Марина шла по городу, не разбирая дороги. Она сама не знала, куда идёт: просто шла вперёд, чтобы уйти от обид и ссор, от всего того негатива, который окружал её в той, прошлой, жизни… Её глаза были сухими: Марина не плакала – плакать уже просто не было сил. Сейчас она мечтала уйти и никогда не возвращаться обратно в родительский дом, никогда больше не видеть мать и её мужа. Когда-то она мечтала об обратном…
…- Марина, дочка, ты ещё маленькая, ничего не поймёшь! – отмахнулась от девочки мать, красивая и немного грустная женщина.
- Но почему не пойму?! А ты объясни! Нам Татьяна Ивановна объяснила, почему дождь идёт. Я сразу всё поняла! – умоляюще смотрела на мать худенькая девочка с двумя тоненькими косичками.
- Марин, ты ещё маленькая! – повторила мать, – Мы – взрослые – сами разберёмся!
Марина часто слышала, как её мама и отец «разбирались»: они ссорились нередко, по любому поводу. Мать укоряла отца в том, что он мало зарабатывает, он её в том, что она всё измеряет в деньгах. Иногда родители не разговаривали друг с другом по несколько дней. Марине было нелегко жить в такой атмосфере: мать всё время нервная и обиженная, отец – злой и раздражённый. Она была буфером между ними, пыталась их помирить и как-то наладить отношения в своей маленькой семье. Но что может 8-летняя девочка?! Правильно, практически ничего…
На днях между родителями произошла очередная ссора. Мать кричала отцу, чтобы он убирался из её квартиры: жильё ей досталось в наследство от бабушки. Это происходило не в первый раз, однако в этот раз отец, действительно, собрал сумку и ушёл. А вчера он приехал за своими остальными вещами. Марина подслушала их разговор.
- Лиля, я подал на развод, – проговорил спокойно мужчина, – уезжаю на Север. Больше не буду раздражать тебя своим присутствием.
- Ты уверен в своём решении? – спросила у него мать Марины. Её голос почему-то предательски дрожал.
- Уверен, – вздохнул мужчина, – между нами давно нет любви и взаимопонимания. Нас связывает только дочь. Так дальше жить нельзя. Ты молодая, встретишь ещё своего мужчину. Всё у тебя будет хорошо. У меня, надеюсь, тоже…
- Ты с такой лёгкостью нас бросаешь?! – нахмурилась Лиля, – Мы ведь столько лет вместе…
- Да, живём мы вместе. Но давно уже каждый в своём мире. Я устал, Лиль. Устал от твоих постоянных упрёков, от твоих несбывшихся ожиданий… Мы давно стали чужими. Ты ведь и сама это прекрасно понимаешь…
После ухода отца мать Марины долго плакала, закрывшись в ванной. Марина слышала это, хоть она и включила душ. Отвечать на вопросы дочери о том, что же всё-таки произошло, женщина не посчитала нужным…
Отец уехал. Он, как и обещал, переводил алименты на дочь. Больше Марина его никогда не видела: мужчина не горел желанием общаться даже с родной дочерью…
- Нам с тобой никто не нужен! – вскидывала голову Лиля, – Будем жить вдвоём, назло всем станем счастливыми!
И они, действительно, жили вдвоём. И были вполне довольны своей жизнью. Марина ходила в школу, на продлёнку и на гимнастику, откуда её и забирала мать, возвращаясь после работы. Они вместе готовили ужин, разговаривали о жизни. Марина рассказывала о том, как проходили её дни, чем она занималась, что нового она узнала. Мать знала всех подруг дочери, все её интересы и увлечения. Никогда раньше они не были так близки. Марине казалось, что так будет всегда… Однако она ошиблась…
Марине исполнилось 12 лет, когда они с матерью впервые поехали на море. 2 недели солнца и пляжей, 2 недели веселья и развлечений. Они ездили на несколько экскурсий, ходили на аттракционы. Там, в небольшом курортном городке, Лиля встретила Александра – своего бывшего однокурсника. Он был родом из того же города, что и сама женщина. Здесь он, как и Лиля, наслаждался отдыхом, летом, солнцем и морем. Только не в пансионате, а в санатории, куда ему дали путёвку от работы. Неделю Александр практически не отходил от Лили. Марине его общество сразу не понравилось.
