командование к июню 1942-го подготовило масштабное наступление на южном участке фронта. Руководство военно-воздушных сил Германии стремилось максимально пополнить свои соединения и части, чтобы усилить поддержку сухопутных войск с воздуха в будущих боях. Если в декабре 1941 года люфтваффе имели 5178 самолетов, то в июне - уже 6821. Полностью боеготовы были 4264 машины. Примерно 3000 из них находилось на советско-германском фронте.
Организационно они входили в четыре воздушных флота. Из которых: 1-й действовал в районе Ленинград - Волхов, 4-й дислоцировался на Украине и в Крыму, 2-й - в центральной части фронта, 5-й со штабом размещался в Норвегии.
Наиболее сильным был 4-й. В его состав вошли VIII воздушный корпус ближнего действия, IV воздушный корпус, а также самолеты командования «Юг». Кроме того, этому воздушному флоту оперативно подчинялись авиационные части Румынии и Венгрии.
С самого начала наступления на южном направлении вермахт встретил упорное сопротивление наших войск. Росли потери. С 1 мая по 30 ноября 1942 года люфтваффе потеряли на фронтах 10535 самолетов. Из них на восточном – 3193 бомбардировщика, 892 пикировщика и 3325 истребителей. Цели южного наступления не были достигнуты, хотя к ноябрю 1942 года противнику удалось достичь района Сталинграда и предгорий Кавказа. С этих рубежей немецко-фашистское командование планировало начать весеннее наступление 1943 года.
Этому не суждено было сбыться, так как 19 ноября 1942 года советские войска неожиданно для противника перешли в контрнаступление и окружили в районе Сталинграда 6-ю армию Паулюса и часть 4-й танковой армии. В котле оказались заперты войска общей численностью до 300 тыс. человек.
В ходе оборонительного периода битвы под Сталинградом наша авиация произвела 77710 самолето-вылетов. В том числе на поддержку сухопутных войск в тактической зоне - до 65 тыс. Сброшено 685937 бомб, ампул КС и выпущено реактивных снарядов общим весом 23 тыс. т. По войскам и технике противника выпущено 747 тыс. снарядов ШВАК, 408 тыс. снарядов ВЯ, 176 тыс. патронов БС и 3737 тыс. ШКАС.
За этот же период авиацией и ЗА уничтожено и повреждено на аэродромах и в воздухе 2638 самолетов противника. Наши потери составили 1505 единиц. Активность фашистов снизилась с 35166 самолето-пролетов в октябре 1942 года до 12708 в ноябре.
Гитлеровское верховное командование, исходя из «стратегических соображений», запретило войскам вырываться из окружения и приказало позиции не сдавать. Им была обещана всемерная помощь с воздуха и деблокада войсками вновь созданной группировки «Дон» под командованием фон Манштейна, самого опытного из командующих армиями. Кстати, до 1933 года он нередко бывал в СССР, присутствовал на военных учениях, неплохо знал сильные и слабые стороны Красной Армии.
Организация снабжения окруженной группировки по воздуху была поручена генералу Морцику - командующему транспортной авиацией люфтваффе. В 1923-1925 гг., в период тесного сотрудничества тогдашнего рейхсвера и Красной Армии, Морцик был летчиком-испытателем на немецком заводе «Юнкерс», размещавшемся в Филях под Москвой. Так что он тоже четко представлял особенности войны на Восточном фронте.
При его назначении учитывалось, очевидно, и то, что он проявил себя с лучшей стороны, командуя транспортной авиацией, снабжавшей окруженную нашими войсками в районе Демянска стотысячную 16-ю армию. Тогда этой армии удалось удержаться. Летом 1942 года она даже участвовала в окружении и разгроме нашей 2-й ударной армии под командованием Власова. Очевидно, на такой же исход, как было под Демянском, надеялись гитлеровские генералы и под Сталинградом.
Однако времена изменились. Иным стал боевой опыт советских войск. Более мощную поддержку фронту оказывал тыл. Наше высшее военное командование кое-чему научилось на горьком опыте поражений в Крыму, под Харьковом и на Волховском фронте.
24 ноября 1942 года Гитлер передал Паулюсу, что его армия будет ежедневно получать не менее 500 т грузов. Однако, несмотря на то что приданные авиационные силы и средства наращивались из месяца в месяц, обещание фюрера так и не было выполнено.
