Найти в Дзене
Исторические сражения

Каким был любимый центурион Цезаря

Его можно назвать безумцем, лишенным инстинкта самосохранения, но его преданности, отваги и воинского духа хватило бы на целый римский легион. Он слепо верил своему полководцу и прошел с ним все войны вплоть до убийства заговорщиками в Сенате. Этот человек выполнял задачи ровно в той форме, в какой они были поставлены, невзирая на их сложность и количество врагов. Марк Кассий Сцева - воплощение идеального воина. Свою службу он, как гражданин Рима без богатой родословной, начал простым легионером в VIII Августовом легионе, который Гай Юлий Цезарь сформировал для вторжения в земли галлов. Впервые в сражение новое формирование вступило в 57 году до нашей эры при Сабисе, где столкнулось с племенами нервиев. Кассий Сцева отважно воевал среди тысяч других молодых римлян. Выделялся тогда он лишь крупным телосложением и суровым лицом. Позднее, когда Галлия была покорена (как оказалось, лишь временно), Цезарю пришла в голову идея пересечь пролив и прощупать территорию бриттов. Он высадился на ю

Его можно назвать безумцем, лишенным инстинкта самосохранения, но его преданности, отваги и воинского духа хватило бы на целый римский легион. Он слепо верил своему полководцу и прошел с ним все войны вплоть до убийства заговорщиками в Сенате. Этот человек выполнял задачи ровно в той форме, в какой они были поставлены, невзирая на их сложность и количество врагов. Марк Кассий Сцева - воплощение идеального воина.

Свою службу он, как гражданин Рима без богатой родословной, начал простым легионером в VIII Августовом легионе, который Гай Юлий Цезарь сформировал для вторжения в земли галлов. Впервые в сражение новое формирование вступило в 57 году до нашей эры при Сабисе, где столкнулось с племенами нервиев. Кассий Сцева отважно воевал среди тысяч других молодых римлян. Выделялся тогда он лишь крупным телосложением и суровым лицом.

Легионы Цезаря строят мост в 58 году до нашей эры. Художник: André Houot
Легионы Цезаря строят мост в 58 году до нашей эры. Художник: André Houot

Позднее, когда Галлия была покорена (как оказалось, лишь временно), Цезарю пришла в голову идея пересечь пролив и прощупать территорию бриттов. Он высадился на южном побережье современной Англии в 55 году до нашей эры и отправился в окружении своих легионов покорять местные племена. Перед уходом офицеры озаботились выставить караул для охраны кораблей: воины стояли группами из нескольких человек на равном удалении вдоль побережья.

Караульным выбрали и Сцеву, который, по неизвестным нам причинам, был вынужден удерживать свою позицию совсем один. Когда к нему в гости нагрянула группа недружелюбно настроенных бриттов, он не отступил, а принял бой. Но чуда не случилось - один, конечно, в поле тоже воин, однако перебить всех варваров Сцеве банально не хватило бы сил. Тем не менее свою задачу он, оставшись без щита и шлема, выполнил.

Когда израненный легионер предстал перед Цезарем, он встал на колени и извинялся за потерю защитного вооружения. Тем временем Цезарь, уже осведомленный о случившемся, даже не думал о наказании столь храброго подчиненного, наоборот - Сцеву повысили до центуриона. Своим подвигом рядовой участник легиона вырос до младшего офицера сильнейшей армии древности.

Центурион Кассий Сцева. Художник: Arturas Slapsys
Центурион Кассий Сцева. Художник: Arturas Slapsys

Держа офицерский жезл из виноградный лозы (витис), Сцева продолжил демонстрировать примеры исключительного мужества на войне с галлами. Варвары подняли бунт против римской экспансии, и Цезарь снова прошел по всей Галлии, беспощадно подавляя очаги восстания. И такие офицеры, как Кассий Сцева, стали его безотказными карательными инструментами. Покорение завершилось осадой Алезии в 52 году до нашей эры и пленением предводителя галлов, которого затем провели по улицам Рима во время триумфальной процессии.

Три года длился перерыв. И в 49 г. до н. э. война пришла уже в само римское государство: в борьбе за власть легионы Юлия Цезаря сцепились с легионами Гнея Помпея. Гражданский переполох в Риме дал центуриону Сцеве еще одну возможность проявить себя. Произошло это в провинции Иллирия, где близ города Диррахий (ныне: албанский Дуррес) стороны крепко окопались, отстроили форты и организовывали взаимные штурмы. Одно из таких укреплений защищала когорта (в идеале это 480 пехотинцев) офицера Сцевы. И в июле 48 года до нашей эры им предстояло выдержать натиск 6000 воинов Помпея.

Ощутимая робость прошла по когорте при виде превосходящих сил противника. Однако центурион, никогда не дававший эмоциям взять верх, быстро пресек попытку оставить форт без боя. Он привел отряд в боевую готовность и достойно отражал все атаки. Сцева всегда находился в самой гуще боя и своим бесстрашием вдохновлял других бойцов. К концу этой страшной драки его меч затупился из-за количества заколотых им врагов. Он получил ранения в глаз и плечо, а на его щите насчитали больше сотни ударов от мечей и копий. Возможно, если бы все позиции в тот день обороняли такие, как Кассий Сцева, Цезарю не пришлось бы отступать.

Через месяц после Диррахия войско Помпея было все-таки разгромлено в сражении при Фарсале, что стало началом его конца. Примерно тогда же наш центурион получил очередное повышение: Цезарь сделал его примипилом X легиона. То есть командиром первой когорты, который обладал властью над всеми центурионами формирования. Но, к сожалению, о дальнейшей жизни Кассия Сцевы ничего неизвестно. И нет сомнений, что он все так же смело сражался с врагами Рима, пока не погиб в бою или не вышел на почетную пенсию.

Читайте также:

Голова как психологическое оружие: Карры и Легница
Исторические сражения
21 января