- А зачем ты покупаешь дочери такое дорогое мороженное? – обратился мужчина к Лиле, – Покупать на пляже – это же совершенно не выгодно! Здесь супермаркет недалеко – цены, как у нас дома!
- Ты что, собираешься катать её на всех аттракционах?! – возмущался он, – Так никаких денег не хватит! Давай – на одних сегодня, а на других – перед отъездом. Марина – взрослая девочка, должна понимать, что деньги ты не печатаешь! – поучал Александр мать.
Та, одурманенная морским воздухом и ощущением лета и свободы, кивала. Она была очень польщена вниманием к своей особе такого перспективного, на её взгляд, мужчины…
… Лиля с Мариной возвращались домой. За окнами поезда проносились города и деревни, море осталось где-то там, позади. Марина вздохнула: 2 недели отдыха пролетели, как один миг. Однако было в этом и кое-что приятное: наконец из их жизни исчезнет этот надоедливый Александр! Мужчина собирался уезжать спустя несколько дней. Марина надеялась, что в городе мать с ним больше видеться не будет…
Её надежды оказались тщетны. Александр явился к ним домой спустя 5 дней после их возвращения. У него в руках был пакет с продуктами.
- Знаешь, я тут подумал, – проговорил он, по-хозяйски озираясь в гостиной, – покупать цветы и конфеты – это пустая трата денег. Это совершенно не практично! Думаю, продуктовый набор будет гораздо лучшим подарком!
Мужчина достал из пакета 2 пачки масла, йогурт, сметану и 2 бутылки молока.
- Нам на работе дают продукты нашего производства по скидке, практически по себестоимости, – объяснил он, – а продукция качественная, хорошая…
Лиля смотрела на мужчину, расплывшись в глупой улыбке. Ей, наверное, было совершенно всё равно, что принёс Александр – главное, что он стоял перед ней.
- Давай пить чай! – предложил мужчина тоном хозяина дома, – А девочке, я думаю, пора заняться уроками!
Марина попыталась что-то возразить, но её и слушать не стали: Лиля отправила дочь в комнату. Девочка вздохнула: впервые мать поступила с ней подобным образом.
Это был первый раз, но далеко не последний…
Уже спустя пару недель Александр переехал к ним в квартиру со своими двумя сумками и противной таксой.
- А она похожа на Вас! – рассмеялась Марина, пытаясь погладить собаку. Та её едва не цапнула за руку, зарычав и ощетинившись.
- Да, видно, что девочка росла без отца! – скривился мужчина, – Никакого воспитания! Собаку трогать не нужно: она не любит чужих!
- Конечно, ребёнку нужна твёрдая мужская рука! – кивала Лиля, заглядывая Александру в глаза. Она, вообще, теперь во всём с ним соглашалась… О том, что мужчина назвал её дочь чужой, она как-то не задумалась.
Для Марины это стало откровением. Ей всегда казалось, что её мать – женщина самостоятельная и самодостаточная, уверенная в себе. Лиля ведь не зря пилила бывшего мужа: она всегда зарабатывала больше, чем он. Когда им нужны были деньги – мужчину уволили с работы – Лиля сразу нашла подработку. Женщина готова была работать в две смены, но опускать руки она не собиралась. Ещё Лиля всегда была в семье лидером. За ней было последнее слово и право окончательного выбора. Это Лиля решала, куда они поедут отдыхать и что нужно в первую очередь купить в квартиру…
В отношениях с Александром Марина мать просто не узнавала: женщина стала вести себя так, будто сама ничего не может решить, шагу ступить сама не может. Она советовалась с мужчиной по поводу всего: что приготовить на ужин, какие занавески купить на кухню, какой зубной пастой лучше пользоваться…
- Мужчина должен быть уверен, что ты без него ничего не можешь! – поучала Лиля дочь, – Видишь, с твоим отцом я этого не понимала. Поэтому у нас всё так плачевно и закончилось…
Марина мать понять не могла. Изменения, которые с ней происходили, девочке явно не нравились.