Усиление немецкой авиационной группировки под Сталинградом происходило за счет переброски авиачастей транспортников из Средиземноморья, а также самолетного парка летных школ, размещенных на территории Германии. Изымались и направлялись на Восточный фронт транспортные самолеты, имевшиеся в распоряжении различных рейхсминистерств. Начальник учебных заведений люфтваффе передал вместе с самолетами лучшие инструкторские кадры. Общее командование этими силами с 29 ноября 1942 года принял командующий VIII воздушным корпусом генерал-лейтенант Фибиг.
На решение задачи снабжения окруженных войск были брошены также 55-я и 57-я бомбардировочные эскадры. Это был вынужденный шаг, ослаблявший удары с воздуха по нашим наступавшим войскам.
Основным самолетом, предназначенным для переброски войск и грузов, в люфтваффе был Ю-52 с грузоподъемностью до 2 т. В ноябре 1942 года 4-й воздушный флот имел в своем распоряжении 200 таких самолетов. В декабре - около 240, а в январе 1943-го - уже 300-350.
К транспортировке грузов привлекались также бомбардировщики Хе-111 и Ю-86. В ноябре 1942 года для этих целей использовалось 100 самолетов Хе-111, в декабре - 130, в январе - до 200. Имелось также 60 машин Ю-86 с грузоподъемностью 1 т. Таким образом, «воздушный мост» с окруженной группировкой обеспечивали в ноябре 1942 года примерно 300 самолетов, в декабре - до 430 и в начале января - уже 550.
С 9 по 14 января 1943 года в район Сталинграда прибыло еще 20 четырехмоторных самолетов ФВ-200 и 30 Хе-177. Общее число машин достигло 600. Теоретически такого количества самолетов было достаточно для того, чтобы ежедневно подавать в котел обещанные фюрером 500 т. Однако на деле максимальный вес перебрасываемых грузов в самые удачные для немцев дни составлял едва ли 300 т.
В чем была причина такого положения? Командование люфтваффе и верховное командование вермахта не учли того, что мощь советских ВВС значительно увеличилась. Наши летчики многому научились и сражались героически, уничтожая немецкие самолеты всех типов.
Умело была организована система ПВО. Хорошо действовала зенитная артиллерия.
Что же касается нашей авиации, то сами немцы признавали ее безусловное преимущество. Генерал Хубе, к примеру, отмечал, что «советские ВВС над котлом делали все, что хотели». День и ночь наша авиация бомбила аэродромы внутри кольца, где садились вражеские самолеты. Немцы несли потери и в воздухе, и на земле. Так, в январе 1943 года в результате стремительного наступления наши танкисты прорвались на аэродром Тацинская и уничтожили 72 самолета Ю-52.
К середине января положение немецких войск стало катастрофическим: кольцо окружения сжималось. Все призрачнее становилась надежда на деблокирование армии Паулюса.
14 января 1943 года немецкое командование поручило дело снабжения своих войск в районе Сталинграда заместителю Геринга генерал-фельдмаршалу Э. Мильху. Тот еще раз «прочесал» все учреждения и летные школы. Дополнительно было изыскано 222 Ю-52 и 50 Хе-111. Авиапромышленность поставила 12 Хе-111 и 30 ФВ-200. Для решения задач транспортировки грузов решено было дополнительно привлечь 4, 6, 27-ю бомбардировочные эскадры.
Кроме того, на южный участок фронта были переданы новейшие, только что сошедшие с заводского конвейера самолеты Ме-323. Сюда же направлялась 1-я учебная эскадра тяжелых транспортных планеров с 64 самолетами-буксировщиками. 170 грузовых планеров типа DFS-230 и Go-242 должны были прибыть на Украину к 18 января 1943 года.
Мильх считал, что ему удастся этими силами с 20 января 1943 года ежедневно подавать в котел свыше 450 т грузов, а с 1 февраля - уже 570 т.
