Найти в Дзене

Не хочу, чтобы ангелы надо мною смеялись

Меркантильным быть стыдно, а бессребреник - человек бескорыстный. Например, мне приходилось наблюдать эти два качества напротив друг друга, в сравнении. Я работала в одном учреждении и по штату там были положены две уборщицы. Одна мыла первый этаж, другая - второй. Метраж одинаковый, как и зарплата.

Всё было спокойно пока на первом этаже, в вестибюле, не устроили что-то типа "уголка зелени." Тут тебе и кактусы на подоконниках, и разные растения в напольных горшках. Всю эту зелень следовало поливать, иногда удобрять, пересаживать и вообще следить, чтобы выглядела свежо и красиво.

Раньше уборщицы наводили чистоту с утра и до двух, покидая здание одновременно. Теперь, получившая в нагрузку "уголок зелени," хотя бы раз в неделю, задерживалась часов до пяти - руководство обращало внимание на состояние здоровья недешёвых растений.

Поусердствовав месяц, уборщица первого этажа заговорила о материальной несправедливости. Завхоз - повседневный "руководитель" техничек, упрекнул её в меркантильности. Мол, разве ей недостаточно одобрительных слов от дирекции и коллектива? Она здесь много лет и уважение дорогого стоит.

Но "противная бабка" упёрлась и быть бы шумихе, но уборщица второго этажа согласилась поменяться местами, сказав: "С меня не убудет. Уж очень завхоз просил да и дело хорошее." Год спустя, "уголок" напоминал зимний сад. Появились этажерки с горшочками цветущих и вьющихся растений - их закупал завхоз и приносили воодушевлённые сотрудники.

Рабочий день уборщицы - озеленителя первого этажа продлевался на 2-3 часа уже дважды в неделю. Все не скупились на похвалу: "Ах, какая умница и рука, видно, лёгкая - вон, как всё благоухает!" При случае, завхоз подчеркнул её бескорыстность, что вызвало ещё большее восхищение. И только одна сотрудница высказалась грубовато и прямо:

"Кто везёт, на том и едут. Нашли бессребреницу! Глупая, бесхребетная натура. Давно бы ногой топнула , а она улыбается, стараясь для всех быть хорошей. Бесплатно! Ну и где здесь уважение и симпатия к ней?!"

Ну-с, затравка закончена. Предлагаю перейти к истории - на эту же тему, но острее и щепетильнее, поскольку её героини - родные сёстры.

Читайте, пожалуйста, без ожидания предсказуемого.

Рисунок Ольги Денисовой
Рисунок Ольги Денисовой

Не зря говорят, что внуки отрада для бабушки с дедушкой, а они - их защита. Сёстры Диана и Маргарита своих бабушку с дедом очень любили. Особенно бабулю - Наталью Романовну. Она была не из тех бабок, кто вяжет носки, ходит в платочке и бесконечно печёт пирожки. Наталья Романовна работала главным бухгалтером.

Муж на её ненормированный день не сердился. Он сам пропадал на северной стройке, стремясь заработать побольше. Не только для себя старались супруги - дочери с зятем кооперативную квартиру купили, внучкам пианино. Это они, возили девчонок к Чёрному морю, а уже подросшим, показали Москву и Ленинград с их театрами и музеями.

Подкидывали деньжат на наряды. На восемнадцатилетие, каждой, подарили полный комплект - серёжки, колечко, цепочку. То есть, не только ласковым словом проявляли любовь. И разницы между старшей и младшей не делали. Хотя, например, Диана родившаяся на три года раньше сестры, имела колючий, капризный характер, а Маргарита отличалась чувствительной добротой.

Но вот обе они вошли во взрослую жизнь - с учёбой в техникумах, потом с работой. Многое переменилось, тот же уклад страны. Но только не бабушка с дедом. Вложившись деньгами в свадьбу Дианы, они хотели раздербанить свою трёхкомнатную квартиру, но внучка предложила жить вместе. Зная бабушку с дедом, она предвидела, что они поладят.