Александр в это время обживался в новом доме. Его тапки теперь стояли у порога, а зубная щётка – в стаканчике в ванной. Его вещи были развешаны на плечиках в шкафу, а правила, которые он устанавливал, были обязательны для исполнения. Естественно, касались они в большей степени Марины…
- Входить в комнату родителей можно только со стуком! – вычитывал мужчина девочку, когда та заскочила к матери – хотела поделиться радостью: она заняла первое место в школьной олимпиаде по математике.
- Смотреть телевизор со взрослыми нечего! Мы не смотрим передачи для детей! Иди лучше книжку почитай! – отправлял Александр Марину в её комнату по вечерам.
- Больше времени посвящай урокам! Нечего шляться по улице! – заявлял он, не разрешая Марине выйти на прогулку с подружками. Хотя спрашивала разрешения девочка у матери…
Лиля только кивала, соглашаясь с Александром во всём... Марина возмущалась, но её никто не слышал…
- Лиля, я считаю, нам нужно пожениться! – заявил как-то мужчина, – Я чувствую себя в твоём доме приживалой! Да и дочь твоя будет больше меня уважать, если я официально стану твоим мужем!
Лиля и Александр поженились. Марина узнала об этом уже вечером того дня, когда новобрачные отмечали это событие шампанским.
- А почему вы мне не сказали, что собираетесь пожениться? – спросила она у матери, – Почему не спросили моего мнения по этому поводу?!
- А зачем тебе об этом знать?! – Александр не дал Лиле даже рот открыть, – А мнение своё оставь при себе: оно никого не интересует! Так мы с матерью решили! Тебя это не касается!
Марина нахмурилась и ушла в свою комнату. Ей было очень обидно из-за тех слов, которые ей сказал мужчина.
- Зачем ты так? – протянула Лиля, – Мне кажется, Маринка обиделась…
- Ничего, пусть привыкает! Она не должна считать, что может решать за нас! Ты и так дала ей слишком много свободы! Дети должны делать то, что им говорят родители. А обиделась она или нет – не важно! На родителей обижаться – это, как по мне, полный абсурд.
Лиля согласно закивала головой: она априори была согласна со всем, что говорил Александр...
С этой женитьбой положение Марины в семье только ухудшилось. Теперь она ни на что не имела права, а Александр, напротив, имел. Он мог смело на неё кричать, проверять, что она носит с собой в портфеле, заходить в её комнату без стука…
- Что здесь происходит?! – Александр вернулся домой пораньше. У Марины в гостях были подруги: девочка позвонила матери, и та разрешила их пригласить на чай.
- Мама в курсе, – сразу же проговорила Марина, – она знает, что Лена и Люда у меня в гостях!
- Да мне плевать, знает она или не знает! Я против! Я не хочу, чтобы в моём доме шлялись какие-то непонятные подростки! Мало ли, что у них на уме: может, они что-нибудь стащат! – орал мужчина.
- Мы ничего красть не сбирались! – попыталась оправдаться одна из девочек.
- А тебя, вообще, никто не спрашивает! Вон отсюда! Чтобы духу вашего в моём доме не было! – продолжал кричать Александр.
- Это не твой дом! Это наш с мамой дом! – со слезами на глазах крикнула ему Марина, – Тебя сюда вообще никто не звал!
- Ах ты дрянь! Да я сделаю так, что тебя в этом доме не будет! Отправлю тебя в интернат! Будешь знать! – мужчина покрылся красными пятнами, – пошли вон отсюда, я вам сказал!
Марина ушла вместе с подругами. Она плакала, девочки, как могли, её успокаивали. Домой Марина вернулась только к 7-ми – тогда, когда должна была вернуться мать. Она надеялась, что та её поддержит и поставит на место своего мужа.