Но и этим планам не суждено было сбыться. 16 января Мильх прибыл в штаб 4-го воздушного флота в Таганроге. Здесь он установил, что реальная мощь приданных соединений транспортников стала меньше на 25 процентов. Он доложил в Берлин, что самолеты Ю-52 ввиду сильного сопротивления советских ВВС смогут летать только ночью. В его докладе за 17 января отмечается, что только 63 транспортника готовы к выполнению задания, остальные повреждены или ремонтируются. 18 января он попросил срочно прислать Ме-110, а также 110 Ю-88Г6 - так называемые многоцелевые разрушители, которые были способны противодействовать советским истребителям, а следовательно, могли летать и днем.
Однако штаб люфтваффе мог прислать только 12 таких самолетов, на другие требовалось установить дополнительные бензобаки. Мильх издал строгие приказы, касающиеся как летного, так и наземного персонала. Однако это уже не помогало.
За девять недель были сбиты 495 немецких самолетов, привлекавшихся к транспортировке грузов. Из них - 269 Ю-52, 169 Хе-111, 42 Ю-86, 9 ФВ-200, 6 Ю-290. С учетом уничтоженных на земле потери составили свыше 800.
К 15 января 1943 года снабжение окруженных войск упало до самого низкого уровня. Советские войска заняли аэродром Гумрак - последний в котле. Доставка осуществлялась путем сброса грузов, которые чаще доставались нашим, чем попадали по назначению. Немцы начали отвод всех уцелевших транспортников в тыл. Остатки Ю-52 были переброшены в Таганрог. Хе-111 перебазировались в Ворошиловград (Луганск), Сталино (Донецк) и Макеевку.
31 января прекратила сопротивление южная группировка во главе с фельдмаршалом Паулюсом, а 2 февраля - северная под командованием Штрекера. Так закончилась величайшая из битв всех времен и народов.
В период контрнаступления под Сталинградом и при организации воздушной блокады окруженной группировки противника наша авиация совершила 35929 самолето-вылетов. Причем из 76 суток только 28 были полностью летными по метеоусловиям. Авиация противника за это же время произвела только 18500 самолето-пролетов.
Нашей авиацией было сброшено около 141 тыс. авиабомб, ампул КС и выпущено около 32 тыс. реактивных снарядов общим весом 8038,3 тонны. Выпущено более 300 тыс. пушечных снарядов, около 2581 тыс. пулеметных патронов.
Советскими летчиками проведено 950 воздушных боев. Потери немецкой авиации в воздухе и на аэродромах составили 1416 самолетов.
Документы немецких штабов свидетельствуют:
Радиограмма
26.12.1942 г. Совершенно секретно. Только для командования. Из оперативного отдела (1а) за № 414/42 группы армий «Дон».
Верховному командованию сухопутных войск. Оперативному управлению.
Командующий 6-й армией докладывает:
С 23.12. 14.00 до утра 25 туман, нет снабжения (окруженной группировки. - Г. Л.). 25.12 здесь улучшение летной погоды, но в течение дня не было ни одного самолета, ибо соединения «Хейнкелей» принимали участие в боевых действиях.
Ночью с 25/26.12 до 7.00 прибыло всего 34 машины только с 30 тоннами грузов снабжения. Сопротивление армии должно будет прекратиться, если скоро не будут приняты все меры по снабжению.
Кроме продовольствия, горючего, боеприпасов нужно немедленно ежедневно подавать боеспособное пополнение в количестве 250 человек - это предварительное условие дли тельной и стойкой обороны.
Подпись
31.12.42 r.
Сообщение
Командованию 6-й армии
Усилия группы армий самостоятельно и возможно скорее освободить 6-ю армию приостановлены. Современная обстановка и соотношение сил требуют ограниченного отступления восточного фронта на запад для того, чтобы собрать силы для наступления. Для собирания сил требуется больше времени. 6-я армия должна длительное время держаться в окружении. На требование группы армий основательно усилить снабжение окруженных главнокомандующий люфтваффе приказал снабжение по воздуху в ближайшее время увеличить в среднем до 300 тонн ежедневно. Соответствующие мероприятия через верховное командование люфтваффе проводятся. После того как снабжение улучшится, будет подаваться по воздуху и пополнение людьми.
Командующий группой армий «Дон». Оперативный отдел № 0396/42
Командующему
Подпись
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:
Сколько боевых самолетов противника сбили наши летчики 22 июня 1941 года
21-летняя Лидия Литвяк - первая в мире женщина-ас, попавшая в книгу рекордов Гиннесса