... И вот уже дочка Дианы в школу пошла. Муж Натальи Романовны умер, а её зять ушёл из семьи. Рита оставалась при матери, помогая пережить обиду и расставание. Жили они не шикуя - на две скромных, бюджетных зарплаты. Часто бывая у бабушки, ещё деловой, энергичной, при пенсии и окладе бухгалтера (пусть уже и не главного), Рита видела, что та очень даже вкладывается в благополучие её старшей сестры.

Но рассуждала:

"Они вместе живут. Да, бабушка добавила Диане на шубу из норки, но и мне зимние сапоги подарила. И разве степень любви определяется через цену подарка и материальную помощь? Я же вижу, как бабушка рада мне, искренне называя отдушиной. И не скрывает, что Дианка холодноватая, резкая. Хоть озолоти - лишнего не разморозится. Такая натура."

А ещё, Маргарите, казалось стыдным любить (ту же бабулю) за что-то, а не потому, что она родная. Мать ей говорила: "Бессребреницы мы с тобой, Маргаритка. Над нами скоро ангелы будут смеяться." Впрочем, и она относилась к Наталье Романовне с дочерней любовью и уважением, ничего не выпрашивая.

В тридцать лет Маргарите выпала встреча с Иваном. Замужняя подруга постаралась, познакомив Риту с родственником своего мужа. Тот в гости приехал. Разведённый, с алиментами, из другого города. Главные плюсы - не пьёт, стабильно работает и имеет жильё. Так что Маргоша не стала в себе сильные чувства искать. Погуляли, потом он звонил.

Снова приехал и замуж позвал, сказав, что "такая ему подходит." Свадьбу не затевали. Наталья Романовна подарила внучке сто тысяч. Рита только что руки не целовала из благодарности - крупная сумма позволила ей уверенней войти в мужний дом. Матери денег предложила немного, но та отказалась.

Вот так Маргарита оказалась за двести километров от мамы, бабушки, сестры, племянницы. Очень разная жизнь закрутила, подбрасывая личные проблемы. Основная - несколько лет не получалось ребёнка родить. Кое-как сподобилась. Одного, через два года - второго сынка. К своим, в этот период, ездила редко.

Предлагала матери поближе к ней переехать, бабушку к себе пожить звала. Но те, как приклеенные, отказались. Миновало лет десять. Племянница, дочка Дианы, прислала тётке и её мужу приглашение на свадьбу. Что ж, поехали. В денежном подарке, Рита объединилась с мамой. Сумма получилась не крупная, но приятная. Свадьба пела и плясала.

Наступил ожидательный момент для молодых - конверты с денежкой, сюрпризы в красивых коробках. Бах - Наталья Романовна, на тарелочке с голубой каёмочкой, ключи дарит. Не золотые, простые, но бесценные - от однокомнатной квартиры. Её личный подарочек правнучке. Самой уж за семьдесят, но не старуха. Нарядная, голос растроганный.

Здорово! Только Рита не поняла - откуда у бабушки такое количество денег, что на квартиру хватило? Позже, при встрече наедине, Наталья Романовна, будто в лёгком смущении, открылась внучке:

"Ваш дед, незадолго до смерти, наследство приличное получил после продажи квартиры своих стариков. Честно разделили с братом. Мы его часть банку доверили, под проценты и я много лет зорко следила, меняла место хранения, чтоб выгода ощутимей была. Вроде никто особенно не нуждался, вот и не трогала. А тут случай особенный - правнучка семью создала!"

Ещё не переварив, Рита спросила:

"А Диана всегда про дедово наследство знала?"
"Ну... вместе живём. Даже высказывала намерение семейные дырки из этих денег закрыть, но я была тверда, как скала!"

В голосе бабушки гордость звучала. Маргарита, с мужем и сыновьями, проживала в двухкомнатной квартире. Машина в кредит, дача свекрови. Муж продавец - менеджер в строительном магазине, сама - оператор автозаправки. Без нужды, но и лишнего нет. И вряд ли удастся, для сыновей накопить вот на такой дорогой подарочек.

Не ждала, отгоняла мысли, а они обидными стали. С матерью поделилась. Полностью согласившись с несправедливостью, та осторожно спросила:

"Может, мне завещание переделать? Квартира-то моя на тебя и Диану, пополам, записана. Сама она в бабушкиной живёт. Дочь её тоже жильём осчастливлена."

