Найти в Дзене
Исторические сражения

Судьба жителей Константинополя после турецкого завоевания

1391, 1394, 1411, 1422 и 1453 - это даты, когда турки пытались взять столицу Византии. Пять масштабных операций по захвату города, и лишь последняя завершилась успехом. Количество попыток овладеть Константинополем до создания Османской империи и вовсе не счесть. Тем не менее все невзгоды, нашествия завоевателей из разных частей Евразии, государственные перевороты, бунты и страшную чуму 1347 года город достойно преодолел. Но перед армией турецкого султана, который обзавелся огромными пушками, он не выстоял. К середине XV века османы максимально окрепли, а Византия, наоборот, ослабла. В том же Константинополе времен императора Юстиниана I (VI век) проживало, по оценкам ряда историков, до 500 тысяч человек! Город цвел и был поистине велик и неприступен. А вот к моменту осады 1453-го население его не превышало 50 тысяч жителей. Так что процесс поглощения сильным соседом с имперскими амбициями был предопределен - просто артиллерия султана Мехмеда II оказалась катализатором неизбежного. Кон

1391, 1394, 1411, 1422 и 1453 - это даты, когда турки пытались взять столицу Византии. Пять масштабных операций по захвату города, и лишь последняя завершилась успехом. Количество попыток овладеть Константинополем до создания Османской империи и вовсе не счесть. Тем не менее все невзгоды, нашествия завоевателей из разных частей Евразии, государственные перевороты, бунты и страшную чуму 1347 года город достойно преодолел. Но перед армией турецкого султана, который обзавелся огромными пушками, он не выстоял.

К середине XV века османы максимально окрепли, а Византия, наоборот, ослабла. В том же Константинополе времен императора Юстиниана I (VI век) проживало, по оценкам ряда историков, до 500 тысяч человек! Город цвел и был поистине велик и неприступен. А вот к моменту осады 1453-го население его не превышало 50 тысяч жителей. Так что процесс поглощения сильным соседом с имперскими амбициями был предопределен - просто артиллерия султана Мехмеда II оказалась катализатором неизбежного.

Монструозная бомбарада на осаде Константинополя в 1453 году. Художник: Christa Hook
Монструозная бомбарада на осаде Константинополя в 1453 году. Художник: Christa Hook

Конечно, турки достигли успеха не только благодаря солидному артиллерийскому парку, коим заведовал, предположительно, венгерский инженер Урбан. Это также заслуга османского флота, блокировавшего и обстреливавшего город с моря. А без многотысячной сухопутной армии, которая в итоге и штурмовала стены Царьграда, и вовсе не было бы той победы, изменившей ход истории. Около 60000 воинов трудились на той осаде со стороны турок, в то время как византийскую столицу защищали около 7 тысяч.

Хотя осада длилась всего лишь 55 дней, обе стороны понесли огромные потери. Османский султан безвозвратно терял тысячи воинов при каждом штурме. Боль, страдания, гибель товарищей - все это влияло на эмоциональное состояние осаждающих. И в результате тяжелой осады возникла почва для жестокости, насилия и грабежей.

Когда янычары, сипахи, башибузуки и прочие отряды Мехмеда II вошли в город, они "убивали каждого, кто попадался им на пути - и на улицах городах, и в собственных домах". Победители не сильно разбирались, кто вооружен и оказывал сопротивление, а кто заплутал в попытке спастись, поэтому "пощады не было никому: ни мужам, ни женам, ни детям". Насытившись кровью, они начали организованно грабить всех жителей Константинополя: "одни грабили дома знатных горожан, а другие расхищали святыни и захватывали общественные здания". Часть византийцев турки уводили в плен, чтобы затем продать в рабство. "Зрелище было страшнее любой трагедии: воины захватывали целомудренных девиц из благородных семей, а самых красивых, до тех пор недоступных мужскому взору, использовали сами".

Любопытно, что все приведенные выше цитаты взяты из труда византийского писателя Михаила Критовула, который жил как раз в то время. И этот самый труд он написал по заказу султана Мехмеда II.

Турки в соборе Святой Софии в 1453 году. Художник: Marek Szyszko
Турки в соборе Святой Софии в 1453 году. Художник: Marek Szyszko

Все тот же Критовул писал, что у султана катились слезы, когда тот вошел в Константинополь и узрел произошедшее: "Какой город отдали на разорение!". Тем временем люди Мехмеда II заходили в каждую церковь и выносили христианские реликвии. А заодно грабили и убивали жителей, нашедших убежище в стенах храмов. Та же участь постигла тех, кто прятался в соборе Святой Софии. Его помещения были буквально переполнены людьми, и вскоре за ними тоже пришли. Повезло в тот день тем, кто добрался до стоявших в порту кораблей и успел по морю сбежать из того кошмара.

Справедливости ради стоит отметить, что через несколько дней после взятия Константинополя султан Мехмед сам стал привлекать в город бывших жителей. Он также освободил пленников, выделив для них дома на берегу залива Золотой Рог. Часть из них служила янычарами, а редкие из них могли пробиться на высокие посты. Но дорога в политические верха требовала принятия ислама. Тем временем финансовый сектор был фактически отдан под управление христиан. Султан понимал, что есть сферы, где бывшая византийская аристократия справится куда лучше, и не ставил им жестких условий. Так что не будет преувеличением следующий вывод: часть византийцев, особенно те, кто умел адаптироваться, даже выиграла от турецкой экспансии.

Читайте также:

Голова как психологическое оружие: Карры и Легница
Исторические сражения
21 января 2025