Все же НЕ одна из главных игр года
Вышедшая в начале сентября Starfield разделила играющее человечество на два лагеря. Одни наслаждаются приключениями в космосе и радостно исследуют Вселенную, другие — указывают на многочисленные недостатки игры и сетуют, что за столько лет Bethesda успела забронзоветь и окончательно разучилась удивлять. Мы уже делились с вами первыми впечатлениями от Starfield, а теперь, пройдя ее до конца и познакомившись с ней гораздо ближе, готовы поставить одной из самых громких RPG года финальную оценку.
Если вы пропустили наш предыдущий текст, на всякий случай напомним: по сюжету вы — шахтер, работающий где-то на задворках галактики. Однажды вы с товарищами обнаруживаете в одном из забоев загадочный артефакт и прикоснувшись к нему, отправляетесь в галлюцинаторный трип. Вскоре за непонятной находкой прилетает представитель организации под названием «Созвездие», занимающейся исследованием Вселенной, и вербует вас в ее ряды. Теперь ваша задача — разыскать другие такие же артефакты и понять, что же именно они из себя представляют.
Мир Starfield тщательно проработан. В нем человечество давно покинуло погибшую по какой-то загадочной причине Землю (по какой — станет известно по ходу сюжета) и расселилось по галактике, освоив несколько десятков звездных систем. Основных фракций в этом мире три. Две из них — Объединенные колонии и Союз свободных звезд — это более-менее традиционные государственные образования, хоть и построенные на немного разных принципах. Третья — Алый флот — крупнейшая пиратская армада в освоенном космосе, за которой с одинаковым рвением охотятся и ОК, и ССЗ. У каждой фракции есть свои интересы и своя квестовая линейка, за всех при желании можно будет поиграть, причем параллельно.
Космические путешествия и вообще исследование Вселенной — одно из главных разочарований Starfield. Как мы уже рассказывали, действие игры по сути разворачивается во множестве изолированных друг от друга локаций, разделенных экранами загрузки. Игра подгружает данные, даже когда вы заходите в некоторые крупные здания на планетах или поднимаетесь на борт собственного корабля. Можно было бы, конечно, указать, что в таком крупном проекте иначе просто никак, но в мире, где существует No Man’s Sky, позволяющая безо всяких загрузок даже взлетать с планет и опускаться на них, аргумент этот звучит странновато.
С одной стороны, немного рваная структура игры может показаться мелочью — играли же мы так многие десятилетия и не возникали. С другой, в 2023 году хочется чего-то более естественного. К тому же обилие загрузочных экранов действительно выдергивает из мира Starfield, мешая вжиться в него по-настоящему.
Некоторые элементы игры получились вообще сугубо необязательными. Так — милые безделушки, о которых можно рассказать в презентации, но которые на самом деле вообще не нужны для успешного прохождения. Например, в Starfield есть система изготовления и апгрейда оружия и экипировки. Можно устанавливать на пушки и скафандры новые модули, которые перед этим необходимо исследовать, а для исследования, в свою очередь, часто надо прокачать определенные способности. Вот только пользы от этого большой нет. Игра абсолютно ненапряжно проходится, даже если вообще не трогать изготовление и исследования.
То же самое можно сказать еще о двух системах: постройке форпостов и дизайне кораблей (не путать с апгрейдами, о которых чуть ниже). Вы, конечно, можете заморочиться, прошерстить несколько планет, набрать необходимое количество ресурсов и отгрохать себе опорную базу или даже несколько. Но… чтобы что? Нужны они в первую очередь для того, чтобы заниматься на них все теми же крафтингом и исследованиями, добывать еще больше ресурсов и потенциально разместить там одну важную сюжетную штуку, которая спокойно поместится и на корабле.
В режиме дизайна корабля можно перемещать модули, создавая судно своей мечты, но и это для геймплея не так уж важно. Впрочем, если вам хочется воссоздать в игре «Серенити» из сериала «Светлячок» или еще какой-нибудь знаменитый космический корабль, то все в ваших руках.
А вот апгрейдить суда смысл есть. Тут можно менять лазеры, щиты, реакторы и другие важные узлы на более мощные, повышая живучесть и боевой потенциал корабля. Так что время от времени заглядывайте хотя бы ради этого к NPC, которые занимаются обслуживанием судов.
Наконец, по-настоящему не задалось у Starfield с сюжетом. Во всей основной квестовой линейке мы нашли ровно одно по-настоящему интересное задание, да и то обнаружилось уже под самый конец. В остальном же это банальные курьерские квесты, требующие слетать куда-нибудь и принести очередной артефакт. Не очень-то подходит для игры про раскрытие главной тайны Вселенной. С фракционными заданиями зачастую такая же петрушка. Например, на планете Neon можно завербоваться в корпорацию Ryujin и стать ее тайным агентом… чтобы затем несколько квестов подряд играть в фаст-трэвел туда-обратно.
Впрочем, как мы рассказывали в первых впечатлениях, иногда игра все же подбрасывает приятные сюрпризы. Так, попавшись на контрабанде, можно стать агентом под прикрытием в Алом флоте. А то самое единственное интересное сюжетное задание (оно, если что, называется Entangled) получилось действительно классным — настолько, что лично я даже здорово из-за него припозднился, так мне хотелось пройти его до конца и увидеть, чем все закончится.
Боевка, которую мы тоже хвалили в первых впечатлениях, не разочаровывает до самого конца игры. Сражения остаются динамичными и интересными, проработка ганплея сохраняется на очень высоком уровне. А вот битвы в космосе все же довольно быстро приедаются. В них зачастую все решает не мастерство пилота, а прокачанность корабля и то, сколько у вас на борту ремкомплектов.
Все это, конечно, очень печально. Такое ощущение, что Bethesda просто не успевает за динамично растущей игровой индустрией. Большая, богатая компания застыла, будто комар в янтаре, и пока вокруг кипит жизнь, внутри этого маленького неподвижного мирка царит стазис. Starfield, возможно, стала бы событием еще лет 10 назад, но сейчас она сама кажется артефактом далекой эпохи. И, в отличие от загадочных предметов, которые мы собираем в игре, при соприкосновении с ней никаких откровений нас не ждет. Это просто нормальная RPG, лучший комплимент которой заключается в том, что на этот раз в ней удивительно мало багов (я их вообще почти не видел). Звучит, согласитесь, практически унизительно.
Оценка: 7/10