Ох, искушение какое! Но ведь и у неё, Риты, жильё есть. Сыновья небольшие и что-то ещё может придуматься. Да, Дианка покрепче живёт, но повод ли это обводить сестру вокруг пальца? Отказалась. Кажется, и мать вздохнула с облегчением. Наверное, ангелы с улыбкой смотрели на них.

Отсутствию корысти радовались или над глупостью насмехались?

Бабушка, Наталья Романовна, ещё много лет выглядела непоколебимой. Пра-правнучку нянчила, хозяйничала, насколько хватало сил и Диана дозволяла - старшая внучка оставалась с характером, не угадаешь, какой проснётся. Об этом пожилая женщина младшей внучке рассказывала. Не то, чтобы жаловалась... А может и так.

Устройство характера не позволяло Маргарите реагировать (да и чувствовать) с едкой иронией. Включалось сочувствие, понимание. Жалела она старость любимой бабушки. В девяносто лет, Наталья Романовна резко сдала. Дряхлость обняла её накрепко. А через год перестала узнавать близких и разговоры с ней стали невозможно - суть не улавливала.

Что ж делать, её родная дочь за семьдесят перешагнула, внучки молодые, да не по - настоящему, с какой колокольни смотреть. Как пошли затрудненья с Натальей Романовной, Диана объявила, что на помощь рассчитывает. От матери и сестры, прежде всего. Первая была бы рада помочь - в соседнем районе жила.

Но дурную шишку из груди удалили и курс химиотерапии, во второй раз назначили. На себя её только хватало. Маргарита, прежде всего к маме, ежемесячно приезжала в Самару, безрезультатно уговаривая перебраться в свой город. И бабушку заходила проведать. Вроде естественный ход бытия, а слёз сдержать не могла.

Перестилала постель, кормила с ложки, утирая подбородок, как ребёнку. Шептала ласковые слова, на ответ не надеясь. Совесть Диана имела и запущенной Наталья Романовна не была. Не забывая это подчёркивать, считала справедливым, если Маргарита, бабушку к себе увезёт. На два-три месяца.

Чтобы Диана отдохнула, выспалась и восстановилась. Да и муж её от старухи устал. Диана любила бабушку. Помнила, сколько тепла от неё получила. Да и дорогие подарки умела считать с благодарностью. Диане не желала она помогать.

Бабушкина материальная щедрость, в адрес семьи старшей внучки, оказалась столь велика, что все точки расставила. Кто больше любим, одинаковы ли правнуки. Да, она имела полное право на это. Своё отдавала. Но уж коль приняла это Диана - ей и нести любовь бабушки, ставшей нелёгким грузом.

Так и сказала сестре, разочаровав её донельзя.

Высказала с возмущением: "Да ты, Ритка, скрыто меркантильная, оказывается! И завистливая. Ну, готовься мать взять на себя, если понадобится. А я только навещать буду, как ты бабушку."
Рита не задержалась с ответом: "Тогда и наследницей квартиры только я стану. Дай Бог, маме долго самостоятельной оставаться - она на это очень надеется, но если вдруг, считаю справедливым вариант, как ты с бабушкой предлагаешь. По - очереди. У неё ведь две дочери. И вот она любит нас одинаково."

... Месяц назад умерла Наталья Романовна. В 91 год. От матери Маргарита знала, что бабушка к своему последнему дню всё заранее приготовила и деньги на похороны, поминки были ею отложены. Поэтому не предлагала денег сестре, хотя та махала чеками, записями в блокноте. Венок привезла и охапку живых цветов.

Искренне плакала у могилы, поскольку хоронила любимую бабушку к которой не имела ни обид, ни претензий.

от автора: Да, очень переменилась Маргарита. И перемену свою не ругает. Говорит: "Всё должно меру знать. И меркантильность, и бессребренность. Да и кто в нас абсолютное бескорыстие одобряет? Такие же грешные люди, как я, а не ангелы."

Благодарю за прочтение. Пишите. Голосуйте. Подписывайтесь. Проявляйте себя, если не трудно. Лина