- Она так и сказала! – услышала Марина из кухни голос мужчины, – Сказала, что я здесь никто, что это её дом! Прости, но подобное я терпеть не намерен! Я и так долго закрывал глаза на ужасное поведение твоей дочери. Мало того, что она каких-то непонятных подруг в дом привела. Они музыку на полную громкость включили, не удивлюсь, что и алкоголь присутствовал… Я терпел её откровенное неуважение к тебе: это всё-таки твоя дочь, твои проблемы. Но подобного отношения к себе я терпеть не буду! Я не мальчик на побегушках! Будет ещё меня какая-то малолетка попрекать!..
- Сашенька, Маринке ведь всего 13, возраст у неё такой… Сложный… Потерпи, она привыкнет к тебе, примет твои порядки, – уговаривала женщина мужчину.
- Не приму! – Марина вошла на кухню, – Ты ведь сама разрешила мне пригласить подруг! А он, – девочка кивнула на мужчину, – не просто их выгнал, но и обидел: назвал воровками! И я сказала правду: это наш дом! Он здесь вообще никто!
- Как ты можешь, дочь! – лицо Лили покрылось красными пятнами.
- Видишь! А я тебе что говорил! Она тебя вообще ни во что не ставит! Я терпеть этого не буду! Оставайся со своей дочерью! Теперь понятно, почему у тебя не было мужа: с такой-то дочерью! Ты навсегда сама останешься! – зло проговорил мужчина, – С этой соплячкой никто не уживётся!
- Саша! Сашенька! – бросилась Лиля вслед за мужем, – С тобой мы после поговорим! – с ненавистью бросила она дочери…
Александр, естественно, никуда не ушёл: его вполне устраивала Лилина трёхкомнатная квартира и зарплата жены, которая была в разы больше, чем у него. Чтобы он чувствовал себя хозяином, Лиля прописала его в своей квартире. Однако отношения Александра с Мариной теперь обострились ещё больше.
- Я всё равно избавлюсь от тебя! – в открытую заявлял он девочке, когда жена его не слышала.
Лиля не верила дочери и слушала только мужа. Он говорил, что Марина всё выдумывает. Он, наоборот, всеми силами пытается найти с ней общий язык. В том, что любимый мужчина врать не будет, Лиля не сомневалась. А вот словам дочки не верила.
Марина не верила в то, что мать променяет её на мужчину. Однако, как говорится, вода камень точит…
…- Собирайся, мы завтра едем в лицей! – Лиля заглянула в комнату дочери, – Что ты лежишь?! Собирайся: автобус в 7 утра!
- Мам, но я не хочу никуда уезжать! – Марина расплакалась, – Я хочу остаться дома! Здесь моя школа, мои подруги, ты… Я не хочу никуда уезжать! Я же говорила тебе!
- Марина, ты совсем глупая?! Ты уезжаешь в математический лицей для одарённых детей! Это прекрасные перспективы и возможности! Ты ведь победительница практически всех школьных олимпиад по математике! Это прекрасный лицей! Причём, бесплатный! Это вклад в твоё будущее! – на одном дыхании проговорила Лиля заученные фразы.
- Мам, ты ведь меня туда отправляешь, только потому, что твой муженёк не хочет, чтобы я с вами жила! Ты меня променяла на него! А все твои слова о перспективах и возможностях – это так, для красного словца… – вздохнула Марина.
- Ты сама виновата! – прищурилась Лиля, – Я столько раз тебя предупреждала, чтобы ты слушалась Сашу и не конфликтовала с ним! Я устала быть буфером между вами! Ты не даёшь мне жить спокойно, не понимаешь, что я – не только твоя мать, но и женщина, жена. Я тоже хочу любви и личного счастья! Лицей – это не тюрьма. Будут у тебя там и новые подруги, и интересный досуг…
- Мам, ну, пожалуйста! Я постараюсь себя хорошо вести! – Марина умоляюще сложила руки на груди, – Я не хочу уезжать из дома!
- А ты, когда Лорда выпускала на улицу одного, о чём думала?! Думала, что я тебя по головке поглажу?! Собаку едва машина не сбила! Ты ведь знала, как Саша его любит! Это была последняя капля! Я вынуждена принять такие меры! Вынуждена! Ты сама в этом виновата!
- Я его не выпускала! Он сорвался с поводка! Я ведь уже сто раз говорила… Мам, я ведь не обязана гулять с этим противным Лордом! Не обязана за ним убирать! Это же совершенно невоспитанная собака: бросается на всех, кусает меня за ноги, вечно гадит прямо у подъезда! А мне приходится убирать! Если это любимая собака твоего Саши, то почему он о ней не заботиться?! Почему я?!
- Потому что он работает, а ты дома после школы сидишь! Не переломилась бы, если бы с собакой вышла прогуляться! – нахмурилась мать.
- Я и так вышла. Я не виновата, что она убежала, сорвавшись с поводка! Что я должна была делать?! Лорд ко мне не подходит!
- Нужно было его догнать и привести обратно! Мы в ответе за тех, кого приручаем! – проговорила женщина.
- Мам, я не хочу в лицей! – повторила Марина, – Ну, пожалуйста… Неужели для тебя какая-то собака дороже дочери?!
- Мне дорог собственный покой! Это больше не обсуждается! Твои документы уже в лицее. И это, действительно, хорошее учебное заведение. Будешь приезжать домой на праздники и на каникулы. Скажи спасибо, что не определили тебя в обычный интернат…
- Спасибо, мамочка! – прошептала Марина сквозь слёзы, – Спасибо тебе за всё…
Марина шла по городу, не разбирая дороги. Она сама не знала, куда идёт: просто шла вперёд, чтобы уйти от обид и ссор, от всего того негатива, который окружал её в той, прошлой, жизни… Её глаза были сухими: Марина не плакала – плакать уже просто не было сил. Сейчас она мечтала никогда больше не слышать о матери и её муже. Когда-то она мечтала о том, чтобы они её не выгоняли из своей жизни…
Марина помнила, как мать отправила её в интернат (пусть и назывался он специализированным математическим лицеем!), как не приехала к ней ни разу. Она, девятиклассница, приезжала домой только на каникулы: на выходные ехать было далеко и неудобно (Марине казалось, что мать специально выбрала самый далёкий от дома регион). Однако дома ей были не рады. Муж матери девочку просто игнорировал, а сама женщина старалась сделать так, чтобы дочь с Александром пересекались как можно реже. Когда приходило время возвращаться в лицей, все были только рады…
Сказать по правде, в лицее было не так уж и плохо. Там у Марины появились настоящие друзья, там она встретила свою первую любовь, нашла своё призвание. Марина поступила в университет на программиста именно благодаря учебе в лицее. Поступила, естественно, на бюджет. Домой она ездила всё реже…
Теперь у Марины была хорошая высокооплачиваемая работа и даже квартира, взятая в ипотеку. А недавно ей позвонила мать… Они не общались больше 5-ти лет.
- Ты должна нам помочь! – заявила она, – Я знаю, что ты хорошо устроилась, твоему отчиму нужно пройти обследование в столице. В больнице он лежать не хочет: сама знаешь, какие там условия. Мы решили, что он мог бы пожить 2-3 недели у тебя. Ты же всё равно сама в квартире живёшь!
- Мам, спасибо, конечно, за доверие, но нет! – твёрдо сказала Марина.
- Что значит «нет»?! Ты же понимаешь, что это не прихоть! Саше нужно обследоваться…
- Мне всё равно, что ему нужно! Разбирайтесь там сами. Я не буду больше вам мешать! Вы ведь об этом так мечтали!
Марина отключилась. Расправила плечи, улыбнулась сама себе. Она справилась тогда, 15-летней девчонкой. Справится и сейчас. В конце концов, мать научила её главному: думать в этой жизни нужно только о себе.
Автор: Ирина